Урок - портрет "Я избран королем поэтов"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-ом классе

Урок – портрет

Автор: учитель первой квалификационной категории МКОУ Мулымская СОШ

Корлюк Лариса Васильевна

                         

Тема урока. «Я избран королём поэтов…»

        Тип урока по дидактической цели. Урок усвоения новых знаний.

Цель.  Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока.       Познакомить с жизнью и творчеством Игоря  Северянина, с               воспоминаниями современников о

поэте; помочь выявить феномен Северянина; продолжать работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли ; развивать интерес к творчеству русских поэтов, живописи, музыке; на примере жизни  Северянина воспитывать гражданственность.

Оборудование урока. Слайды 1-32, запись романса на стихи

И.Северянина, карточки с разноуровневым заданием.

          На доске калейдоскоп  напечатанных на цветной бумаге,  созданных Северяниным стихотворных жанров: «диссона», «медальон», поэметта», миньонет», газелла», квадрат квадратов» и т.д.

        Тема урока (тема урока открывается после её названия) и эпиграф красочно оформлены на доске.

        На красиво оформленном столике возле доски стоит ваза с живой тёмно-бордовой розой.

   Методические приёмы.

         Презентации: биография поэта,  «Художники-футуристы», решение учебных ситуаций, чтение         стихотворений наизусть, аналитическая        беседа, сообщения учащихся, решение проблемы урока, решение учебных ситуаций.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

2.Актуализация эмоционального восприятия учащихся.

Чтение  ученицей наизусть  стихотворения Игоря Северянина под музыку С. Рахманинова, концерт № 2.

(в образе девушки начала ХХ века - элемент театрализации)

Цель: ввести учащихся в историческую эпоху начала 20 века.

(слайд 1)

Мороженое из сирени!

                                                Мороженое из сирени!

                                Полпорции десять копеек,

                                                Четыре копейки буше.

                                Сударыни, судари, надо ль?

                                Не дорого - можно без прений…

                                Поешь деликатного, площадь:        

                                                Придётся товар по душе!

                                Я сливочного не имею,

                                        фисташковое не распродал…

                                Ах, граждане, да неужели

                                        Вы требуете крем-брюле?

                                Пора популярить изыски,

                                        Утончиться вкусам народа,

                                На улицу специи кухонь,

                                        Огимнив эксцесс в вирелэ!

                                Сирень- сладострастья эмблема.

                                        В лилово-изнеженном крене,

                                Зальдись, водопадное сердце,

в душистый и сладкий пушок…

                                -Мороженое из сирени!

                                        Мороженое из сирени!

                                Эй, мальчик со сбитнем,

                                        попробуй! Ей-богу,

                                                похвалишь, дружок!

                                                Мороженое из сирени. 1912 год.

3.Введение в тему урока

Учитель:

                Такого невероятного успеха, какой выпал на долю автора «Мороженого из сирени», в России не удостаивался никто. На  его литературном вечере в 1915 году бросали цветы-тёмные розы и слышалось чуть картавое пение очень салонных музыкальных стихов… Шампанского в лилию… В этом была своя магия- в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имеющих смысла. Человеческая мысль превращалась в поблёскивание стекляруса, шуршание надушенного шёлка, в страусовые перья вееров и пену шампанского. Было дико и странно слышать эти слова в те дни, когда тысячи русских крестьян лежали в окопах. А поэт писал о себе

         

 Эпиграф урока:                                                «Я повсеградно оэкранен!

                                                                             Я повсесердно утверждён!»        

Вопрос:

Ребята, что вы можете сказать об авторе этих строк? К какому литературному направлению можно отнести творчество этого поэта? Почему?

                                                 (ответы учеников)

Учитель:

        Этот поэт почти не преувеличивал, когда писал о себе такие слова – (эпиграф урока).

        И, действительно, на его поэзоконцерты избалованная публика начала века валом валила. Его книги расходились невиданными для тех лет тиражами.

Чтение учеником в роли Игоря Северянина наизусть стихотворения:

Ну что ж, пора представиться, друзья!

                                Я, гений Игорь- Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утверждён!

