Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся
статья по литературе на тему

Постригань Ольга Владимировна

 Данный доклад посвящен теме профилактики экстремистских настроений учащихся, был использован в качестве методических рекомендаций по формированию у школьников на уроках литературы антиэкстремистских настроений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstremizm.docx153.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд №1  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я предлагаю доклад на тему: «Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся»

Слайд №2    Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул:  «Сегодня  российское  общество  испытывает  явный  дефицит  духовных  скреп  – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда,  во  все  исторические  времена  делало  нас  крепче,  сильнее,  чем  мы  всегда  гордились. Именно  поэтому  определяющее  значение  приобретают  вопросы общего  образования,  культуры, молодежной  политики.  Эти  сферы  –  это  не  набор  услуг,  а  прежде  всего  пространство  для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
       
СЛАЙД № 3      Одним  из  действенных  путей  решения  поставленных  задач  выступает  гуманитаризация современного образования. Современное  состояние гуманитарного образования характеризуется поиском качественно новых подходов к подготовке молодых  людей,  востребованных  государством  как  граждан-патриотов.

        Слайд №4     Хочется привести слова Б. Шоу, сказанные им однажды: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле, как люди».

На современном этапе стоит задача  профилактики экстремистских настроений учащейся молодежи  как  системообразующей  ценности  социального  бытия.  

Слайд №5      Что такое «экстремизм»? Вообще, в современной науке нет однозначного определения у этого понятия. Если обратиться к этимологии, то слово экстремизм от латинского означает «крайний», то есть можно рассматривать это определение как принадлежность к крайним, сторонним взглядам, мерам и убеждениям.

 Слайд №6      На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры, даёт возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений.

Слайд № 7    В последнее время многие ученые обратили внимание на то, что художественное творчество помогает  избавиться от стресса, агрессивности, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.

Слайд   8    Художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Творчество, является мощным инструментом в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма. Находясь в творческой среде, у человека происходит формирование собственной толерантной жизненной позиции. Любое проявление терроризма и экстремизма вызывает отторжение и бурю отрицательных эмоций у творческой личности

          Слайд № 9,      И если из 50 человек, 25-27 детей пишут сочинение о войне, вспоминая своих предков, рисуют, участвуют в конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне, участвуют в концертах, митингах, занимаются волонтерским движением, то значит наша работа, проделана не зря. Если кто-то, собрав воспоминания, подарив ветерану цветок и т.д. станет чуточку добрее, вежливее по отношению к ветерану, если ученику, который сам собирал материал, не придет в голову исписать парк свастикой.

Слайд № 10   О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

 Слайд № 11    Значимость  использования  литературы  и  искусства  в  процессе профилактики экстремистских  настроений  российской  молодежи    обусловлена  тем,  что одной  из  причин, объясняющей  молодежный  экстремизм,  являются  характерные особенности  молодых  людей:

стремление  к  романтизму,  

к  героическим  проявлениям,  

поиске  личностного  образца  для подражания герою.

  Слайд № 12    Среди учащихся 9-11 классов было проведено анкетирование. Вопросы вы видите на слайде.

Слайд № 13       Результаты  анализа  тестовых  заданий  для  школьников гимназии  позволили выявить следующие особенности их поликультурного толерантного восприятия мира в процессе изучения произведений  литературы : 72 опрошенных

1. Для 91%  опрошенных художественный и реальный мир имеют точки соприкосновения в осмыслении социально-ценностных проявлений.

2. Литературные герои могут служить примером подражания для 83%  школьников..  ларина робин гуд гринев данко бильбо беггенс маргарита

3. Более  63%  опрошенных  подтвердили  необходимость  для  них  знаний  по  литературе  в  процессе  осмысления  толерантного  антиэкстремистского  диалога  в  современном мире.

4. Настораживает  отсутствие  позитивного  взгляда  на   развитие  социального мира,  так  как  около  68%  обучающихся  не  верят,  что  мир  будет  развиваться  по  законам  добра  и красоты.

5. 75%  опрошенных  раскрыли  в  своих  работах  диалогические  основания  личностного толерантного эмоционального разговора с автором и героями художественного текста;

Данные  анализа  результатов  опроса   школьников показали  необходимость  выявления механизмов, обеспечивающих личностное общение с героями и автором литературного произведения  в  контексте  поликультурного  диалога,  способствующего  профилактике экстремистских настроений российской молодежи.

