П. П. Ершов "Конек-горбунок"
статья по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

раткая история жизни и творчества ПП Ершова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_petrovich_ershov.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Петр Петрович Ершов

Писатель родился 22 февраля 1815 года в сибирской деревне Безруковой Ишимского уезда Тобольской губернии в семье частного комиссара Павла Александровича и Ефимии Васильевны Ершовых. Дети в семье рождались слабыми и не доживали о крещения. И вот явился Петр. И вспомнили родители завет: «продали»  ребенка нищему и с ним ушли болезни. Сказка, поверье дали Ершову жизнь. Отец Ершова часто менял место службы, семья разъезжала и скиталась по сибирскому краю. Петропавловск, Омск, Березов. Детские и отроческие годы совпали с возрождением Сибири. Павел Алексеевич заботился о воспитании двух своих сыновей. Сам готовил их к поступлению в гимназию. В 1824 году он привозит детей в Тобольск (столицу Сибири) и определяет в гимназию, директором которой был И.П. Менделеев, отец гениального русского химика. Атмосфера, царившая в гимназии, способствовала формированию патриотизма. Все подчинялось идее культурного возрождения края. Петр Ершов мечтал изучать Сибирь. Хотел организовать колонию энтузиастов. Юный романтик наметил программу: изучить климат Сибири, ее природные богатства, культуру народностей. В 1830 году после окончания гимназии Ершов поступает в Петербургский университет на философско-юридический факультет. В 1834 году в университете была прочитана сказка Ершова. Почему же так поразила сказка читателей? В сказке присутствует влюбленный в свое дело сказочник, прямой соавтор народных мастеров. Использует в сказке элемент импровизации. Ершов передает в сказке мифопоэтические основы народного миросозерцания. Село – частица вселенной. Например: Жар-птица вбирает в себя основные стихии природы (ветра, облако, молнии, солнца) и крестьянского домашнего обихода (жара в печи, голосистого, огненного петуха). Царь-девица – богиня света, весны, живущая в золотом дворце, в краю вечного лета, олицетворяет заветную мечту крестьянина о вольной сказочной стране, на востоке, во владениях бога света, ласкового солнышка, могучего, животворящего. Райский мир бога соотносится с земным городом и окружающими его деревнями, а солнечный терем – с православным храмом. Иванушка – типичный персонаж фольклора, который дурачит окружающих умников. Он в меру простодушен и доверчив, правдив. У Ершова Иванушка ершист, склонен к социальному протесту. Конек-горбунок двойник Иванушки-дурачка. Если Иванушка под глупостью и дурачеством скрывает все положительные качества, свойственные эпическому богатырю – чувство долга, смелость, ловкость, силу и мужество, то «игрушка-горбунок» за своей неказистой внешностью таи все признаки богатырского коня. Для Иванушки конек чудесный помощник и ласковый надежный друг. Добрый утешитель. Сказочный мир Ершова – реалистически объективированный мир. Так посланные отцом братья Иванушки дрожат от страха, но оправдывают свою трусость перед другими по-разному. Поведение Иванушки выпадает из привычного крестьянского канона – он возвращается домой после ночи и поет песню, далекую от крестьянского репертуара. Это литературная песня «Ходил молодец на Пресню» из комической оперы А.О. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Ершов соединяет в сказке разные в полемическом противостоянии сказочные традиции. Исконно народную – с одной стороны, а с другой – мещански-городскую. Так появляется в «Коньке-горбунке» сказка в сказке: литературная иронически снижается народной. Автор вводит в сказку прямые или скрытые заимствования из высокой поэтической традиции русской литературы начала 19 века. Эпизод с «посыльными дворянами» перекликается с монологом Фамусова о Максиме Петровиче из комедии Грибоедова «Горе от ума». Сказка Ершова знаменовала по-своему конец пушкинской эпохи в истории русской поэзии, вступавшей в период любомудрия и романтического самоуглубления. Это был закономерный этап в творчестве. Но Ершов оказался на пустынном берегу. Последующее творчество писателя – поэтическое либретто к опере «Страшный меч», драматическая повесть «Фома кузнец», романтическая поэма «Сузге», баллада «Сибирский казак», романтическая лирика – явилось неудавшейся попыткой преодоления совершенного в юности великого поэтического открытия. В этом и заключается разгадка загадочной судьбы Петра Петровича Ершова. В конце 1834 года Ершов обратился с прощением в Министерство народного просвещения о назначении его учителем в Тобольскую гимназию. Литературная жилка еще бьется в нем, но с каждым годом угасает. Потом обступают Ершова семейные заботы. В 1856 году сказка «Конек-горбунок» вышла в свет четвертым изданием. Наступала новая эпоха в истории русской поэзии. 18 августа 1869 года умирающий писатель прошептал верному другу и спутнику жизни пророческие слова: «Не плачь, Леночка, «Конек-горбунок» вывезет».