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провёл.

Я покорил Литературу,

Взорлил, гремящий, на престол!

Я,-год назад,- сказал: «Я буду!»

Год отсверкал, и вот-я есть!

Вопрос: итак, кто же герой нашего урока?

Вывод: поэт-футурист Игорь Северянин.

(слайд2)

4.Объявление темы и цели урока.

Учитель:

А темой урока пусть будет строчка из стихотворения поэта: «Я избран королём поэтов…». Запишем её в тетради.

 Давайте попробуем определить цели урока, опираясь на тему и домашнее задание, которое каждый выполнял по выбору.

(Каждый ученик проговаривает цели урока, исходя из того, что он готовил к уроку и какие знания желает получить)

     

5. Мотивация учебной деятельности.

Вопрос:

Интересно узнать, кто и за что избрал Игоря Северянина «королём поэтов»? 

Вывод: попробуем все вместе выяснить это...

Учитель: 16 мая 2007 года исполнилось 120 лет со дня рождения Игоря Северянина.

Но по сути, этот творческий материк ещё только разгадывается.

6. Постановка проблемы урока.

Учитель: давайте и мы попробуем вступить в мир поэзии Северянина, попытаемся понять в чём же феномен этого поэта?

(слайд 3)

 Задача эта не простая, но, думаю, что все вместе сообща мы её решим. Но для этого, конечно же, надо многое знать и уметь. Поэтому в начале мы проверим, как вы готовы к нашему путешествию в мир поэзии Игоря Северянина: сыграем в лексическое лото и повторим таким образом те понятия, которые могут нам пригодиться в работе по теме урока. Вы не возражаете?

7. Актуализация знаний по теме.    

Учебная игра (Приложение 1).    

         

   Лексическое лото

1

6

3

 4

2

5

На обороте карточки записывается лексическое понятие. Ученик должен сформулировать термин. Они громко называют его и прикрепляют карточку к основе на доске. Таким образом складывается необходимая иллюстрация.

Учитель: ребята, на уроках, посвящённых поэзии серебряного века, мы говорили, что понятие «серебряный век» свойственно таким видам искусства, как поэзия, театр, музыка, живопись. С вашей помощью, играя в лото, мы собрали репродукцию картины «Автопортрет в двух измерениях» известного русского художника  К.Малевича.

Вопрос: Как вы думаете, какая связь между этой картиной и темой нашего урока?

Вывод: картину писал художник-футурист.

8. Слово учителя.

Первые 15 лет 20 века - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоявшего лицом к лицу со Вселенной и бытием, оказывается искусство танца, поэзии, музыкального исполнения. Представители разных поэтических направлений ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства. Футуристы считали высшим искусством живопись.

9. Информационное сообщение учащегося. Интеграция.

Индивидуальное сообщение учащегося с мультимедийной презентацией «Живопись художников-футуристов».

(слайды 5-12)

Рефлексия: к какому виду искусства тяготели поэты-футуристы?

(ответы: к живописи)

10. Работа по теме урока.

Учитель: спасибо за интересное сообщение выступавшей сегодня в роли искусствоведа Свете. А я, ребята, предлагаю вам представить себе, что сегодня у нас на уроке, кроме автора, искусствоведа, присутствуют литературовед, биограф, историк, современник поэта.        

б) литературный календарь «Современники о поэте Игоре Северянине».

Учитель: чтобы представить Игоря Северянина как личность и как поэта, обратимся к свидетельствам его современников.

(слайд 13)

                                                     Настоящий

                                                Свежий

                                                Новый

                                                Современный

                                                Талантливый

                                                Новый Пушкин

Такими эпитетами определили талант поэта современники.

Вашему вниманию предлагается литературный северянинский календарь.

Реализация домашнего задания. Выступление ученика с высказываниями современников о творчестве Игоря Северянина.

Рефлексия: как современники-поэты относились к творчеству Северянина?

(ответы учащихся)

в) мультимедийная презентация учащихся с докладом «Хроника жизни и творчества Игоря Северянина».

Учитель: юные биографы! Что же помогло Игорю Северянину сформироваться как поэту?

