Пастернак Б.Л.
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Яценко Лариса Владимировна

Материал о сложной судьбе замечательного русского писателя Б.Л.Пастернака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Б.Л.Пастернак1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Летопись жизни 1890, 29 января (10 февраля н. ст.). В Москве в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны , урождённой Кауфман, родился сын Борис. 1901—1908 гг. Обучение в 5-й Московской гимназии. По окончании поступает на юридический факультет Московского университета. Через год переводится на философское отделение историко-филологического факультета. 1913 г. Оканчивает университет. 1914 г. Женится на Е.В. Лурье. Поездка в Германию. (1923). Становится участником Левого фронта искусств (ЛЕФ). 1927 г. Разрыв с группой ЛЕФ. 1931 г. Уходит из семьи и женится на З.Н. Нейгауз. Поездка в Грузию. 1958 г. Присуждение Нобелевской премии. 1960 г., 30 мая. Б.Л. Пастернак умер на своей даче в Переделкине под Москвой; похоронен в Переделкине.

Слайд 3

Судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать, просто игнорировали. Конечно, Пастернак переживал все это очень тяжело. В письме к Ольге Ивинской он писал: «Я подавлен всей идущей кругом жизнью, полетом, огромным количеством честных людей, живущих, как надо, как требуется временем, и только я один подозрителен сам себе, и не собираюсь исправляться и буду чем дальше, тем все хуже». В 1958 году этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от высокой награды. Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. «Нобелевская премия»

Слайд 4

Творческая жизнь Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией. Для того чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика». Самые первые сборники стихотворений — «Близнец в тучах»(1914), «Поверх барьеров»(1916). В 1922 вышла книга стихов «Сестра моя — жизнь», которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака. В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения «ЛЕФ» .В эти годы поэт публикует сборник «Темы и вариации» (1923), начинает работать над романом в стихах « Спекторский » (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

Слайд 5

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл «Волны». (который впоследствии вошли в книгу «Второе рождение»). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта. В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Слайд 6

* Роман «Доктор Живаго» — вершина творчества Пастернака-прозаика . Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году, роман был напечатан в журнале «Новый мир». Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Слайд 7

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. .

Слайд 8

Анализ т ворчества Стихи Пастернака были чрезмерно насыщены метафорами. Прерывистые, взбудораженные, как бы задыхающиеся строфы многим было трудно читать. Будто торопясь зафиксировать поток явлений, Пастернак в своих ранних стихах пропускает несущественное. Он прерывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю о них додумываться. Иногда он более того не называет предмет своего повествования, давая ему множество определений, применяет сказуемое без подлежащего. Так, к примеру, построено у него стихотворение "Памяти Демона", где герой лермонтовской поэмы в тексте стихов ни разу не обозначен более того местоимением "он". Приходил по ночам В синеве ледника от Тамары, Парой крыл намечал, Где гудеть, где кончаться кошмару.

Слайд 9

Любое явление Пастернак стремится словно бы завладеть врасплох, описать его, как он однажды выразился, "со многих концов разом"; сравнения и уподобления дробятся и множатся, обступая взятый объект со всех сторон. Мир предстает двигающимся, пульсирующим, в отсветах и рефлексах. Тут "образ входит в образ" и "предмет сечет предмет". Стремление "поймать живое", "мгновенная, рисующая движение живописность" — так определял позже эту манеру письма сам Пастернак. Текли лучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Был полон лес мерцаньем кропотливым, Как под щипцами у часовщика.

Слайд 10

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества — благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на предмет, на природу. Поэт как бы убежден, что и внешние предметы, сама природа смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени. Пейзаж и автор как бы действуют попутно. И часто не поэт рассказывает о дождях и рассветах, а они сами, от первого лица, ведут речь о поэте. Этот прием, в котором проглядывает большое пантеистическое чувство, — один из самых характерных у Пастернака. Я в лес вхожу. И мне не к спеху. Пластами оседает наст. Как птице, мне ответит эхо, Мне целый мир дорогу даст.

Слайд 11

В стихах Пастернака предстает перед нами и Урал ("На пароходе", "Урал впервые"), и Север ("Ледоход", "Отплытие"), и родные поэту места близ Москвы ("После дождя", "В лесу", "Любка"). Ранние страницы Пастернака требовали усилий читателя, его, как сказала Марина Цветаева, сотворчества, работы воображения. С течением лет поэзия Пастернака становилась прозрачней, ясней. Сам поэт считал рубежом, отделяющим новую его манеру от прежней, 1940 год. Многое в своих старых стихах Пастернак в ту пору стал отвергать. Осуждая всякую манерность, он тяготел к классической форме. Стих его как бы очистился, обрел чеканную ясность. "Я постоянно стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану", — писал Пастернак в январе 1928 года Максиму Горькому, упрекавшему поэта в хаотичности его образов.

Слайд 12

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает. Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги », слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие». Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

Слайд 13

Произведения Бориса Пастернака это размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее . Имя неповторимого русского лирика — останется в истории литературы навсегда. Людям постоянно будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.

Слайд 14

Ресурсы: http:// www.litra.ru http:// all-biography.ru http:// lit-helper.com http:// www.wwwreferats.net Презентацию подготовила Петухова А. Руководитель Яценко Л.В. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака

Презентация посвящена жизни и творчеству Б.Л. Пастернака. В ней рассматриваются основные события жизни писателя, а также некоторые произведения Бориса Леонидовича....

конспект урока по литературе "Лирика Б.Л. Пастернака " 11 класс

В этом материале затронуты темы лирики поэта, дан анализ стихов, показана связь лирики Пастернака  с русской и зарубежной музыкой....

Б.Пастернак

Презентация содержит аудиофайл  "Сказка" в исполнении Б. Пастернака. Материал можно использовать на уроке литературы в 11 классе по программе Коровиной В.Я....

Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"

В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок пос...

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака.

Урок- исследование с использованием современных педагогических технологий: КСО, система развивающего и проблемного обучения, приемы деятельностного обучения. Урок способствует развитию анализа поэтиче...