Ю.Буйда. "Химич"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Селезнёва Марина Николаевна

Разработка урока по рассказу Ю.Буйды "Химич"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_selezneva.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

в 11 «А» классе  

   Селезнева Марина Николаевна

 

  1. Пояснительная записка

 

Урок по рассказу Юрия Васильевича Буйды предпочтительнее всего провести в 10-м классе после изучения творчества Антона Павловича Чехова. Во-первых, в памяти учащихся ещё свежи будут образы чеховских героев, во-вторых, учащиеся убедятся в  актуальности проблем, поднятых Чеховым,

в-третьих, станет очевидной преемственность в современной литературе, а также её новаторский характер. Личностно ориентированная основа урока состояла в том, что был активизирован субъективный опыт учащихся, каждый ученик был поставлен в ситуацию выбора. Урок был выстроен исходя из  проблем во взаимоотношениях детей, присущих данному классу.

Тема урока:  Тема ответственности человека за свою судьбу

                      в рассказе Ю.Буйды «Химич».

Цели урока: 1) выяснить содержание рассказа Ю. Буйды «Химич»;

                 2) развить умение анализировать эпическое произведение                                        (рассказ);

                 3) воспитывать навыки осмысления жизненных явлений, анализа

                    собственных поступков, стремление к познанию себя самого и                     смысла собственной жизни.

II. Ход урока:

1. Вступительное слово учителя о Юрии Васильевиче Буйде.

Род. в пос. Знаменск Калининградской обл. в семье служащих. Окончил Калининградский ун-т (1982). Был членом КПСС (1977-90), избирался членом Калининградского обкома КПСС, кандидатом в члены бюро Калининградского обкома КПСС. Работал в калининградских газетах, пройдя путь от фотокорреспондента районнной до первого зам. главного редактора обл. парт. газеты (1975-91), обозревателем "Российской газеты" (с 1991), "НГ", ответств. секретарем журналов "Новое время", "Знамя" (1995-97), обозревателем газеты "Известия" (1997-98), сотрудником изд. дома "Коммерсантъ" (с 2000).

2. Беседа по содержанию рассказа

- Представьте, что вам сообщили: у вас будет новый учитель. Кого бы вы выбрали: Азалию Харитоновну или Сергея Сергеевича?

- Директор школы и ученики сделали выбор в пользу Азалии Харитоновны.

Чем привлекает окружающих Ази? (Индивидуальное задание: выяснить, каковы слабые стороны характера молодой учительницы)

(Азалию Харитоновну отличают открытость характера, способность сочувствовать, готовность признаться себе в ошибке, способность на глубокое чувство, внешняя привлекательность, решительность, энергия.

Слабая сторона характера - стандартность мышления: Химич - «человек в футляре», потому что его многие так называют; курит, потому что так принято среди молодёжи).

- Ази обычно мыслит и действует так, как все. Но вот она совершает поступок, который «становится сенсацией» для всех окружающих. Какой? (Азии выходит замуж за Сергея Сергеевича).

- Почему для всех их брак - сенсация?

(«Увалень и недотёпа», «человек в футляре» - не пара для красавицы Ази).

3. Ничего в жизни не происходит без причины. Азалия Харитоновна выбрала в супруги Сергея Сергеевича, значит, их что-то объединяет.

3. Групповая работа

Задание: 1группа: выяснить, чем различаются персонажи;

              2 группа: выяснить черты их сходства.

(Азалия Харитоновна и Сергей Сергеевич различаются внешне, типом темперамента, типом личности (он интраверт, она экстраверт), т.е. данными от природы особенностями. Объединяют же их возраст, уровень образования, общие интересы: любовь к природе, интерес к художественной литературе, такие качества характера, как наблюдательность, мечтательность, склонность к уединению).

4. Продолжение беседы по содержанию рассказа.

- Присуща ли героям рассказа такая черта, как решительность?

(Как правило, не сомневаясь в решительности Ази, школьники отказывают в этом качестве Химичу).

- Послушайте фрагмент рассказа - встреча героев на берегу озера (читают по ролям юноша и девушка) и прокомментируйте поведение Химича в данном эпизоде.

(Мы «не узнаём» Химича в этом эпизоде: он ведёт себя сдержанно, но твёрдо).