Постановка учебной задачи: внимательно слушайте хронику жизни и творчества поэта для того, чтобы справиться с заданиями самостоятельной работы в конце урока.

 

(СООБЩЕНИЕ БИОГРАФА)

(слайды 14-23)

Рефлексия: на какие два периода разделилась жизнь поэта, как она отразилась на творчестве?

 

Вывод: жизнь Северянина разделилась, распалась на два периода: русский и зарубежный, эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости, громкой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, невостребованности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии- гибели старого мира. Перед нами как бы две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга.

(слайды 24 – 25)

г) аналитическая беседа.

Учитель:  в 1918 году, в расцвете славы, Игорь Северянин написал стихотворение «Двусмысленная слава». Автор, вам слово.

                                Ученик читает стихотворение.

Двусмысленная слава.

                                        Моя двусмысленная слава

                                        Двусмысленна не потому,

                                        Что я превознесён неправо,

                                        Не по таланту своему,-

                                        А потому, что явный вызов

                                        Условностям - в моих стихах

                                        И ряд изысканных сюрпризов

                                        В капризничающих словах.

                                        Во мне выискивали пошлость,

                                        Из виду упустив одно:

                                        Ведь кто живописует площадь,

                                        Тот пишет кистью площадной.

                                        Бранили за смешенье стилей,

                                        Хотя в смешенье-то и стиль!

                                        Чем, чем меня не угостили!

                                        Каких мне не дали «pastilles»!

                                        

                                        Неразрешимые дилеммы

                                        Я разрешал, презрев молву.

                                        Мои двусмысленные темы-

                                        Двусмысленны по существу.

                                        Пускай критический канонник

                                        Меня не тянет в свой закон,-

                                        Ведь я лирический ироник:

                                        Ирония- вот мой канон.

Вопрос:

 О чём это стихотворение? Что хотел сказать поэт?

(ответы ребят)

Вывод: слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность, обвинения в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но, чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной».

Учитель: О раздвоенности своей души и таланта поэт также говорит в стихотворении «Игорь Северянин». Стихотворение- это один из медальонов (жанр, изобретённый Северяниным). Им написано около ста сонетов-медальонов, посвящённых великим людям: художникам, поэтам, писателям, музыкантам. Сонет, посвящённый самому себе, создан в 1926 году. В нём ответ Северянина своим читателям, почитателям и хулителям.

        Сейчас вы услышите этот медальон.

Вопрос: какие мысли можно назвать главными, выражающими писательское кредо северянина? Кому он адресует свои стихи?

(слайд 26)

Чтение стихотворения «Игорь Северянин» учителем.

(слайд 27)

Игорь Северянин.

                                                

Он тем хорош, что он совсем не то,

  Что думает о нём толпа пустая,

   Стихов принципиально не читая,

                                            Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото-

                                    Вот, вот куда людская мчится стая!

                                    А между тем душа его простая,

                                    Как день весны. Но это знает кто?

                                        

                                     Благославляя мир, проклятье войнам

                                     Он шлёт в стихе, признания достой        ном,

                                     Слегка скорбя, подчас слегка шутя

                                     Над всею первенствующей планетой…

                                     Он в каждой песне , им от сердца спетой,

                                     Иронизирующее дитя (385).

                                                                                1926

                                                                                Игорь- Северянин

(ответы учащихся)

Вывод: его стихи написаны не «толпе пустой». Эта «людская стая» требует изысков и словесной мишуры. Для того, чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него –«душа простая», он- «иронизирующее дитя». Его истинная цель- «слегка скорбя, подчас слегка шутя// Над вечно первенствующей планетой», благославлять мир и проклинать войны.

д) исторический экскурс.

Чтение стихотворения автором (в роли автора выступает ученик).

                                                        Позовите меня,

                                                                        Я прочту вам себя,

                                                        Я прочту вам себя,

как никто не прочтёт.

                                                        Как никто не прочтёт,

                                                                        Даже нежно любя,

                                                        Даже жарко любя…

                                                                        Но при чём тут почёт!