  Слайд № 14   С целью эффективной профилактики экстремизма необходимо использовать самые разнообразные формы учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для:

- формирования ориентации детей на ценности ненасилия,

толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;

- развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;

- формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;

- формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся по выработке у них адекватной самооценки.

           Слайд № 15   Обретение общекультурной идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека, особенно старшеклассника, и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности педагога.

«КОВЕР ИДЕЙ»    Какие  технологии  для  формирования антиэкстремистких настроений вы используете на уроках литературы?

Слайд № 16     Активные формы, побуждающие ребят к размышлению, дискуссиям, спорам, проводятся в виде диспутов, обсуждений прочитанных книг, кино, литературных и театрализованных судов. Темы для таких обсуждений должны быть актуальными, живо интересующими ребят, заставляющими думать о себе, о своем месте в жизни, о своей жизненной позиции. Это может быть цикл диспутов по проблемам "Что значит быть современным", "Кто и каков герой нашего времени?", "Что такое мужественность и женственность?", "Как ты представляешь современного интеллигента?", "Зачем нужны этикет и хорошие манеры?", "Настоящий мужчина. Сильный человек. Что это значит?"

        Слайд № 18         Побуждают к спору, дискуссии, размышлению театрализованные литературные суды, проводимые по всем правилам судебного разбирательства с судьей, защитником и обвинителем. Это вырабатывает диалектическое мышление, способность самостоятельно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях.

                         Слайд № 19  Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.

Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности Учитель  направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

учебный диалог строго ограничен по времени;

если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных   ответов;

учебный диалог требует предварительной подготовки.

                 Слайд № 20 схема проблемно-диалогической технологииhttp://900igr.net/up/datas/99274/006.jpg

Слайд № 21    Все чаще педагоги использую в своей работе арт-технологии. Так что же такое арт - технологии? Арт- технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Выбор этой технологии не случаен. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к художественному слову с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания;

В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.  

            Слайд № 22.      Примеры арт-уроков: 

театрализованный урок,

урок-психодрама,

урок имитационного моделирования,

заочные путешествия,

уроки словесного  рисования,

учебные игры.

Упражнение «народная мудрость»

Задачи: знакомство с пословицами и афоризмами различных народов Востока и Запада; осознание различий в вербальных средствах; осознание сходства основных систем ценностей и представлений

Необходимое время – 40 минут

Обсуждаемые вопросы:

1)               определите какие ценности превалируют в данной культуре

2)               сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от ценностей и установок, которые в них отражены

3)               выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах

4)               попытайтесь найти аналогии этим пословицам в русском языке

5)               сравните ценности данного народа, с теми, которые характерны для русского народа

6)               определите к какой культуре и к какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы

 Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

ИСКУССТВО ЖИТЬ С НЕПОХОЖИМИ ЛЮДЬМИ

–Случалосьливам, разговариваясчеловекомвашейлингвистической группы, но имеющим другую репрезентативную систему, чувствовать себя непонятым?

Упражнение «Народная мудрость»

Задачи:

–знакомство с пословицами и афоризмами различных народов Востока и Запада;

–осознание различий в вербальных средствах – метафорах, образах, сравнениях, использующихся в языках разных народов для передачи одних и тех же мыслей;

–осознание сходства основных систем ценностей и представлений даже у далеких и сильно различающихся народов и культур.

Необходимое время: 50 минут.

Материалы: карточки из приложения 3.11.1.Приложение: примеры пословиц разных стран мира (3.11.1).

Процедура проведения. Ведущий делит участников на подгруппы по3–4человека. Каждая подгруппа получает одну из четырех карточек, на которой написаны пословицы и афоризмы, принадлежащие одному народу или одной культуре (приложение 3.11.1). Участники в каждой подгруппе должны внимательно прочитать пословицы на своей карточке и проанализировать их по следующим пунктам, которые заранее следует выписать на доске или листе ватмана.

1.Определите, какие ценности превалируют в данной культуре.

2.Сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от тех ценностей и установок, которые в них отражены.

3.Выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах.

4.Попытайтесь найти аналоги этим пословицам в русском языке.

5.Сравнитеценности, установкиданногонарода, атакжеобразыиметафоры, использованные в данных пословицах, с теми, которые характерны для русского народа и русского языка.

6.Определите, какой культуре и какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы.

