Вопросы к "Моцарту и Сальери"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Чинокалова Ксения Владимировна

Герментевтические вопросы, которые могут помочь при изучении "Моцарта и Сальери".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_k_motsartu_i_saleri.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к "Моцарту и Сальери"

Сравнительно небольшое произведение, обладающее огромным герменевтическим потенциалом.  
Сразу хочу заметить что вопросы, представленные здесь - не риторические, и если ученик придерживается иного мнения, нежели Вы и способен его аргуменнтировать, то это только хорошо.

При подготовке вопросов неоценимую помощь оказал сайт http://www.vavilon.ru/texts/skidan7-3.html

1). Что имеет в виду Сальери, говоря о том, что он "Ремесло поставил подножием искусству"? Как вы считаете, это правильный путь? Мешало ли это ему творить или способствовало?

2). Сальери был счастлив оттого что "в сердцах людей нашёл созвучия своим созданьям". отчего же в его сердце поселилась зависть к Моцарту? Почему он называет Моцарта безумцем?

3). Отчего Моцарт так легко и с юмором относится к себе и своим творениям? А вы так смогли бы? 

4). "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. я знаю, я." - что Сальери хотел добиться этими словами ? Стало бы ему легче, если Моцарт с ним согласился?

5). Далее следует проблемный для понимания кусок текста. Монолог Сальери, где он решает что нужно отравить Моцарта. Там имеет смысл разбирать каждую строку отдельно. Также учтём что фактически монолог распадается на две части: одна о неземном даре Моцарта, вторая о "даре Изоры".  

6). Моцарт во второй сцене уже не так весел. Как вы считаете, это сюжетный ход Пушкина? Хочет ли он что-то таким образом что-то подчеркнуть в пьесе? Или может это как-то лучше подчёркивает характер Моцарта, а через него и характер Сальери?

7). Ещё один кусок текста, требующий детального разбора, сложный для понимания. Со слов "Ах правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?". Возможно следует натолкнуть слушателей на мысль что Сальери уже НЕ считает себя гением и талантом (если вообше считал), поскольку слова о "гении и злодействе" его не останавливают. Здесь же можно поговорить о том что означают слова о "Гении и злодействе". О том, согласны ли с этим ваши слушатели. Может найдёте какие-то примеры подтветждаающие это правило - от Леонардо да Винчи и Микеланджело до Джокера из "Бэтмена". И о том как появилось понятие и что обозачает сейчас выражение "злой гений" (хотя бы для разделения в сознании ученика гениальности и гения как духа из римской мифологии)

8). "За твое

     Здоровье, друг, за искренний союз,

     Связующий Моцарта и Сальери,

     Двух сыновей гармонии." - попробуем представить в двух плоскостях: со стороны Моцарта, не знающего о злодействе и со стороны читателя, который об этом знает. Обратим внимание на иронию Пушкина - как Моцарт пьёт здесь яд за здоровье своего отравителя. Предчувствовал ли он свою скорую смерть или грусть его была только лишь от воспоминания о свом Реквиеме?

9). Что означают слова "постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?"? Есть мнение что первый порыв Сальери был выпить яд вместе с Моцартом. Вы согласны с этим?

10). "Эти слезы

     Впервые лью: и больно и приятно,

     Как будто тяжкий совершил я долг,

     Как будто нож целебный мне отсек

     Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы...

     Не замечай их. Продолжай, спеши

     Еще наполнить звуками мне душу..." 

Что происходит с чувствами Сальери, когда он слышит Реквием? Усугубляются ли его страдания или он напротив успокаивается и решает что поступил правильно?

11). "Когда бы все так чувствовали силу

     Гармонии! Но нет: тогда б не мог

     И мир существовать; никто б не стал

     Заботиться о нуждах низкой жизни;

     Все предались бы вольному искусству." - а вы согласны с тем, что говорит Моцарт? 

12). Общие вопросы. 

Как вы считаете, каких отношениях на самом деле состояли Моцарт и Сальери? 

А считал ли Сальери себя гением вообще? А Моцарт?

Салери писал музыку "поверив алгеброй гармонию". А Моцарт?

Согласны ли вы с тем, что здесь Моцарт и Сальери, "гений   и злодейство" противопоставлены? Есть ли у них какие-то общие черты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин

Целью данной работы является: 1.показать преемственность русской литературы 2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 3.обучить методике сравнит...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....

Презентация Моцарт и Сальери

Презентацию можно использовать на уроке литературы по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...