                                                                        «Позовите меня…».1915

                                                                        

                                                                        

Учитель: ребята, сегодня прозвучали стихи Игоря Северянина. Скажите, как вы думаете, как читать его стихи?

(Ответы детей)

Учитель: Может быть так, как это делал сам Игорь Северянин. Современник, пожалуйста, познакомьте нас.

(Рассказ Современника о манере  исполнения Северяниным своих стихов)

е) слушание романса на стихи Игоря Северянина.

Учитель: действительно, поэзия Северянина очень музыкальна. Сергей Прокофьев не только знал наизусть его стихи, но и ценил композиторский дар Северянина. В невыносимых условиях эстонского ниществования поэта поддерживал выдающийся композитор С.В.Рахманинов. Он положил на музыку северянинские стихи, посылал ему деньги.

        Прощаясь с поэтом, послушайте одно из самых известных его стихотворений. Последние две строки выбиты на мраморной плите на могиле Игоря Северянина на Русском кладбище в Таллине. Стихотворение неоднократно было положено на музыку и исполнялось АА.Вертинским, в 30-годы, И.Кобзоном. Я предлагаю вам послушать это стихотворение в исполнении талантливой певицы Жанны Бичевской. Стихи положены на музыку Г.Пономарёва.

(Звучит песня)

11.Обобщение по теме урока.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с жизнью и творчеством ещё одного поэта Серебряного века. «Я избран королём поэтов..». чем же мог нравиться Северянин своим современникам, читателям, короновавшим его?

(ответы учащихся)

Вывод: Северянин обещал чудо, очаровывал необычным, ярким, новым- звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, возвышал читателя над суетой и житейскими заботами, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, точнее - красивости. Северянинская «Арлекиния» вполне узнаваема:  здесь и современный быт, гостиные, будуары, загородные дачи, рестораны, концерты, клубы, интерьеры, предметы обихода- «шляпки, цилиндры и кепи», пледы «ягуаровые», вуали, веера, мебель, музыкальные инструменты.

        Всё у Игоря узнавалось, и всё, однако, было сдвинуто в мечту, сказку, фантазию, порыв повышенной интенсивности - в «сюрприз».

        В этой выдуманной и такой притягательной стране живут короли и королевы, принцы и принцессы, пажи, феи. Здесь может поселиться любой читатель или читательница, если захочет на какое-то время забыть о реальности.

12. Рефлексия урока. 

Что может служить символом, отражающим творчество Игоря Северянина?

(ответы учащихся)

Учитель: Вы правы, символом творчества Игоря Северянина может служить и корона, и гитара, и перо, и роза. И если поэт был избран «королем поэтов», и к его ногам восхищенная публика бросала самые роскошные и красивые цветы – темные розы, достойные королей, а поэзия Игоря Северянина уводила читателя в мир роскоши и красоты, пусть для нас символом творчества поэта – футуриста будет служить роза.

(слайд 28)

Передавая этот символ творчества героя нашего урока друг другу, давайте ответим на вопрос: «В чём же феномен Игоря Северянина? Современна ли его поэзия?» Зачитайте свои тезисы урока.

Вывод: в музыкальности стихов, в необыкновенной исполнительской манере, в необычности звуков, ритмов стихов, в создании новых поэтических жанров.

13.Заключительное слово учителя.

(слайд 29)

 После вечера в Политехническом институте поэт написал:

                                «Я избран королём поэтов

                                На зависть нудной мошкаре»

                        

И даже здесь его главная забота:

                                

«Я избран королём поэтов,-

                                Да будет подданным светло!»

Вывод: значит всё, о чём сегодня рассказано, свершилось единственно ради светлого будущего народа России. В этом заключается гражданственность поэзии Северянина.

(слайд 30)

(Ответы ребят)

14. Самостоятельная работа.

Учитель: сегодня на уроке мы совершили путешествие в мир поэзии  Игоря Северянина, познакомились с его лирикой.

        Сейчас предлагаю вам по выбору задания на проверку усвоения материала и повторение пройденного.

        Выбирайте то, что вы сможете сделать быстро и правильно.

