"Незыблемые ценности в творчестве Л.Н. Толстого и современный взгляд на них" Литературная композиция
презентация к уроку по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Краснова Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя русско-татарская школа № 111 Советского района города Казани»

"Незыблемые ценности в творчестве Л.Н. Толстого

и современный взгляд на них"

Литературная композиция

О.Ю. Краснова, учитель русского языка

и литературы высшей

 квалификационной категории

ЭЛЬВИНА 1)  «В пореформенный период эпохи Александра II в иерархии ценностей такие понятия как Бог, Истина, Добро, Справедливость, Народ в общественном сознании видоизменялись и приобретали иные понятия. Утрачивала свой изначальный смысл и Семья как воплощение коллективных, родственных и общественных отношений.

  АДЕЛЯ  2) Лев Николаевич Толстой решительно выступал за сохранение старых патриархальных традиций в семье. Он, будучи отцом большого семейства, был против нововведений в организации семьи и стоял на защите ее устоявшихся порядков. Толстой видел всему начало в семье, а в ее укреплении он усматривал крепость государства, сохранение его национальных традиций, залог надежности и долговечности.

ЭЛЬВИНА 3) С самого начала писательской деятельности Толстого тема Дома и Семьи находилась в центре его постоянного внимания». (Википедия, биография Л.Н. Толстого)

 И спустя 2 века та же проблема волнует и наших современников, независимо от возраста.

АЛИЯ 4) Три девицы вечерком в 21 веке

Рассуждали об одном: семье и человеке:

Ренату обаял Печорин

И схожесть с ним она нашла

В душе своей,

Но и жалела,

что он несчастлив без конца.

5) Рената читает своё стихотворение.

Манящий образ

Лермонтов и народ эпохального героя создали:
Пёстрые панорамы быстро его разочаровали,
Меняя окружение своё, он ищет смысл жизни.
Проблема личности рассматривается исторично.
Образ «лишнего человека» использовал автор,
Чтобы героя душу показать яснее,
Для мыслей дать читателю простор,
Помочь раскрыться глубине идеи.

То бес, то ангел на его плечо садились –

Его стремленья потому разнились.

Любую женщину он мог к себе расположить,
В любой беседе собеседник был повержен.
Но чувствами людей не дорожил,

Конфликт с Печориным как неизбежность.


С Максим Максимычем при встрече наш герой
«Любезно» протянул лишь руку,

А сердце – на замке: конфликт с собой
Несёт и самому ему большую муку.

Союз княжны с Грушницким разрушая
И юного глупца на смерть толкая,

Григорий думает, что  прав. Без сожаленья

Ломает жизнь себе, княжне и Вере.

Рыдает он над загнанным конём

Не из сочувствия: амбиции страдают,

Запретного плода не достигает!


А Бэла у него игрушкой побывала,

Зачахнув от страданий, умерла

Красивая черкешенка младая…

А сколько было в ней тепла!

Сей образ демонический влечёт

Сплетеньем рока с романтизмом,

И автор по строкам его ведёт

На грани злобы с героизмом.

Согласна в корне с критиками я:

Печорин, сам себя съедая

Самоанализом своим,

 Любовь и дружбу разрушает.

И в этом с ним мы как две капли:

Располагает нежный возраст

Искать призрачный идеал – не находя,

Страдать, озлобясь,

Но лишь мгновенье: рядом есть

Заботливых родных сердца!

Жаль, что Печорина  не ждёт

Мать у родимого крыльца…

ЭЛЬВИНА 6) Никто не станет отрицать той важной роли, которую играют родители в формировании личности ребёнка, его мировосприятии, успешной самореализации. Поэтому очень важно учиться на чужих ошибках, совершая как можно меньше своих\, чтобы, например, не взрастить сына, очень напоминающего небезызвестного Митрофанушку.

АЛИЯ 7) Лев Толстой о воспитании детей говорил следующее (электронный ресурс http://rodovid.me):

 «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

АДЕЛЯ  8) Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

 Невозможно не согласиться со словами великого русского прозаика, акцентирующего внимание на том, что дети – отражение своих родителей. Эти проникновенные слова вдохновили Алсу на создание стихотворения «Открытие».

9) Алсу читает своё стихотворение.

Открытие

Прогресс, он не стоит на месте,

А быстро движется вперед,

И люди с ним, казалось, вместе,

Плечом к плечу, не замедляя ход.

Но всё в истории, друзья,

Имеет свойство повторяться.

И забывать нам всем нельзя,

Что могут имена меняться,

Но сохраняются сомненья,

Мотивы, мысли и дела.

И потому пера творенья

Не канут в Лету никогда.

Они все так же актуальны,

Ведь много ходит среди нас

Героев книг совсем реальных,

И вот они – здесь и сейчас.

Вот этот - вылитый Манилов,

Польстить всегда готовый вам;

Сомненьем, скукою томимый,

Язвит Печорин здесь и там.

На «квАртал звОнют» Простаковы,

Всем нам знакомые давно.

Они отнюдь не образцовы:

Нам назидание дано.

Мы можем вдоволь посмеяться,

Но важно всё-таки вчитаться,

Значенье глубину поняв,

На ус идею намотав.

И вот сейчас на первый план

Выходит славный Митрофан

И маменька его с отцом,

Ударившие в грязь лицом

В вопросе сложном воспитанья.

Хотите воспитать невежду,

Капризное дитя, глупца?

Так не теряйте же надежду!

Взялись за дело, господа!

Не нужно дитятке учиться,

Наукой напрягая ум,

Он может вдоволь полениться

И избегать всех «тяжких» дум.

