Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского района Саратовской области»
Учитель русского языка
Фофонова Наталья Николаевна
Урок внеклассного чтения в 9 классе
«Ты прости меня,мама.прости…»
(по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Большая цель добра начинается с малого-
С желания добра своим близким.
Д.С.Лихачев
Ход урока
-Здравствуйте,ребята.Подумайте,как бы вы сформулировали тему урока.
(Видеокадр.Звучит стихотворение Р.Гамзатова «Матери»)
-Сформулируйте цель урока,определите проблемы рассказа К.Паустовского.(слайд 2)
-Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?
-Что такое нравственность?(внутреннее духовное качество)
(слайд 3)
-Сегодня на уроке мы с вами будем исполнять роль исследователей и проверим,следуют ли герои рассказа правилам нравственности.
Обратимся к началу рассказа.(Работа в парах)
-Какую картину осени рисует автор в начале произведения ?
Зачитайте,сделайте вывод.Почему описание вызывает тоску,мрачное настроение?(Слайд 4)
-Исследуйте детали описания дома Катерины Петровны.
На что указывают эти детали ?(Жизнь ушла-Одиночество)
-Кто навещал К.П.?
-Зачитайте,какое письмо пишет К.П.дочери.(слайд 5)
-Исследуйте 3 отрывка и сделайте вывод:какой многозначный смысл заключен в данных выражениях? (слайд 5)
Жестяная пустота | Керосиновый ночник | клен |
-Как мать относится к Насте?Докажите,что она ее любит и оправдывает(«…у них,молодых,свои дела,свои интересы,свое счастье.Лучше не мешать..»Нежно перебирала деньги,присланные Настей.)
-Мать любит,помнит…А есть ли обратная связь ?
Дорого ли Насте то,что дорого Маме?Настя –это Настя,а мы-другое дело. Давайте войдем в состояние мамы,вашей мамы, и прочувствуем ее внутренний мир.Прикройте глаза.
ФИЗМИНУТКА(под музыку Чайковского «Времена года»(Слайд6)_
Представьте ласковые глаза вашей мамы,ее нежные,заботливые руки.Вот мы с вами идем по весеннему саду.Это время года так любит мама! Светит ласковое солнце.Дует в лицо ветерок.Мы останавливаемся у яблоньки,которую когда-то своими руками посадила мама.
Вдыхаем аромат запаха.Так всегда делает мама!Приближаемся к аллее из мелких ромашек.Это любимые мамины цветы.А здесь,в тени берез,любимая мамина скамейка.Не правда ли,везде и во всем чувствуется присутствие мамы.Любимой мамы!Откройте глаза.
-А сейчас мы перенесемся в Ленинград,где живет родная душа,кровиночка Катерины Петровны,Настя.(слайд 7)
-Что мы узнаем о ней ?(Секретарь в Союзе художников)
-Как Настя исполняла свои служебные обязанности?(ее хвалили)
-Что же мешало Насте откликнуться на письмо и поехать к матери ?
-Найдите описание скульптуры Гоголя в мастерской художника Тимофеева.Для чего этот эпизод введен в повествование?
-Почему автор выбрал именно Гоголя для этой цели ?
(Он мастер психологических портретов)
-Как же случилось,что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
-Что происходит в душе Насти,когда она получаеттелеграмму от Тихона?(Учитель под музыку читает отрывок наизусть со слов «Настя вернулась на свое место……лишь бы успеть.»
-Так что же происходит в душе Насти?(Слайд 7)
( Поднимается голос совести,но поздно..Не успела Настя заглянуть в любимые глаза мамы.. )
-Какие эпизоды доказывают ,что Настю терзали угрызения совести ?(Зачитать последний абзац «В Заборье Настя…»
-Насте не хватает чуткости,человечности.А кто из героев рассказа обладает этими качествами ?
(Манюшка,Тихон)
-Зачем он сочинил телеграмму ,якобы от Насти ?(слайд 8)
_Зачем в рассказ введен эпизод с молодой учительницей?
-Так о чем телеграфирует нам писатель Паустовский(одиночество при живых детях-взаимосвязь между отцами и детьми)
-С кем из героев рассказа вы хотели бы встретиться и какой вопрос задали бы ?(слайд9)
-Паустовский во весь голос пытается достучаться до нас:
«Пока не стало поздно!».Перед вами бланки телеграммы.НАПИШИТЕ СВОЕЙ МАМЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ.от сердца,ОТ ДУШИ !!!
(Слайд.Видеоролик Песня А.Повалий «Мамочка»)
-Прочитайте ваши телеграммы.
-Какой урок из сегодняшней беседы вы извлекли для себя ?
-В чем смысл названия рассказа ?(телеграмма-это наказ,предупреждение)
-Так в чем же смысл эпиграфа урока?(слайд)
-Спасибо всем за урок.Оценки я вам ставить сегодня не буду,потомучто их вам поставит сама жизнь.Берегите своих родных и близких,ПОКА НЕ СТАЛО ПОЗДНО !
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....
Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс
Урок с использованием дифференцированного подхода....
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....
Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...