- Что рассказывает Ази матери, вернувшись домой поле встречи с Химичем?

(«Я сегодня влюбилась, полюбила и стала женщиной»).

- Почему о Химиче сложилось общее представление, как о человеке нерешительном?

(Он сам создаёт этот миф о себе. Достаточно вспомнить, как Химич отвечает на вопрос: «Сколько будет дважды два?» и эпизод, когда Азалия Харитоновна попросила его сходить на чердак. В первом случае очевидно, что Химич вводит окружающих в заблуждение, во втором не очевидно, но можно догадаться, что он просто не хочет быть мальчиком на побегушках у любимой женщины).

- Зачем Химич создаёт этот невыгодный для него миф? Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ А.П. Чехова с похожим названием - «Ионыч».

Что произошло с Дмитрием Ионычем Старцевым в конце рассказа?

(Он деградировал, поддавшись влиянию среды).

- Можно ли утверждать, что Сергей Сергеевич повторил его судьбу?

(После свадьбы Ази открывает мужа, «как неведомую, загадочную планету или страну», ему свойственно богатое творческое воображение, бережное отношение к слову: убеждённость в том, что слово предназначено помогать в беде, исцелять душу, останавливать злодея или возносить праведника).

- Итак, зачем всё-таки нужна Химичу маска «увальня и недотёпы»?

(Это приём самозащиты, способ самосохранения, стена, которой он сознательно отгораживается от окружающих).

- Скажите, если бы перед вами снова встал вопрос о выборе учителя, сейчас, после анализа рассказа, изменился бы ваш ответ?

(Возможно).

- Уместно будет процитировать К. Досси: «Почему люди, как правило, избегают одиночества? Потому что наедине с собой лишь немногие наслаждаются приятным обществом». Можно было бы порадоваться за Сергея Сергеевича: очевидно, что он относится к числу этих немногих. Однако...

- Кто ещё, кроме Ази, узнал настоящего Сергея Сергеевича?

(Никто).

- Чья это ошибка?

(И окружающих, и его самого).

- Удалось ли Сергею Сергеевичу в полной мере реализовать свои интеллектуальные, творческие и т.д. способности?

(Нет).

- Какова причина?

(Причина кроется в отношении к людям: «...в сновидениях слишком много людей... в том числе неприятных, от которых невозможно избавиться», «Рыбы снятся. С красивыми женскими животами. И много лишних людей». Сергей Сергеевич разделил людей на два неравноценных разряда: приятные, необходимые (Ази, дочь, возможно, мать Ази) и неприятные, лишние (все остальные). Это ошибка).

- Как решить эту проблему: сохранить своё я, не отгораживаясь от людей, в том числе и от тех, общение с которыми не доставляет нам удовольствия? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем выяснить причину недоброжелательного отношения Сергея Сергеевича к людям. С какой целью он «прибегал одновременно к двум средствам - медлительности и воображению»?

( «Чтобы хоть как-то упорядочить мир и обезопасить себя и близких». Т.е. окружающие внушают опасение  Химичу).

- В чём же состоит эта опасность?

(Их вторжение может разрушить созданный его воображением мир).

5. Итог урока.

- Какой вывод для себя сделали вы, проанализировав рассказ «Ю.Буйды «Химич»: какой выбор приходится делать каждому человеку, выстраивая свои отношения с окружающими?

  (Каждый человек стоит перед выбором: сохранить свой внутренний мир, отгородившись от окружающих, но рискуя не реализовать свои задатки, или подвергнуть своё я испытанию живой жизнью, общением с самыми разными людьми, «в том числе неприятными»).

- Закончить урок хотелось бы ещё одной цитатой:

«Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства» (Г.Винклер)

III. Технологические аспекты личностно ориентированной основы урока

(по И.С. Якиманской)

Технологические

показатели

урока

 Приемы и формы организации учебной деятельности, применяемые на уроке

1. Актуализация субъектного опыта учащихся

- проблемные вопросы  о принципах выстраивания отношений человека с окружающими его людьми

2. Создание на уроке ситуации выбора

- начальный этап урока, когда детям предложено было сделать выбор между двумя персонажами произведения

3. Введение учащихся в диалог

- на каждом  этапе урока

4. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

- самостоятельное распределение ролей в группе