Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Фофонова Наталья Николаевна

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского района Саратовской области»

                                                           Учитель русского языка

                                                 Фофонова   Наталья Николаевна

Урок внеклассного чтения в 9 классе

«Ты прости меня,мама.прости…»

(по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

                          Большая цель добра начинается с малого-

                          С желания добра своим близким.

                                                       Д.С.Лихачев

                            Ход урока

-Здравствуйте,ребята.Подумайте,как бы вы сформулировали тему урока.

(Видеокадр.Звучит стихотворение Р.Гамзатова «Матери»)

-Сформулируйте цель урока,определите проблемы рассказа К.Паустовского.(слайд 2)

-Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?

-Что такое нравственность?(внутреннее духовное качество)

(слайд 3)

-Сегодня на уроке мы с вами будем исполнять роль исследователей и проверим,следуют ли герои рассказа правилам нравственности.

Обратимся к началу рассказа.(Работа в парах)

-Какую картину осени рисует автор в начале произведения ?

Зачитайте,сделайте вывод.Почему описание вызывает тоску,мрачное настроение?(Слайд 4)

-Исследуйте детали описания дома Катерины Петровны.

На что указывают эти детали ?(Жизнь ушла-Одиночество)

-Кто навещал К.П.?

-Зачитайте,какое письмо пишет К.П.дочери.(слайд 5)

-Исследуйте 3 отрывка и сделайте вывод:какой многозначный смысл заключен в данных выражениях? (слайд 5)

Жестяная пустота

Керосиновый ночник

клен

-Как мать относится к Насте?Докажите,что она ее любит и оправдывает(«…у них,молодых,свои дела,свои интересы,свое счастье.Лучше не мешать..»Нежно перебирала деньги,присланные Настей.)

-Мать любит,помнит…А есть ли обратная связь ?

Дорого ли Насте то,что дорого Маме?Настя –это Настя,а мы-другое дело. Давайте войдем в состояние мамы,вашей мамы, и прочувствуем ее внутренний мир.Прикройте глаза.

ФИЗМИНУТКА(под музыку Чайковского «Времена года»(Слайд6)_

Представьте ласковые глаза вашей мамы,ее нежные,заботливые руки.Вот мы с вами идем по весеннему саду.Это время года так любит мама! Светит ласковое солнце.Дует в лицо ветерок.Мы останавливаемся у яблоньки,которую когда-то своими руками посадила мама.

Вдыхаем аромат запаха.Так всегда делает мама!Приближаемся к аллее из мелких ромашек.Это любимые мамины цветы.А здесь,в тени берез,любимая мамина скамейка.Не правда ли,везде и во всем чувствуется присутствие мамы.Любимой мамы!Откройте глаза.

-А сейчас мы перенесемся в Ленинград,где живет родная душа,кровиночка Катерины Петровны,Настя.(слайд 7)

-Что мы узнаем о ней ?(Секретарь в Союзе художников)

-Как Настя исполняла свои служебные обязанности?(ее хвалили)

-Что же мешало Насте откликнуться на письмо и поехать к матери ?

-Найдите описание скульптуры Гоголя в мастерской художника Тимофеева.Для чего этот эпизод введен в повествование?

-Почему автор выбрал именно Гоголя для этой цели ?

(Он мастер психологических портретов)

-Как же случилось,что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

-Что происходит в душе Насти,когда она получаеттелеграмму от Тихона?(Учитель под музыку читает отрывок наизусть со слов «Настя вернулась на свое место……лишь бы успеть.»

-Так что же происходит в душе Насти?(Слайд 7)

( Поднимается голос совести,но поздно..Не успела Настя заглянуть в любимые глаза мамы.. )

-Какие эпизоды доказывают ,что Настю терзали угрызения совести ?(Зачитать последний абзац «В Заборье Настя…»

-Насте не хватает чуткости,человечности.А кто из героев рассказа обладает этими качествами ?

(Манюшка,Тихон)

-Зачем он сочинил телеграмму ,якобы от Насти ?(слайд 8)

_Зачем в рассказ введен эпизод с молодой учительницей?

-Так о чем телеграфирует нам писатель Паустовский(одиночество при живых детях-взаимосвязь между отцами и детьми)

-С кем из героев рассказа вы хотели бы встретиться и какой вопрос задали бы ?(слайд9)

-Паустовский во весь голос пытается достучаться до нас:

«Пока не стало поздно!».Перед вами бланки телеграммы.НАПИШИТЕ СВОЕЙ МАМЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ.от сердца,ОТ ДУШИ !!!

(Слайд.Видеоролик Песня А.Повалий «Мамочка»)

-Прочитайте ваши телеграммы.

-Какой урок из сегодняшней беседы вы извлекли для себя ?

-В чем смысл названия рассказа ?(телеграмма-это наказ,предупреждение)

-Так в чем же смысл эпиграфа урока?(слайд)

-Спасибо всем за урок.Оценки я вам ставить сегодня не буду,потомучто их вам поставит сама жизнь.Берегите своих родных и близких,ПОКА НЕ СТАЛО ПОЗДНО !

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс

Урок с использованием дифференцированного подхода....

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...