Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Разум и чувство"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему
Данный материал может использоваться для подготовки к написанию сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_razum_i_chuvstvo.pptx | 74.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Разум Чувство Ум Рассудок Здравый смысл Интеллект Разумение Мыслительные способности Умение чувствовать истину 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи. 2. Ум, интеллект (противоп.: чувство). // Разумность. Ощущение Впечатление Эмоция Душевный порыв Переживание Страсть Сердечная склонность Влечение Увлечение 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. 2. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает, то, что входит в содержание его душевной жизни. 4. разг. Любовь, испытываемая кемл . к кому-л. // Волнение, душевный подъем, порыв.
Разум Чувство Человек бывает: Бесчувственный, невосприимчивый , рациональный , расчетливый , видевший насквозь, отдающий себе отчет, разбирающийся , волевой, мыслящий, эгоистичный , рассудительный , дальновидный, образованный . Человек бывает: Трогательный , чувствительный, ранимый , сентиментальный , чуткий , восприимчивый , впечатлительный , отзывчивый , эмоциональный, искренний, опьяненный, легкоранимый .
Тема Произведения эпизоды Что значит испытывать благородные чувства? Что такое истинные чувства? В чем сила человеческого чувства? Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» Эдуард Асадов «Баллада о ненависти и любви» Мальчик испытал благородные чувства, когда у него проснулось чувство ответственности за другого. Он смог исправить свою ошибку: вернул Машку домой. Олеся любит Ивана Тимофеевича искренно, глубоко- в этом ее удивительная сила. Благодаря силе своей любви она способна жертвовать ради Ивана Тимофеевича своими убеждениями : Олеся идет в церковь будучи убежденной в том, что она ведьма. Чувства созидающие и разрушающие Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Разрушающее чувство. Страстное желание обладать маленькими веселыми черепашками привело мальчика к тому, что он без сожаления продал старую черепаху, верного друга. Это эгоистическое чувство возникло из-за того, что он слышал и видел только свои желания, свое «хочу». Созидающее чувство. Неожиданно проснувшееся чувство ответственности за жизнь старой Машки, стыд за предательство друга , который в тебе нуждается, приводят мальчика к смелому и важному решению: любой ценой вернуть старую черепаху домой.
Тема Произведения эпизоды Когда разум становится опасен? Разум- счастливый дар человека или его проклятие? И.А. Бунин «Красавица» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь » Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Красавица, вторая жена чиновника, обладала «зорким» взглядом, все замечала, разумно подходила к решению любых вопросов. И так же разумно, спокойно она возненавидела сына чиновника от первого брака. Она сделала вид, что его не существует в доме, перевела его спать сначала на диван, а потом на пол. Результатом такого разумного подхода стала одинокая, обособленная от всего дома жизнь маленького семилетнего мальчика. Образ А.Чацкого . Умен, но не нужен фамусовскому обществу. Уезжает из Москвы «Карету мне, карету» Что важнее: разум или чувство? Что слушать: разум или сердце? И.А. Бунин «Темные аллеи » А.И. Куприн « Поединок» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (распечатка) Л.Н. Толстой «Война и мир» Юрий Алексеевич Ромашов каждый вечер отправляется к Николаевым, хотя знает, что его там не ждут и не церемонятся в его присутствии, однако увидеть в очередной раз Шурочку( Александру Петровну), наблюдать за ней во время рукоделия – выше его сил. Ромашов готов терпеть позор, лишь бы только почувствовать крепкое и ласкающее пожатие милой женской руки: он душой уходил в это очаровательное пожатие. Юрий Алексеевич каждый раз испытывал острое чувство стыда, слыша насмешки денщиков и чувствуя на себе пренебрежительное отношение мужа Шурочки. Эпизод оставления Москвы семьей Ростовых. Мать за разумный подход, т.к. на подводах нужно увезти наследство детей. Наташа воспринимает ситуацию иначе: «что мы немцы какие-то!» и умоляет отдать подводы раненым. Матери становится стыдно.
Тема Произведения эпизоды Можно ли идти на поводу у своих эмоций? Нужно ли давать волю чувствам? И. А. Бунин « Солнечный удар» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.И. Тютчев « О, как убийственно мы любим» Поручик, очарованный своей новой знакомой, умоляет ее сойти на берег. Она растеряна, поддавшись на уговоры, идет на поводу у своих эмоций, словно солнечный удар затмевает ее сознание. Она называет это сумасшествием: никогда ничего подобного не было в ее жизни и никогда не будет. Почему она так поступает? Эта милая женщина замужем, имеет трехлетнюю дочь. Такое поведение безрассудно, однако автор не осуждает ее за это. Чувство может вспыхнуть внезапно, как затмение- человек теряет самообладание. Но это чувство-самое прекрасное, что когда-либо было и будет в жизни этих людей. Пусть только мгновение- оно стоит вечности. Наташа Ростова, поддавшись чувству к Анатолю Куракину, решает с ним сбежать, несмотря на отговоры близких. Этот поступок привел ее к разрыву отношений с Андреем Болконским. Елена Денисьева, страстно влюбившись в Ф.И. Тютчева, принимает тяжелые удары судьбы: осуждение общества, невозможность стать женой Федора Ивановича (он женат), тяжелую болезнь.
В чем сила человеческого чувства? Сила чувств необыкновенно велика. Сила может менять человека: пробудить лучшие или худшие его стороны. Таким сильным чувством является любовь( вера, страх): она воскрешает и убивает, прощает и ненавидит, одухотворяет и опустошает. Мир наполнен силой любви от рождения до смерти: материнская любовь не знает границ, глубину чувств между мужчиной и женщиной трудно описать словами; любовь к творчеству показывает силу личности, к животным – чуткость и милосердие. Эта тема волновала многие поколения и до сих пор остается важной и значимой в жизни каждого человека. Примеры проявления силы человеческого чувства часто встречаются в произведениях русской классической литературы.
тезис Вспомним произведение А.И. Куприна «Олеся». В этой повести ярко показана сила любви главной героини: ее самоотверженность, искренность, одухотворенность.
иллюстрация Олеся выросла в лесу, знала особенности жизни дикой природы, ей были чужды мелочные проблемы жителей Полесья. Ее встреча с Иваном Тимофеевичем произошла ранней весной, сама природа благословила их любовь. Олеся знала, что их чувства обречены, что ей придется сильно страдать, но от своей любви не отказалась, не променяла ее на спокойствие. Волшебство Олеси не в колдовстве, как она думала, а в удивительной искренности, глубине чувств. Зная о л енивом сердце своего избранника, девушка принимала все его слабости, не упрекая, не осуждая. Олеся очень хотела сохранить свою любовь, но ведь судьбу невозможно изменить! Решение, принятое Олесей, вызывает восхищение. Она пошла в церковь, надеясь изменить предопределение, тем самым спасти их чувства. Всю ответственность она берет на себя. Так может поступить только человек, обладающий огромной силой любви! К сожалению, жители Полесья обошлись с ней крайне жестоко: избили, измазали дегтем. Олеся вынуждена уехать, но ни разу она ни в чем не обвиняет Ивана Тимофеевича, в ее словах звучит благодарность и по-прежнему---любовь.
Мини-вывод Удивительная сила любви Олеси заключается в умении отдавать, а не брать, в самопожертвовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс
В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...
Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению
1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...