На обсуждение в подгруппах дается 15 минут, после чего по очереди с небольшими докладами, опираясь на вышеперечисленные пункты, выступают представители от каждой подгруппы. В завершении каждого доклада подгруппа предлагает свою версию относительно того, какому народу принадлежит мудрость, а затем выслушиваются версии других участников, после чего ведущий сообщает, какому народу на самом деле принадлежат пословицы и афоризмы. После выступления представителей от всех подгрупп проводится общее обсуждение в группе.

Вопросы для обсуждения:

–Легколибылоопределить, какомународупринадлежатпословицыиафоризмы?

–Много ли нашлось пословиц и афоризмов разных народов, которым нет аналогов или которые противоречат ценностям русской культуры?

–Почему ценности разных культур и народов перекликаются и пересекаются?

–Если ценности и установки разных народов в большинстве своем общечеловеческие, то каким же образом безошибочно или довольно легко удалось догадаться, каким народам принадлежат пословицы и афоризмы?

Рефлексия занятия

При обсуждении занятия следует обратить внимание на следующие моменты:

–ценности, жизненные установки, представления о том, что хорошо и что плохо, как правило, являются сходными у различных народов и в разных культурах, однако средства, которые используются для выражения этих ценностей в языках разных народов – метафоры, образы, сравнения – различны;

–в разных культурах одни и те же ценности выражаются через различные языковые средства, обусловленные особенностями образа жизни и окружающей среды, включая климат, природу, растительный и животный мир, жизненный опыт, господствующие виды деятельности и способы организации досуга;

–часто значимые межкультурные различия во внешнем, словесном выражении не позволяют разглядеть те общечеловеческие ценности, которые стоят за внешними различиями и препятствуют межкультурному взаимопониманию.

Приложение 3.11.1

Примеры пословиц разных стран мира

(Карточка 1 – японские пословицы, карточка 2 – арабские пословицы, карточка 3

– немецкие пословицы, карточка 4 – американские пословицы, карточка 5 – англий-

ские пословицы).

КАРТОЧКА 1

Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.

Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг.

За излишней скромностью скрывается гордость.

Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко.

У человека внешность обманчива.

Тигр бережет свою шкуру, человек – имя.

Тщеславию, как сыпи, любой подвержен.

В дружбе тоже знай границу.

Кто терпелив, тот бедности не поддается.

Все, что цветет, неизбежно увянет.

Тот, кто много говорит, ничего не знает, тот, кто много знает, молчит.

Утку, которая крякает, застрелят первой.

КАРТОЧКА 2

У кого язык длинный, мысли короткие.

Ростом с пальму, а умом с ягненка.

Один финики ест, а другой косточки убирает.

Лучше спокойно есть луковицу, чем с оглядкой курицу.

Прожорлива, как червь, а работает, как калека.

Подкрашенные глаза не выносят дыма.

У плотника дверь всегда сломана.

Укушенный змеей боится веревки.

С минарета да на дно колодца.

Одной голове две руки служат.

Дружба после вражды слаще халвы.

КАРТОЧКА 3

Люби порядок, он сбережет твое время и силы.

У работы горькие корни.

Золотой ключик открывает все двери.

Глупость и гордость растут на одном дереве.

Против глупости даже боги бессильны.

С ссорами и спорами далеко не уйдешь.
263

Нечестно нажитое добро редко идет на пользу.

Умение быть довольным – самое большое богатство.

Одно слово для умного значит больше, чем целая проповедь для дурака.

КАРТОЧКА 4

Бог помогает тому, кто сам о себе заботится.

Чистота и набожность стоят рядом.

Если не выносишь жара, уйди из кухни.

Привычка рано ложиться и рано вставать приносит человеку здоровье, богат-

ство и мудрость.

Счастлива та страна, у которой нет истории.

КАРТОЧКА 5

Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба.

Треснувшую дружбу можно склеить, но она никогда уже не будет прочной.

Кот в перчатках мышей не поймает.

В закрытый рот муха не влетит.

Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.

Хорошую репутацию легче утратить, чем приобрести.

Болезни к нам являются верхом, а от нас уходят пешком.

Все девушки хороши, но откуда же тогда берутся плохие жены?

Желанный, как вода в туфлях.

Берегись молчащей собаки и тихой воды.

Привычка — вторая натура.

Изучаем пьесу А.М. Горького «На дне».

