Конспект урока по литературе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Щукина Анастасия Михайловна

Конспект урока по литературе 7 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_po_metodike_lit-ry.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по литературе в 7 классе

Тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели:

  1. Образовательная:
  • Познакомить учащихся с писателем Ермолаем – Еразмом и его произведением;
  1. Развивающая:
  • Развивать культуру речи учащихся, обогащать их лексикон, расширять их сведения об историческом прошлом страны;
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать читательскую культуру учащихся.

Средства обучения: презентация «Ермолай - Еразм», учебник «Литература 7 класс в 2-х частях, ч.1/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин», тест для проверки домашнего задания, кроссворд, средства ТСО (компьютер, мультимедийный проектов, экран).

План урока

п/п

Этап урока

Прием

Время

I

Организационный момент

Вступительное слово учителя

2мин

II

Проверка домашнего задания

Тест

5 мин

III

Объяснение темы и целей урока

Беседа

5мин

IV

Изучение нового материала            основная часть

Рассказ учителя, беседа по вопросам, викторина

25мин

V

Подведение итогов (рефлексии)

Вопросы учителя

5мин

VI

Домашнее задание

Объяснение учителя

3мин


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Объяснение темы и целей урока

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнь Ермолая - Еразма и его произведением «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Слушают

2.Изучение нового материала

3.Словарная работа

4.Чтение повести.

5. Беседа по прочитанному

6. Кроссворд по прочитанному тексту.

7.Работа с текстом  

8. Работа с иллюстрацией к повести

9. Создание иллюстрации к любому эпизоду

V Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В 16 веке повесть являлась одним из самых любимых, самых читаемых произведением. До нас дошли полторы сотни её списков – такое редко бывает в жизни памятников древнерусской письменности. Списки распадаются на четыре редакции. Это значит, что повесть переписывалась множество раз, распространялась очень широко, в разных краях Русской земли. Кто же написал это произведение? Кто автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»? К сожалению, в учебнике-хрестоматии автор не указан, а это был достойнейший человек своего времени, писатель и публицист 40-60 годов 16 века Ермолай – Еразм. Исследователи давно предполагали, что автором повести был писатель, в миру –  Ермолай, в монашестве –  Еразм.   Доказала его авторство и уточнила время написания повести Р.П.  Дмитриева.

В 40-е годы Ермолай  жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов  Ермолай по приглашению митрополита  Макария  переезжает в Москву, получает должность протоиерея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения) – грандиозное  собрание житий всех русских святых в 12 томах (по числу месяцев), представляющее историю России как единого государства. Именно к этой работе митрополит  Макарий  привлёк образованнейшего писателя  Ермолая.

     Однако писатель Ермолай - Еразм писал не только жития святых. Из-под пера его вышло также  много и публицистических произведений. Наиболее важным является трактат «Благохотящим царям правительница и землемерие», который он направляет царю (Ивану Грозному) с предложением проведения социальных реформ.

«Повесть о Петре и Февронии» в авторском рукописном сборнике называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией, то есть с причислением к лику святых, новых муромских чудотворцев в 1547-49 годах.

Источником для этого произведения послужили муромские легенды. И эта фольклорная основа оказала на Ермолая такое сильное влияние, что он создал не жизнеописание святых Петра и Февронии, как этого хотел митрополит Макарий, а произведение, по существу, далёкое от житийного жанра. Только конец повести, где автор рассказывает о благочестивой кончине Петра и Февронии, напоминает о житийном повествовании. Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, непосредственно перед нашествием  полчищ  Батыя.

     Показательно, что «Повесть…» не была включена в «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария, ибо высшие церковные власти были недовольны. А рядовые читатели размножили списки и с интересом читали.

     В 60-е годы писатель принял монашество под именем Еразм и покинул Москву. Почему он это сделал, достоверно не известно. Не попал ли он в опалу, подобно другим деятелям государства и церкви из окружения Ивана IV? Или решил предупредить свою опалу? Возможно, эти скупые сведения можно пополнить, вчитываясь в «Повесть  о Петре и Февронии Муромских»: здесь отразился внутренний облик автора.

Сегодня вы познакомитесь с повестью, но для начала нам необходимо разобрать слова трудные для понимания.

Агрик – сказочный богатырь.

Керамиды – керамические плиты, обычно закрывающие погребения.

Пядь - старинная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев – большого и указательного.

Блаженный –

Воздух – покров для чаши

Риза – парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителя.

Мы с вами прочитали повесть, теперь ответьте на вопросы по тексту.

Кто является главными героями повести?

Кого должен был убит Петр?

Как заболел князь Петр?

Кто спас Петра?

Где жила Феврония?

Что значит выражение «Отец и мать пошли взаймы плакать»?

Вылечила Феврония Петра с первого раза?

Почему Петр и Феврония были вынуждены оставить Муром?

Как они просили себя похоронить?

Выполнил народ их просьбу?

Разгадаем кроссворд и по ключевому слову узнаем, какое прекрасное человеческое качество воспевает автор в повести.

