Интегрированный урок (математика-литература) по теме "Биография М.В.Ломоносова в математических задачах".
план-конспект урока по литературе (6, 7, 8 класс) на тему

Сахарова Наталья Геннадиевна

Материал содержит т конспект данного урока . Данные материалы можно использовать для уч-ся 6-8 классов, меняя уровень и содержание математических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект урока.659 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 887

«Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был

первым нашим университетом».

А.С. Пушкин

Конспект открытого интегрированного урока

математики с литературой в 8 классе по теме:

«Биография М.В. Ломоносова в математических задачах».

                                      Учитель математики Сахарова Н.Г.

                                                                                               Учитель русского языка

                                                                                     и литературы Поморева О.В.

Цели:

  • Ознакомление обучающихся с биографией и научной деятельностью М.В.Ломоносова.
  • Реализация межпредметных связей математики и литературы.

Задачи:

  1.   Обобщить и расширить знания учащихся о биографии и научной деятельности М.В.Ломоносова.
  2. Активизировать в ходе урока познавательный интерес к предмету, развивать ораторское искусство, умение выступать публично и грамотно отвечать на поставленные вопросы
  3. Показать практическое применение математических знаний, умений и навыков.
  4. Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся. Воспитывать умение самостоятельно искать информацию  и пользоваться  ею в дальнейшем.

Оборудование: проектор, презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Вступительное слово.  

Учитель литературы.

     Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок, сочетающий в себе два предмета: математику и литературу, требующий знания двух дисциплин.  

     Посвящен наш урок  гениальному русскому ученому  поэту, просветителю, одному из самых выдающихся светил мировой науки – Михаилу Васильевичу Ломоносову. Решая задачи, вы не только повторите материал по математике (алгебре), но и узнаете новое о гениальном ученом.

      Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного литературного критика В.Г. Белинского: «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! … …Оно доказало собой,  что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца».

Слайды

1–3

 

Учитель

литературы.

Учитель

математики.

     Начать наше путешествие по страницам биографии великого ученого хотелось бы с разговора о его детстве. 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых родился сын – Михайло Ломоносов.

Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ села Холмогоры. Василий Ломоносов был рыбаком и готовил своего сына к тому же.

 

Чтобы найти, в каком возрасте он впервые вышел с отцом в море, выполните задание № 1:

Найдите значение выражения:

(0,6×53 – 15)2 : 360

Слайды

4-5

 Учитель

литературы.

Учитель

математики.

     Его первым учителем был дьячок местной церкви. Михайло читал все, что попадалось под руку, в том числе в церкви. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Решив задание № 2, вы узнаете, в каком возрасте Михаил Васильевич научился читать.

Сократите дробь и найдите ее значение:

при а = 6,7; с = 5,5; х = 2,1. (проверка с комментированием)

Слайды

6-8

 

Учитель

литературы.

     Хотя в 1723 году в Холмогорах и была открыта Славяно-латинская школа, но поступить в нее он не мог — в школу не принимали крестьян. Это, вероятно, и заставило Ломоносова принять решение покинуть родину и идти туда, где не знали, что он крестьянин. Выбор его естественно пал на Москву. Это намерение Ломоносов осуществил в 1730 году.

Слайд 9

Сообщение учащихся.

     В Славяно-греко-латинскую академию Ломоносова приняли: он сказал, что его отец холмогорский дворянин. Михаил был зачислен в «низший класс», потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший ее не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для «воинского дела», и для «строения», и для «врачевского искусства». В народе эту академию звали попросту «Спасскими  школами».

Когда малые ребята увидели великовозрастного ученика, они подняли его на смех:

— Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

— Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?». Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. «Да он лучше учителей все знает», — шептались школяры.

Слайд10

 

Учитель

математики.

Ответ  следующего задания укажет нам возраст поступления Ломоносова в академию.

Решите уравнение:

               

Слайд11

Учитель

литературы.

Прошло полгода, и Ломоносова перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже в совершенстве латынь, пишет на этом языке стихи.  

В ноябре 1736 г. студенты М. Ломоносов, Д. Виноградов и У. Рейзер, как лучшие ученики Петербургской Российской Академии Наук – были зачислены в Марбургский университет в Германии для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.

Слайды12-14

 Сообщение учащихся.

Учитель

математики.

      Ломоносов основал новую науку — физическую химию; открыл закон сохранения вещества задолго до А. Лавуазье; открыл атмосферу на Венере; постиг тайны античной мозаики, изготовил смальту (непрозрачное стекло) и делал из ее кусочков панно (например, знаменитый портрет Петра I); конструировал различные приборы; заложил основы изучения грозовых явлений; первым указал на электромагнитную природу северных сияний; развил атомную теорию строения тел; создал важные труды по геологии, минералогии (одному минералу дано его имя - ломоносовит), метеорологии, картографии, металлургии, мореходному делу.

Этот список можно продолжить. Ломоносов ввел в оборот современные слова и понятия: атмосфера, чернозем, удельный вес, горный хребет, вал и т.д. В трудах по самым различным отраслям знания Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших свой век. Вначале он занимался в основном физикой, затем — химией, а в последний период своей жизни — естественными и прикладными науками. Ломоносов также занимался философией, историей России, ее экономикой, поднимал вопросы политического и социально-экономического возрождения России.