Самостоятельная работа по выбору (творческая работа: задание: 

написать начало сочинения на тему «Спасибо, Игорь Северянин…» - «5»,

анкета поэта -  «4;», тест –«3».

с/п и с/о

15. Подведение итогов урока. Самооценка.

Учитель: предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Справились ли вы с теми задачами, которые поставили в начале урока. Если «да», поднимите руки. Как выполнили самостоятельную работу?

Есть пятёрки, четвёрки, тройки?

16. Домашнее задание.

(слайд 31)

  1. «5» - мультимедийная презентация и сообщение на тему «Жизнь и творчество М. Горького».
  2. «4» - сообщение «Романтизм М..Горького».
  3. «3» - конспект учебника – стр. 140 – 147.

.

(слайд 32)

Спасибо за урок!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лексическая игра «Лото».

  1. Литературно – художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы (символисты).

  1. Поэтическое направление группы поэтов, в которую входили А.Ахматова, Н.Гумилёв, О.Мандельштам (акмеизм).

  1. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении (феномен)

  1. Чьи – нибудь убеждения, мировоззрения (кредо).

  1. Стихотворный лирический жанр, состоящий из двух четырёхстиший (катренов) и двух трёхстиший (терцетов) (всего 14 стихов) с определённой системой рифмовки (сонет).

  1. Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства (футуризм)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1

АНКЕТА ПОЭТА ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

  1. Год рождения_______________________________________________

  1. Место рождения_____________________________________________

  1. Образование________________________________________________

  1. Настоящая фамилия__________________________________________

  1. Любимые учителя-поэты______________________________________

  1. Что, по мнению поэта, определило напевность его поэзии__________

  1. Название литературной группы, которую организовал поэт в 1910 году _______________________________________________________

   

  1. Общее название стихов Северянина _____________________________

  1. 27 августа 1918 год, событие в Политехническом институте________

    ______________________________________________________________

  1.  Страна, куда эмигрировал поэт_______________________________

  1. Дата смерти________________________________________________

КЛЮЧ К АНКЕТЕ

  1. Год рождения                     1887

  1. Место рождения                 Санкт-Петербург

  1. Образование                         4 класса Череповецкого реального

училища

  1. Настоящая фамилия             Лотарев

  1. Любимые учителя-поэты      Фофанов, Лохвицкая

  1. Что, по мнению поэта, определило напевность его поэзии      

увлечение оперой

  1. Название литературной группы, которую организовал поэт в 1910 году  

«эгофутуристы»

   

  1. Общее название стихов Северянина              поэзы

  1. 27 августа 1918 год, событие в Политехническом институте    

избрание Северянина королём поэтов

10. Страна, куда эмигрировал поэт              Эстония

11. Дата смерти                  22 декабря 1941 год

                                           

Критерии оценки:

                                              «5» - 0 ошибок

                                                «4» - 1,2 ошибки

                                                «3» - 3,4 ошибки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2

ТЕСТ

  1. Определение футуризма:

а) литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы;

б)  авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом;

в)         модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

  1. К какому поэтическому направлению начала 20 века относится творчество  Игоря Северянина:

а) акмеизм;                                    б) символизм;                         в) футуризм.

  1. Настоящая фамилия Игоря Северянина:

а) Горенко;                                    б) Лотарев;                              в) Иванов.

  1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина:

а)В.А. Жуковский;                      б) Н.М.Карамзин;                     в) Г.Р.Державин.

5. Поэтические кумиры поэта:

а) Фофанов;                                   б) Лохвицкая;                         в) Батюшков.

6. Литературное объединение, в которое входил Игорь Северянин:

а) «кубофутуристы»;                    б) «Центирифуга»;                  в) «эгофутуристы».

7. Событие, произошедшее 27 августа 1918 года:

а) избрание Северянина «королём поэтов»;

б) эмиграция Северянина;

в) публикация первого сборника стихов.

8. В какой стране Игорь Северянин становится невольным  эмигрантом:

а)  Латвия;                                      б) Эстония;                             в) Литва.