  1. В каком обличье являлся жене князя дьявол?
  2. В каком городе правил князь Павел?
  3. Что вышивала для церковного храма Феврония, наречённая Ефросинией?
  4. Какой меч смог сразить дьявола?
  5. По какой реке поплыл Петр и его жена?
  6. В каком селе жила Феврония?
  7. Что велела изготовить Феврония князю из чурочки?
  8. Какое средство излечило язвы Петра?

Какое ключевое слово получилось?

А теперь поработаем с текстом учебника.

Я буду задавать вопросы, вам нужно найти ответ в повести и его зачитать. Но прежде ответьте на вопрос: мудрость каких героев воспевает автор?

А теперь ищем ответы в тексте. Найдите ситуации, зачитайте и объясните их, где герои проявляют мудрость?

Скажите, а бояре проявили мудрость?

Я зачитаю отрывок, а вы скажите, как поступили бояре в этой ситуации. «…Княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож  и от всего города. Не оставь нас сиротами, возвращайся в отечество своё. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержавцем, и все от меча погибли.  Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневали тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляй нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим…»

Работа с иллюстративным материалом поможет вам дополнить представление о героях, о замысле писателя.

Рассмотрите на странице 61 учебника иллюстрацию, к какому эпизоду этот рисунок?

Какие слова из текста можно подписать под ним? Найдите и прочитайте цитату из повести.

Какими средствами художник раскрывает авторский замысел и рисует вельмож действительно просящими, умоляющими князя и княгиню вернуться в родной город?

А каким увидели вы князя Петра? Почему художник изобразил его именно так? Посмотрите князь жестом показывает, чтобы бояре встали, успокоились. В тексте ничего не говорится о том, что он им ответил, каким было его поведение в тот момент, каковы его жесты? Автор сразу пишет: «Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония…» Так что же хотел сказать художник своим рисунком? Какой авторский замысел пытается подчеркнуть?

А какой диалог можно было составить по данной иллюстрации? Что мог бы ответить князь Петр боярам?

А теперь выберите эпизод, который вам больше всего понравился, и сделайте к ними рисунок. Подумайте, чтобы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

Торжество мудрости, разума, добра и любви  - это и есть основная идея повести. Мощи святых Петра и Февронии, покровителей семейной жизни, хранятся в Муроме. 8 июля православная церковь вспоминает этих святых, которые   прожили долгую семейную жизнь и умерли в один день. 8 июля – именно этот день считают Днём семьи, любви и верности. До сих пор 8 июля совершаются паломничества в Муром: и тех, кто только решил вступить в брак, и тех, кто пришёл сюда поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни.

С каким произведением вы познакомились сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?

Захотелось ли кому-то продолжить знакомство с произведениями «старины глубокой»?

Учащиеся записывают важные моменты из рассказа учителя.

Добрый

Учащиеся читают повесть.

Петр и Феврония

Змия

Капли крови змия попали на него

Феврония

Рязанская земля, село Ласково

Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда за ними смерть придет, другие придут над ними плакать

Нет, она поняла, что Петр не захочет брать девушку из народа себе в жены и поэтому сказала помазать все струпья, кроме одного.

Жены бояр не хотели, чтобы государыней над ними была неродовитая.

Вместе, в одном гробе с перегородкой внутри.

Только после второго раза, прежде их тела хоронили отдельно, на утро тела их были вместе.

Змей

Муром

Воздух

Агриков

Ока

Ласково

Станок

Мазь

Мудрость

Февронии, Петра

Феврония поступила мудро, оставив один струп на теле Петра; мудрость проявляет Феврония, когда Петр просит из пучка льна сделать сорочку, порты и полотенце, она от поленца отмерила пядь, попросила слугу отколоть чурочку и передать Петру, чтобы он сделал из чурочки станок и снаряжение. Петр поступил мудро, когда не оставил жену по настоянию бояр.

Сначала они проявили хитрость, что без Петра возможно каждый сможет стать князем.

Бояре поступили тоже мудро, они смирили свою гордыню и отправились на поклон.

Вельможи приехали к Петру и Февронии просить их вернутся в Муром.

Учащиеся зачитывают отрывок.

Художник рисует бояр упавшими на колени, руки протянуты с мольбой, один склонил голову почтительно, другой в пояс кланяется.

Художнику важно показать, что Петр не держит зла на бояр. Не гневается на своих обидчиков – именно такими рисует своего героя писатель Ермолай. Автор сообщает, что Петр и Феврония правили справедливо, всех любили, а значит, и зла не держали ни на кого.

- не скорбите вельможи милостивые. Бог не оставит вас сирыми. Возвращайтесь спокойно в Отечество своё. Мы на вас зла не держим. «И вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония».

Учащиеся выбираю эпизод, и рисуют рисунок.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Учащиеся отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Разработка урока  по  "Повести  о Петре и Февронии Муромских"...

Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Презентация к уроку   по  "Повести  о Петре и Февронии Муромских"...

Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Урок рассчитан для учащихся 7 класса. Цель его - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, определить характер героев, составить духовный портрет Петра и Февронии....