              Ломоносов был реформатором в области поэзии и русского литературного языка, сам писал стихотворные оды.

Чтение отрывка  «Оды на день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года».

О вы, которых ожидает

 Отечество от недр своих

 И видеть таковых желает,

 Каких зовет от стран чужих,

 О, ваши дни благословенны!

 Дерзайте ныне ободренны

 Раченьем вашим показать,

 Что может собственных Платонов

 И быстрых разумом Невтонов

 Российская земля рождать.

 Науки юношей питают,

 Отраду старым подают,

 В счастливой жизни украшают,

 В несчастной случай берегут;

 В домашних трудностях утеха

 И в дальних странствах не помеха.

 Науки пользуют везде,

 Среди народов и в пустыне,

 В градском шуму и наедине,

 В покое сладки и в труде.

Поистине, ученый-энциклопедист! И в первую очередь Ломоносов трудился на благо русской науки, образования и культуры. В 1757 г. его назначили советником канцелярии Академии наук, а в 1758 г. он стал руководить Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.
Ломоносов был избран в 1760 г. членом Шведской академии наук, а в 1764 г. — почетным членом Болонской академии (Италия).

 

Слайды15-24

Слайды 25-26

 

Сообщение учащихся.

     Сегодня Архангельск отдает свой долг Михаилу Васильевичу Ломоносову, сберегая память о нем. Первый шаг в этом направлении был сделан архангелогородцами еще в XIX столетии, когда 25 июня 1832 г. неподалеку от Троицкого кафедрального собора был открыт памятник ученому. Монумент был выстроен на деньги, собранные по подписке по всей России, — 53 384 рубля. Выполнить заказ согласился известный скульптор, ректор Академии художеств Иван Петрович Мартос — автор памятников Минину и Пожарскому в Москве и герцогу Ришелье в Одессе. Идею памятника скульптор нашел в оде самого Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». По его словам, «Ломоносов представлен стоящим на северном полушарии для означения, что есть северный поэт, и взирающим на величественное небесное явление с восторгом и умилением; гений, или ангел разума, подает ему лиру для воспетия его бессмертных стихов. На лире изображено вензелевое имя императрицы Елизаветы Петровны, коея века он был певец. На полушарии выгравировано место его отчизны Холмогоры».

     35 лет простоял он на Соборной площади, а затем по ходатайству горожан был перенесен в центр города, к зданию губернских присутственных мест, где сейчас стоит Обелиск Севера. Долгое время бронзовый Ломоносов взирал на деяния членов городской думы и успехи архангельских гимназистов, размещавшихся поблизости. Последние десятилетия скульптура располагается перед фасадом главного здания Архангельского государственного технического университета.

Что еще носит имя Ломоносова в  Москве?

Слайд 26

Учитель

математики.

Рефлексия

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. Медаль Ломоносова - высшая награда Российской академии наук.

Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на уроке? Какие вычислительные навыки пригодились вам, для того чтобы произвести подсчеты, связанные с интересными фактами биографии М.В. Ломоносова.

Слайд 27-28

Учитель

литературы.

  В заключение хочется сказать следующее. Истинное значение Ломоносова не измерить. Ломоносов – титан человеческой мысли, который  оставил свои открытия во всех областях знаний. Он не только учил, но и сам показывал пример рачительного ученика и учителя, воплощая себя в своих последователях.

     В ходе урока мы вспомнили основные этапы биографии Ломоносова, поговорили о вкладе ученого в развитие российской науки, в частности, математики и литературы. Повторили жанр оды  на примере литературного творчества Ломоносова, с помощью  вычислительных навыков  конкретизировали  временные  факты жизни и творчества ученого.

Подведение итогов урока.

1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Кем был отец Ломоносова?

3.Чем отличился Ломоносов в 10 лет?

4. Во сколько лет Михаил стал постигать грамоту?

5. Кто был его первым учителем?

6. Назовите первые учебные книги Ломоносова.

7. Какое решение принял Ломоносов, чтобы продолжить обучение дальше?

8. Когда и каким образом он добрался до Москвы?

9. Сколько лет ему тогда было?

10. Куда ему удалось поступить в Москве?

11. Какой язык был международным языком науки в то время?

12. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу?

13. Где начал работать Ломоносов по возвращении на Родину?

14. В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

15. Что сделал великий ученый для развития образования в России?

16. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математика, литература, информатика

Арифметическая и геометрическая прогрессии. «А. С. Пушкин и математика. Совет мудрецов». Образовательные цели:обобщить и систематизировать знания по теме «Арифметическая и геометр...

Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

Интегрированный урок математика-литература "А.В.Кольцову-200 лет""

Данный урок рассширяет кругозор обучающихся...

Программа интегрированного спецкурса «Математика - литература»

В данной статье представлена программа интегрированного спецкурса для 10-11 класса «Математика - литература»...

Задания формирующие универсальные учебные действий на интегрированном уроке математика литература

Примеры заданий по математике, формирующие УУД  на  итегрированном уроке математика-литература по теме : Старинные величины в призведениях русских писателей....

Интегрированный урок по алгебре в 9 классе Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

Интегрированный урок в 9 классе по алгебре (и литературе) "Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций"...

Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Автор - Гаврилова Е.А.

Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Тема: “Одиссея Робинзона Крузо” Учитель...