    9. Кто из композиторов высоко ценил поэтический талант Игоря Северянина:

а) П.И. Чайковский;                      б) С.В.Рахманинов;                в) Шостакович.

   10.Кто назвал Игоря Северянина «поэтом Божией милостью»:

   а)  Ф.Сологуб;                                б) Н. Гумилев;                        в) В.Брюсов.

        

Критерии оценки:

     

                                         

                               КЛЮЧ к тесту

1.Б)    2.В)      3.Б)      4.Б)      5.А, Б)       6)      7.А)      8.Б)      9.Б)   10. Б)                              

Критерии оценки:

     

«3» -  1,2,3 ошибки;                        

                               

 

                

                               

                

 

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока.

 «Я избран королём поэтов».

Цели урока.

Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством Игоря Северянина, с воспоминаниями современников о нём; помочь выявить феномен Игоря Северянина;

Развивающие: создание условий для проявления познавательной активности учеников; развивать интерес к творчеству русских поэтов, живописи, музыке; развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

Воспитательные: воспитывать и развивать индивидуальные особенности учащихся, на примере жизни Северянина воспитывать гражданственность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-портрет.

Технология: на основе личностно-ориентированного обучения с элементами дифференцированного обучения и ЦОР.

Оборудование урока.

Тексты стихотворений Игоря Северянина, слайды по теме урока, плакат-эпиграф к уроку, плакат – тема урока, название жанров, изобретённых поэтом, карточки с разноуровневым дифференцированным заданием.

Музыкальный материал к уроку. С.Рахманинов. Концерт №2. Романс «Классические розы» в исполнении Ж.Бичевской  (стихи-Игорь Северянин, музыка Г.Пономарёва).

                                        

Самоанализ          урока литературы в 11 классе по теме

«Я избран королём поэтов…»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок - портрет.

Данный урок – завершающий по теме «Поэзия серебряного века».

         Урок проводился в классе с разным уровнем обученности.

В классе - человек,  сильных по учебным возможностям не -, -  учеников на достаточном учебном уровне, на среднем уровне – .

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности.

Перед организацией и проведением урока я поставила перед собой задачу: создать условия для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей.

Урок личностно ориентированной направленности позволил пополнить опыт творческой деятельности и развил эмоционально-ценностный мир личности учеников через сопереживание герою урока в ходе знакомства с его судьбой и творчеством; погрузил каждого в атмосферу выражения чувства, ощущения творческого вдохновения.

Такая форма, как урок-портрет, способствовала достижению вышеизложенных целей.

В начале урока для эмоционально-психологического настроя была использована музыка С.Рахманинова. Для ребят достаточно тяжело активно работать на четвёртом уроке, поэтому для придания покоя и лёгкости было использовано воздействие на учеников приятной спокойной музыки композитора.

В конце урока частично с целью снятия переутомления и эмоционального возбуждения и напряжения был предложен для прослушивания романс «Классические розы». Ребята имели возможность отдохнуть и с новыми силами приступить к выполнению самостоятельной работы.

Урок был построен так, чтобы от его начала и до конца образовалось своеобразное «смысловое кольцо» через возвращение к теме урока «Я избран королём поэтов» и решение проблемного задания: «В чём заключён феномен Игоря Северянина?»

Занятие фактически было подготовлено самими учащимися, они по выбору выполняли домашнее задание, таким образом, были включены в подготовку к уроку в зависимости от своих интересов и учебных возможностей, а моя задача состояла в том, чтобы организовать занятие, создать комфортные условия для работы.

Содержание этапов урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация эмоционального восприятия учащихся.

3.Введение в тему урока.

4.Объявление темы и цели урока.

5. Мотивация учебной деятельности.

6. Постановка проблемы урока.

7. Актуализация знаний по теме.    

Учебная игра.    

8. Слово учителя.

9.Мультимедийное информационное сообщение учащегося. Интеграция.

10. Работа по теме урока.

б) литературный календарь «Современники о поэте Игоре Северянине».

в) мультимедийная презентация учащихся с докладом «Хроника жизни и творчества Игоря Северянина».

г) аналитическая беседа.

д) исторический экскурс.

