Подготовка к экзамену по литературе
консультация по литературе (11 класс) на тему

Гулиева Елена Александровна

Подготовка к экзамену по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Разъяснения Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с
 теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

  1. Примерные темы:
  • Держи друзей близко, а врагов еще ближе.
  • Враг моего врага – враг ли мне?
  • Можно ли дружить с враждующими людьми?
  • Друг необходим, враг обязателен.
  • «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий
  • «Без истинной дружбы жизнь – ничто». Марк. Туллий Цицерон.
  • «Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза». Абу Мусин Насир Хосров

  1. Определение понятий:

Дружба – это………

Вражда – это………

Собственное определение:…..

  1. Синонимы к основным принятиям:

Дружба, ……

вражда, ………

  1. Список произведений, из которых можно взять аргументы по данной теме:

дружба (произведение, автор герой, герои)

вражда  (произведение, автор герой, герои)

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий

И. С. Тургенев «Отцы и дети» Аркадий и Базаров

Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание» Разумихин и Раскольников

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Иван Иванович и Иван Никифорович

А.С.Пушкин «Дубровский» Троекуров и  Андрей Гаврилович Дубровский-отец

  1. Цитаты великих людей, которые отражают ваше понимание проблемы и могут быть  использованы в сочинении:

  1. Вывод. Яркое заключение:



Предварительный просмотр:

  1.  Разъяснения Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

«Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

  1.  Примерные темы:

Может ли опытный человек ошибаться?
«Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).
«Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

  1. Определение понятий:

Опыт – это………

Ошибки – это………

Собственное определение:…..

  1. Синонимы к основным принятиям:

 опыт,…

ошибки,…

  1. Список произведений, из которых можно взять аргументы по данной теме:

Опыт (произведение, автор герой, герои)

Ошибки (произведение, автор герой, герои)

  1. План сочинения:

  1. «Сцепляющие» предложения:

  1. Вывод. Яркое заключение:


Предварительный просмотр:

Тематическое направление «Разум и чувство»

 Структура сочинения-рассуждения

  1. Вступление.

 Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено  «темное царство» в драме А.Н. Островского  «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и  будем аргументировать в основной части сочинения.

  1. Основная часть.  

 Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

  1. Заключение. Краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача -  подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ»  т.д.,  повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции.  Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.  Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие  на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…  

Основная часть.

 Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир» В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».  По мнению знатного вельможи екатерининского времени,  князя Николая Андреевича  Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно».  Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином.   Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.  Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма.  Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне:  «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.  Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять  разочарование: реформы, задуманные Сперанским,  далеки от насущных интересов народа.  «Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов.  И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не  разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.  Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.  И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина -  любовь к Отечеству. Чувство патриотизма  объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий  главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить,  прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

 Заключение Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет  желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора  между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.  



Предварительный просмотр:

  1. Разъяснения Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

«Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать совести, или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

  1.  Примерные темы:
  • Актуальны ли сегодня понятия чести и бесчестия?
  • Честь и бесчестие: легко ли сделать выбор?
  • "Честь нельзя отнять, ее можно потерять". (А.П.Чехов)
  • "Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь". (Пьер Корнель)
  • Береги платье снову, а честь смолоду. (Русская пословица)
  • В ком честь, в том и правда. (Русская пословица)
  • Путь чести и путь бесчестия.

  1. Определение понятий:

Честь – это………

Бесчестие – это………

Собственное определение:…..

  1. Синонимы к основным принятиям:

честь,… совести,  нравственные правила

бесчестие,… предательство, ложь и лицемерие, глубокое моральное падение личности.

  1. Список произведений, из которых можно взять аргументы по данной теме:

честь (произведение, автор герой, герои)

бесчестие (произведение, автор герой, герои)

  1. Цитаты великих людей, которые отражают ваше понимание проблемы и могут быть  использованы в сочинении:

  1. Вывод. Яркое заключение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Материалы для подготовки к экзамену по литературе. 9 класс

Эти материалы подобраны и обработаны учителем  совместно с  учениками при подготовке к ГИА  по литературе в 2012-2013 учебном году. Возможно, они помогут ещё кому-то. Результатом были о...

методические рекомендации по подготовке к экзамену по литературе

Работа представляет собой  рекомендации по подготовке к экзамену по литературе...

Учебное пособие для подготовки к экзамену по дисциплине «Литература»

Учебное пособие  составлено в соответствии с действующими программами для общеобразовательных дисциплин и требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования по литерату...

Подготовка к экзамену по литературе. М.Ю.Лермонтов "Молитва"

Урок по теме "Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова" в 10 классе можно закончить анализом стихотворения "Молитва".  Ученики должны продемонстрировать знание основных этапов анализа стихотворного текс...

Подготовка к экзамену по литературе в 5 классе (одно из заданий).

Подготовка к ГПА по литературе в 5 классе (одно из заданий). Можно использовать презентацию в качестве повторения материала в конце учебного года....