Одиннадцатиклассники уже убеждены, что пьеса, написанная более 100 лет назад, затрагивает и те проблемы, которые их очень интересуют. Перебрасывание мостиков из современности к произведению классики и от него снова к современности позволяет находить ответы на волнующие учащихся вопросы. И наиболее важный из них, который не может не возникнуть в связи с пьесой «На дне», – что такое подлинная доброта? Этот вопрос возникает каждый раз, когда речь заходит о Луке. Кто он? Добрый человек или лжец? Чтобы ответить на этот вопрос, прошу ребят вспомнить, как ведут себя они, если их постигло горе. Учащиеся понимают, что Лука, желая добра ночлежникам, утешал их. Даже приболев, мы сами ищем сочувствия от окружающих. А ведь ночлежники не просто приболели – они на краю гибели. Вряд ли они надеются на Луку, но выслушать его соображения они готовы.

И класс уже согласился, что утешить человека в беде надо. Пожалеть человека – это по-человечески.

– Но ведь утешения Луки погубили Актера? – задаю вопрос классу.

И снова мы вместе ищем ответ. Погубили не утешения. Актер загорелся желанием «возродиться» под влиянием Луки, а когда понял, что это невозможно, поспешил «сойти со сцены».

И все-таки, какой вывод? Утешать или не утешать?

На эти вопросы ответить трудно. Но, по-моему, более четко, понятно и доступно, чем сказано у театрального критика Юзовского, ответить нельзя: если житейски Лука прав, то жизненно не прав.

– Как понимать слова «житейски» и «жизненно»? Что выше «житейски» или «жизненно»?

– Выше, конечно, «жизненно», – отвечают ученики. И тут становится понятно, почему утешение может обречь человека на бездействие, а в условиях жизни ночлежников привести к гибели.

От этого вывода идем к осмыслению других проблем пьесы.

Такая работа способствует развитию самостоятельности, усиливает творческое и личностное начало учащихся и направлена на постижение идейно-художественного содержания произведения, а значит, на его прочтение.

Покажу это на примере фрагмента урока по роману Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» проблемно-диалоговую технологию

«Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романе

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»

   -История создания романа Б.Л.Пастернака не совсем обычна уже тем, что к этому произведению автор шел долгие годы, оно стало роковым в его судьбе и подвело своеобразный итог творчества этого сложного писателя. Нобелевская премия, присужденная за создание романа, так и не смогла попасть в руки её обладателя, наверное, потому, что это был человек с большой буквы, настоящий интеллигент, который не смог покинуть свою страну в тяжкие для неё годы. Он не отрекся от Родины, не отрекся от своих произведений и продолжал, не смотря ни на что, писать в них правду о суровой действительности. Его герой похож на своего создателя, иначе, наверное, не получилось бы той проникновенности в изображении чувств, характера, поступков, а самое главное, невозможно человеку с этим незнакомому описать тот небывалый процесс творчества, миг вдохновения, дарованный далеко не каждому. Не случайно роман «Доктор Живаго» называют «поэзией в прозе» или причисляют к жанру лирического романа. Возможно, что сам Пастернак не смог бы создать иное по жанр произведение, потому что сам воздух времени, эпохи, в которую он жил был полон стихов, ритмов, рифмовки.

Пастернак - поэт, и его творчество тесно связано с символизмом, а так как роман написан поэтом, то он близок к поэтическому восприятию действительности, отсюда и очень сильная знаковая система (т.е. система символов).

- Диалог мы начнём с выяснения значений ключевых слов.

С основного знака.

Итак, главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго.

Почему Пастернак даёт своему герою имя Юрий?

1. Юрий - созвучно юродивому, т.е. в отличие от обычных людей. обладающим даром провидения, видящим истину в жизни.

2. В Святцах отсутствует имя Юрий, поэтому при крещении давали имя Георгий, ассоциируется с Георгием Победоносцем, т.е. мужественным, а мужество Юрия Живаго заключается в том, что он остался самим собой, одерживает духовную победу.

3. В переводе с латинского – «землепашец», «созидатель».

- А теперь обратимся к фамилии. Почему фамилия Живаго?

1. От слова «жизнь».

2. В Евангелие от Матфея рассказывается о том, что когда Иисус Христос пришёл в окрестности Кесари, то спросил своих учеников: «Что говорят люди, кто я таков?». То один из учеников Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», т.е. вечно живой (Христа распяли, но не убили, потому что Бога убить нельзя).

