Чудная власть прошлого в рассказе И.А. Бунина "Антоновские яблоки"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бордиян Андрияна Фёдоровна

Данный урок помогает показать главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема.  «Чудная власть прошлого в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

        Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

        Цель:        

- показать   родовые, главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля в рассказе «Антоновские яблоки»;

- развивать речь учащихся;

- формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А. Бунина воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф. «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно». (М. Горький)

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа над рассказом «Антоновские яблоки».

2.1. Слово учителя.

Для литературы Серебряного века характерно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьбе, ее традициям культуре. Мир русской усадьбы И. Бунин воссоздает и в стихах, и в прозе. Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, семейные традиции и индивидуальная человеческая жизнь. Описания окрашены проникновенным лиризмом.

Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к творчеству И.А. Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте рассказе «Антоновские яблоки».

Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ? (Ответы учащихся).

А вот мнение Твардовского: «Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…, – все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания».

- Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя? В чем загадка его стиля и какова главная мысль рассказа? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

Фигура И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться «на злобу дня» малоудачны. Бунин – человек сугубо аполитичный. Его творчество 1890-х – начала 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.

«Я написал и напечатал 2 рассказа, – вспоминал он об этой поре, – но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…»

- Как бы вы определили, что увлекает Бунина как писателя?

- А ведь многие годы учащимся в школе внушалось, что Бунин описывает умирание русского дворянства и его усадеб. Можно ли определить ценность рассказа именно в этом аспекте?

- Итак, у него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению. И хотя он начинает в русле народнической литературы, – самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажными описаниями, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

- Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью. Горький, прочитав «Антоновские яблоки», писал Бунину из Нижнего Новгорода в ноябре 1900 г.: «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог спел. Красиво, сочно, задушевно». Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

Как видим, Горький оценил талантливость и художественное совершенство этого рассказа. Сделаем это и мы.

2.2. Анализ содержания рассказа «Антоновские яблоки».

-  Что особенно запомнилось герою рассказа из жизни в деревне?

-  Выразительно прочитайте описание сада в начале 1-й главы рассказа и раннего утра в начале 2-й главы. Какое настроение они придают началу рассказа?

-  Какой предстает деревенская жизнь в «Антоновских яблоках»? Как вы сами воспринимаете ее описание?

-  Что особенно выделяет И. Бунин в изображении усадьбы тетки, Анны Герасимовны?

- Как вы определите настроение героя рассказа «Антоновские яблоки»? Какова, на его взгляд, уходящая в прошлое эпоха?

-  Как автор описывает сцены помещичьей жизни? Сравните описание охоты в «Антоновских яблоках» со стихотворением И. Бунина «Не видно птиц».

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

- Как изображена осенняя природа в обоих произведениях? Какие чувства пробуждают в читателях два описания - лирическое и прозаическое? Чем похож рассказ писателя на лирическое произведение?

-  Чувствуем ли мы подлинное веселье в описании жизни мелкопоместного барина?

-  В чем же своеобразие сюжета рассказа?

-  Что связывает отдельные главы рассказа?

-  Какую роль в рассказе выполняет запах антоновских яблок? В каких главах и почему Бунин говорит об этом запахе?

Вывод. Итак, ранняя проза Бунина бессюжетна, и рассказ «Антоновские яблоки» - пример этому: сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтическим дыханием.

 В раннем творчестве Бунина ведущим началом является лирика, поэзия. Сам Бунин считал себя прежде всего поэтом. Именно поэзия ведет прозу за собой, прокладывает ей дорогу. Отсюда музыкальность прозы Бунина, ее особый ритм. Бунин стремился, говоря словами Флобера, «придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой».

 - В ваших сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Я же сейчас прочту вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этой главе. «Начинается осень, идут беспрерывные дожди…, а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их – запах меда и осенней свежести – переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам».

Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.

Ответы учащихся по индивидуальным заданиям:

1) многообразие оттенков цвета (коралловые рябины, голубоватый дым, багровое пламя, черное небо и т.д.);

2) запахи (тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести; запах дегтя; ржаной аромат и т.д.);

3) примеры звукописи («с сочным треском»; «шурша по сухой листве»; приближающийся поезд и т.д.).

Вывод. Итак, по части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.

  - Как вы думаете, с каким периодом жизни связаны воспоминания, описанные в 1 главе? Только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?

Индивидуальное задание: перечисление народных примет, ответ на вопрос о роли в рассказе народных примет.

- Какие два уклада жизни сравнивает во 2 главе Бунин? (Уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения? Ответьте цитатой из текста (...).

- Сельское старосветское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (В усадьбу Анны Герасимовны.)

- «Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его». После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина?

- Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане – старики – бывшие крепостные, «когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются». Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.

- Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.

- А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.

- Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен «с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина».

- А вот и 4 глава.  В первом предложении прослеживается лейтмотив антоновских яблок. Что вносит это предложение в повествование? (Усиливается мотив грусти, приближающегося ухода последних помещиков.)

- На какой же ноте заканчивается рассказ? Чтение последнего абзаца.

Акцентируем внимание на фразе: «С грустной, безнадежной удалью». Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор. Удаль – безнадежная, грустная. Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном.

-  Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

- Использование оксюморона в данном случае подчеркивает особенность русского характера. Подумайте, ведь то же самое настроение мы встречаем в русских народных песнях. Особенно метким в этом смысле мне кажется эпитет «безнадежная».

- Вот на такой грустно-удальской ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.

Итог работы.

Что помогло нам в разгадке бунинского стиля? (Наблюдение над настроением героя, над особыми бунинскими образными средствами, анализ названия и т.д.).

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.      

1. Прочитать рассказы И.А. Бунина «Чистый понедельник».

2. Изучить материалы учебника, с.30-41, ч.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Урок по рассказу В. Солоухина "Моченые яблоки"

Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотре...

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»....

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

Осень - чудная пора. Рассказы для детей

Читатели вместе с автором публикации могут совершить незабываемое путешествие в осенний парк и по-новому взглянуть на привычные явления окружающего мира. Данная публикация состоит из мини – рассказ...

"Чудная" власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

Урок по рассказу И.А.Бунина "Антоновские яблоки" в 11 классе...