Зачем ребенку воспитанье?

Не смейте словом упрекнуть!

И вот тогда за все старанья

Он «долг» захочет вам вернуть,

Отменным станет грубияном

Льстецом и маменьким сынком,

Напоминать он Митрофана

Так явно будет с каждым днем.

***

Вот как невежество подростка

Меня взяло в тревожный плен.

И я решила: детям просто

Дать положительный пример.

АЛИЯ 10) Лев Николаевич утверждал, что «назначение женщины – это труд рождения, кормления, взращивания детей, воспитания их в религиозно-нравственном духе, который она должна черпать из Евангелия; труд мужчины – это физический и умственный труд, направленный на совершенствование благополучия общественной среды, где живет его семья. Он настойчиво повторял: создание семьи – это великий труд, в котором требуется постоянная жертвенность супругов. А семейная атмосфера, наполненная любовью, является основным залогом воспитания полноправного гражданина и человека» (электронный ресурс http://pandia.ru).

АДЕЛЯ 11) «Вике́нтий Вике́нтьевич Вересаев, врач и писатель, рекомендовал девушкам, будущим матерям, через толстовские произведения приобщиться к высокой культуре чувств и отношений. Он настаивал на обязательном прочтении хотя бы тех страниц, где описывается состояние будущих матерей. Минуты великого ожидания … делают их людьми» (электронный ресурс http://pandia.ru).

ЭЛЬВИНА 12) Толстой считал семью самым главным человеческим единением. Он, будучи зрелым и богатым человеком, познав славу и всемирную известность, писал, что «необходимым условием для счастливой жизни человека» являются не деньги, не слава, а «благополучная семейная жизнь» (электронный ресурс http://pandia.ru).

АЛИЯ 13) Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что семья Ростовых из романа-эпопеи «Война и мир» является идеалом для многих поколений читателей. Да, случались и в ней размолвки, конфликты.  Но, благодаря постоянной душевной потребности в гармонии, поиске взаимопонимания, наконец, любви, «отцы» и «дети», супруги, братья и сёстры всегда ещё больше сплачивались, прощая обиды и помогая друг другу.

ЭЛЬВИНА 14) Восхищена и околдована Ростовыми,

Ралина создала творенье новое.

Студентка ныне, метит в доктора –

Стихотворение прочтёт её сестра.

15) Читаем стихотворение Ралины.

Есть семьи разные в толстовской галерее,

И каждой здесь присущ особый колорит,

Но замирает взгляд на той, что всех правее,

На той, где полотно огнём души горит.

Здесь видишь светлые тона любви,

Незыблемость семейного уклада.

Надеюсь: догадались вы,

О ком повествовать я рада.

Пройдут десятки лет, века…

Настанет новая эпоха,

Но эта эпопея будет жить всегда,

Храня в себе историю народа.

И пронесет она через года

Пример одной семьи московской,

Что идеалом будет слыть всегда,

Ведь речь здесь о чете ростовской.

Распахнуты ворота дома,

Для всех открыта добрая душа.

Балы Ильи Андреевича Ростова-

Роскошный пир для всего общества.

Шикарный стол, изысканные развлеченья,

Гостеприимство дивное сердец

И непосредственной Наташи устремленья –

Всё, что растрогает, растопит даже твердь.

Графиня-мама чутко направляет

Семейный свой корабль в волнах судьбы,

На каждого по-своему влияет,

Пусть ошибаясь, но в лучах любви.

И граф Илья ей в равновесье дан.

Он мягок и спокоен, крепок духом.

И всех несчастий мрачный хлам

От них отскакивает с громким стуком.

Живут Ростовы, искренне любя,

Сердца читателей навеки покорив,

И дети их в семье нашли себя –

Снимает шляпу перед ними мир.

Такими создал их Толстой

В упрёк Курагиным, на счастье нам.

Ростовы – трепетный мой идеал,

Спасающий весь род людской.

Да, были трудности у них,

Но все они преодолимы,

Если гармония живёт

В семейном очаге камина!

ЭЛЬВИНА  16)  Лев Николаевич считал семью единственным самодостаточным оплотом общества, призывая сохранять ее, ограждать от внешних разрушающих влияний, укреплять её основы. Нам всем, живущим в начале ХХI века, следует чаще оглядываться назад, чтобы глубже осознавать пройденный человечеством путь, черпать из него уроки и извлекать опыт. Необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития, ибо прошлое не уходит в небытие – оно определяет настоящее и влияет на будущее.

Видеоряд ФОТО СЕМЕЙ ведущих и чтецов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по теме «Творчество Л.Н.Толстого»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк литературной игре по творчеству Л.Н.ТолстогоАвтор:Окунева Наталья ФёдоровнаОбразовательное учреждение: МОУ ООШ № 27 станицы Советская Краснодарского края Новокубанского ра...

"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда....

Литературная гостиная: Творчество А.К. Толстого

•Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург —  умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский...

Литературная викторина_Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Литературная викторина_Жизнь и творчество Л.Н.Толстого...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Музыкально-литературная композиция "То было раннею весной..." (По творчеству А. К. Толстого)

Музыкально-литературная композиция «То было раннею весной…» (По творчеству А. К. Толстого)Цели:развитие речи учащихся; развитие их творческих способностей и  творческого вообра...

ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.П. ГЕРМАНА).

АннотацияЗачастую на уроках литературы при анализе творчества современных писателей учитель не уделяет должного внимания взаимосвязи их произведений с классикой русской литературы. В инновационной мет...