Фамилия и имя символичны, но роман назван «Доктор Живаго».

-Почему именно доктор главный герой романа? Когда человек идёт к доктору?

(Когда болен, чтобы излечить какое - то физическое и душевное заболевание).

          - Почему доктор, а не врач?

(Доктор - какое - то домашнее слово, доброе, а врач - официальное)

Каково же назначение профессии врача?

Спасать жизнь людей.

Название романа символично. Вот вы сейчас говорили: «Живаго - жизнь, назначение врача - спасать жизнь.

Какую жизнь показывает Б. Пастернак в романе?

- Жизнь в эпоху войн и революций, поколение, живущее в эпоху социальных катаклизмов. Революции и войны разрушают установленный порядок, естественный ход жизни, ломают судьбы людей - это позиция Пастернака отражена уже в названии романа.

Что значит доктор в эпоху войн?

Доктор - это профессия нейтральная, его не имеют право убивать, брать в плен  (ч.l1, гл. 4).

Эта мысль, что профессия доктора нейтральна, отражена в поведении - героя.

Он, действительно, нейтрален, как бы созерцает эту жизнь, потому что считает, что история сама себя излечит.

Он постоянно находится между: войной и миром, белыми и красными (мы не знаем, кто он - белый или красный), между бытом и бытием, между Тоней и Ларой, между жизнью и смертью.  Он постоянно в дороге.

Мотив-символ дороги как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком.

Что символизирует образ дороги?

Образ дороги тоже символичен. Дорога связана с поиском истины. Истина связана с познанием жизни, путь к истине труден. Недаром Живаго в конце романа выглядит стариком.

--Почем же Юрий Живаго постоянно в дороге?  

- Где он пытается найти истину?

В труде: хороший врач, работает, чтобы спасать жизнь других (ч. 9, гл. 1);

на войне: не думает о себе, сам себя приносит в жертву (ч. 6, гл. 9);

в творчестве: пытается всё время писать о жизни поколения, пытается предсказать будущее, потому что в настоящем плохо, хаос (ч. 9, гл. 7-8);

в любви: жену любит как мать своих детей, страсти не было, традиция, любовь - долг, уважение. Любит как хранительницу очага, женился, как положено. Лару любит как поэт, для души, она вдохновляла его, питала жизненными силами.

- Давайте проследим, как внутреннее состояние героя раскрывается с точки зрения временного пласта.

Что символизируют времена года?

Весна - пробуждения бытия, движение жизни.

          Лето - расцвет бытия

Осень - символ засыпания бытия

Зима - замирание, умирание бытия

(Бытие - законы мира, не подвластные человеку)

-Что такое весна для Юрия Живаго?

Пробуждение душевного состояния героя, он оттаивает, как

порыв к творчеству. Лара появляется весной - зарождение любви.

Живаго умирает осенью

- Но мы говорим, что он Живаго? Что идёт после осени?

Зима - замирание, зимнее время всё посвящено творчеству. Это время. закрытое для всех. Зимой загорается свеча и зарождается творчество.

 - Что же такое зима в романе, какова её функция?

Преображение. Этот процесс невидимый, но внутренний, то есть идёт обновление, воскрешение.

- В чем воскрешение?

В творчестве. Он остался поэтом в вечности. Преображается в другой образ - поэта.

Через времена года Пастернак показывает зарождение, расцвет, умирание и преображение - это естественный ход человеческой и духовной жизни. Перед нами творец.

Как в романе показано зарождение творческих способностей?

(Эпизод со свечой ч. 3, гл. 10,11). 

- Что такое свеча? Символ чего?

Символ свечи как начала жизни, начала творчества, вдохновения. «Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важным символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу».

Вдохновение, огонь - начало творческой жизни; огонь в сердце - воплощение чувства любви, то есть образ свечи - это начало творчества и любви.

- Послушайте эпизод из романа о бабочке.

Чтение учеником отрывка из ч. 11, гл. 8)

- Итак, здесь главный образ – бабочка.

- Как происходит процесс зарождения бабочки?

(Гусеница - кокон - бабочка).

- Что это за процесс, если спроецировать его на творчество?

В начале гусеница - зарождение из безобразного, реального, быта, потом кокон - внутреннее движение, невидимое, внутренние животворящие процессы, затем появление бабочки - красоты, творчество.  

- Что делает бабочка в этом отрывке? (Мимикрирует)

          - Что это такое?