е) слушание романса на стихи Игоря Северянина.

11.Обобщение по теме урока.

12. Рефлексия урока.

13.Заключительное слово учителя.

14.Самостоятельная работа.

15. Подведение итогов урока. Самооценка.

16. Домашнее задание.

При подготовке и проведении урока использовала современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение (выбор творческих домашних заданий по интересу, определение каждым учеником целей урока, выбор самостоятельной работы в конце урока в соответствии со своими индивидуальными учебными возможностями, домашнее задание по выбору); проблемное обучение ( постановка в начале урока проблемы и её решение в течение всего урока) использовалось как средство повышения познавательной активности учащихся;  информационно - коммуникационная технология (информация на уроке подкреплялась презентацией, один ученик самостоятельно создал мультимедийную презентацию, сопровождающую доклад ученицы, из-за отсутствия в библиотеке дополнительной литературы 2 ученика использовали для получения необходимой информации возможности Интернета), которая позволила сделать урок ярким, запоминающимся. Использование данных педагогических технологий способствуют развитию интеллекта, восприятия, мышления, самостоятельности, эмоционально-волевой сферы одиннадцатиклассников.

Использовала при  подготовке к уроку и на  уроке, на мой взгляд, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения.

Объект интеграции: живопись, музыка, литература, театр.

Межпредметные связи (живопись) способствовали достижению обобщения и систематизизации широкого круга знаний по теме «Русский футуризм».

Организация учебной деятельности предполагала индивидуальную форму работы. Данный вид работы учитывает индивидуальные особенности ученика, его творческий потенциал и поисковый характер. На уроке использовались методы: беседа, рассказ-сообщение учащихся, проблемно-поисковый, программированный. Использовались дифференцированные задания трёх уровней сложности.

Форма организации познавательной деятельности учащихся – индивидуальная, поисковой деятельности - парная.

Для осуществления контроля использовался дидактический материал с разноуровневыми заданиями, дающими учителю возможность судить об усвоении материала каждым учеником.

После каждого вида работы на уроке проводилась рефлексия, которая способствовала закреплению знаний учащихся на разных этапах деятельности.

Успешной работе на уроке благоприятствовали эстетические условия: урок открылся выразительным чтением наизусть стихотворения Игоря Северянина под музыкальное сопровождение, что позволило настроить учеников на эмоциональное восприятие содержания урока. Ученики не испытывали на уроке дискомфорт, каждый был готов к уроку и осуществлял выбор самостоятельной работы в соответствии со своими знаниями, умениями, навыками. Таким образом, старалась, по возможности, валеологизировать урок. Первичной формой борьбы с гиподинамией, активизации деятельности всего организма детей в старших классах является просто вставание детей на несколько десятков секунд (рекомендации учёного Базарного). По ходу урока ребята неоднократно вставали со своих рабочих мест (отвечали на вопросы, читали стихи, выбирали карточки для самостоятельной работы)

Проведение урока личностно-ориентированной направленности невозможно без особого настроя и во многом зависит от доброжелательности, спокойствия и уравновешенности учителя. При подготовке к уроку ученикам нужен был совет. Ребята такую помощь по мере необходимости получили. Каждый ученик знал, что от результатов его труда зависит успех урока.

В конце урока, при подведении итогов учитель обязательно благодарит учеников за их вклад в достижение результатов урока. Домашнее задание даёт учащимся возможность продлить «творческий порыв», выполнив работу как индивидуально, так и парами, или выбрать более лёгкое, традиционное задание по учебнику.

Таким образом, выбранная учителем форма урока позволяет организовать равноправное, партнёрское общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Избрание Короля поэтов

Внеклассное занятие по литературе...

Разработка урока в 4 классе "Король и сыр". Развитие навыков поискового чтения.

УМК Английский с удовольствием.М.З. Биболетова, 4 класс....

открытый урок в 4 кл. "Король танцев - вальс"

Открытый урок по музыке в 4 кл. " Король танцев - вальс"...

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Презентация к уроку "Портрет.Виды портретов" (6 класс)

Презентация к уроку "Портрет.Виды портретов"...