( Мимикрия - один из видов защитной окраски у животных и растений с окружающей средой, приспособляемость - ч. 13. гл. 16).

- Какой путь предлагает Пастернак доктору Живаго? (Мимикрировать)

В чём?

   в творчестве: Пастернак писал стихи, которые многие не понимали;

 с окружающим миром : кто не приспособился - умирает, кто приспособился, живёт. Живаго подстраивается ко многим событиям, нигде не сопротивляется жизни, воспринимает всё как есть (рубит дрова, копает землю, терпит нужду).  Умирает естественной смертью, потому что жил в гармонии с Природой (вспомните Базарова, Рудина - умирают, так как шли против гармонии жизни). Ехал в трамвае, который идёт по рельсам - замкнутый круг жизни, вышел и умер. Но остаётся живым в творчестве. Недаром роман заканчивается главой «Стихотворения Юрия Живаго».

Давайте посмотрим, почему стихотворения располагаются в таком порядке? Почему же глава открывается стихотворением «Гамлет»?

(чтение стихотворения учеником)

Главная мысль этого стихотворения? О чём оно?

«Гул затих. Я вышел на подмостки» - вышел на дорогу жизни. « Я ловлю в далёком отголоске

Что случилось на моём веку»- попытка понять, предвидеть. «Я один, всё тонет в фарисействе»- одиночество.

Жизнь - игра, бесполезно бороться, согласен играть роль. Здесь отражается трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно Гамлету, приходилось выбирать: быть или не быть.

 - А теперь проследите принцип последовательности стихотворений.

Почему стихи расположены в таком порядке?

Все времена года, все формы человеческой жизни:  времена - «Март», «На страстной», «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Осень», «Август», «Зимняя ночь» и т.д.,человеческая жизнь: «Объяснение», «Свадьба», «Разлука», «Свидание», «Дурные дни) - естественный ход человеческой жизни.

Заканчивается глава стихотворением «Гефсиманский сад»

 - Послушайте его и ответьте на вопрос: почему заканчивается этим стихотворением?

Что произошло в Гефсиманском саду?

(Иуда предал Христа, в этом стихотворении рассказывается о предательстве).

- Чем заканчивается стихотворение?

( Смертью, воскрешением и преображением)

Итак, сбылось, замысел осуществился, умер телесно, но воскрес в слове Живаго!

- Сегодня мы попытались раскрыть внутренний мир героя чере символику, исследовали духовные и душевные стороны главного героя, попытались разобраться в позиции Пастернака по отношению к миру окружающему.

Экстремизм в русской литературе.

Николай Гоголь. "Тарас Бульба":
"-- Перевешать всю жидову! - раздалось из толпы. - Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! . Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!
Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов".

Александр Блок. "Двенадцать":
"Товарищ, винтовку
держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей
в Святую Русь --
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую! "

Владимир Маяковский. "Вам! ":
"Знаете ли вы,
бездарные, многие,
думающие, нажраться
лучше как, --
может быть, сейчас
бомбой ноги
выдрало у Петрова
поручика?. .

Если бы он, приведенный
на убой,
вдруг увидел,
израненный,
как вы измазанной
в котлете губой
похотливо напеваете
Северянина! "

Антон Чехов "Ариадна":
"Мы женимся или сходимся с женщиной, проходит каких-нибудь два-три года, как мы уже чувствуем себя разочарованными, обманутыми, сходимся с другими и опять разочарование, опять ужас, и в конце концов убеждаемся, что женщины лживы, мелочны, суетны, несправедливы, неразвиты, жестоки, --одним словом, не только не выше, но даже неизмеримо ниже нас, мужчин".

Николай Лесков, «Очарованный странник»
— Ну, — говорю, — легко ли мне обязанность татарчат воспитывать. Кабы их крестить и причащать было кому, другое бы еще дело, а то что же: сколько я их ни умножу, все они ваши же будут, а не православные, да еще и обманывать мужиков станут, как вырастут.

Михаил Лермонтов, «Казачья колыбельная песня»
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа окружного семинара по профилактике антивитальных настроений среди обучающихся

Семинар был проведен в рамках работы в ЦПМСС "Ново-Переделкино" окружной стажировочной площадки по профилактике суицидального поведения среди обучающихся...

Программа по профилактике экстремистских проявлений «Мы разные – мы равные»

Данная программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурного развития, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

План работы по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся

Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и св...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....