Организация самостоятельной работы на уроках литературы в СПО
статья по литературе по теме

Малютина Наталья Евгеньевна

Активная роль студентов в процессе обучения - один из факторов, который влияет на развитие самостоятельности, инициативы в познавательной и практической деятельности.

Отсюда вытекает первостепенная задача для преподавателей колледжей - воспитание у студентов активности и самостоятельности как черт личности.

Эту тему я раскрыла в свой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

Методическая комиссия общеобразовательного цикла

Доклад

Тема «Организация самостоятельной работы на уроках литературы»

Выполнила:

Преподаватель литературы

Малютина Н.Е.___________

Председатель ЦМК общеобразовательного цикла

Курилова Н.А.___________

2017 г.


План доклада:

  1. Роль самостоятельной работы на уроках общеобразовательного цикла.
  2. Виды и формы самостоятельной работы на уроках литературы.
  3. Приложение.


I. Роль самостоятельной работы на уроках общеобразовательного цикла.

Содержание образования и воспитания студентов СПО требует таких методов и приёмов обучения, которые развивали бы у них самостоятельность и активность мысли, интерес к науке, творческую инициативу, вооружали бы их творческими навыками и умениями, которые позволяют им свободно и быстро овладевать в процессе обучения специальностью.

Рациональное использование разнообразных приёмов в обучении невозможно без опоры на самостоятельную работу, на теоретически осознанную практику, на выполнение ими тренировочных упражнений по общеобразовательным предметам и производственной практике, на их активность в овладении знаниями.

Активная роль студентов в процессе обучения - один из факторов, который влияет на развитие самостоятельности, инициативы в познавательной и практической деятельности. Отсюда вытекает первостепенная задача для преподавателей колледжей - воспитание у студентов активности и самостоятельности как черт личности.

Самостоятельность может развиваться лишь в процессе выполнения самостоятельных работ.

Программы учебных предметов в настоящее время довольно чётко предусматривают, как делать наблюдения, выполнять трудовые операции, самостоятельно приобретать знания из разных источников по предметам, обрабатывать изучаемый материал с целью глубокого его осмысливания, включать изучаемый материал в усваиваемую систему знаний, применять сумму полученных знаний на практике и в процессе профессионально-трудовой деятельности.

Только практика самостоятельной работы позволит привить будущему специалисту культуру умственного и физического труда, развить интерес к лучшему достижению любой цели, к труду с высокой продуктивностью.

Что же надо понимать под термином «самостоятельная работа»? Самостоятельная работа - это комплекс мышления студентов с самостоятельным выполнением ими умственных или физических (иногда и тех и других вместе) действий.

Таким образом, самостоятельная работа - это выполнение определённых заданий, над которыми студенты работают без непосредственного участия преподавателя, выполняя различные письменные упражнения, производя опыты и трудовые операции, изготовляя изделия, читая и осмысливая прочитанное и т. д.

Но это не значит, что помощь преподавателя при этом исключена вовсе. При каждом задании педагог даёт инструктаж о принципе выполнения того или иного упражнения, а слабым студентам помогает преодолеть затруднения такими приёмами, которые направляют на самостоятельные действия.

Многие преподаватели считают, что не всякую работу обучающегося можно назвать самостоятельной. Например, работу в подражание образцу, упражнения, ставящие целью тренировку в навыках, слушанье, хотя и активное, излагаемого преподавателем нового материала - такие виды работ они не относят к самостоятельным.


Определение, которое преподаватели могут взять за основу, чтобы разрабатывать организацию и методику самостоятельных работ можно представить следующим образом:

самостоятельная работа подразделяется на этапы в зависимости от степени их активности:

  1. Работа студента по заданию преподавателя, образцы выполнения которой ему уже известны; цель таких заданий - формирование и совершенствование навыков.
  2. Самостоятельная работа, осуществляемая без непосредственного участия преподавателя и требующая избирательного отношения к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи.
  3. Творческая работа, включающая элементы самостоятельного исследования. При этом преподаватель создаёт необходимую дидактическую ситуацию, объективно направленную на отыскание обучающимися новых средств и методов решения поставленной перед ними задачи и формулирование новых обобщений.

В этом определении предусматривается нарастающая степень активности и самостоятельности студентов в процессе обучения.

Важной формой самостоятельной работы является организация процесса по осмысливанию изучаемого материала. При чтении учебника или прослушивании лекций преподавателя, студенты должны получать задания такого характера, как составление плана прочитанного и поиск в прочитанном главных мыслей, ответов на поставленные вопросы, объяснение новых фактов, различного рода доказательств и т.д.

Но помимо этого студенты ещё должны научиться самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.

Преподаватели обязаны поддерживать и всячески развивать у детей интерес к книге, к знаниям, учить их наиболее эффективным приёмам работы с книгами разного характера или целым комплексом первоисточников по какой-либо отдельной теме, находить те или иные положения, дополняющие друг друга, или, наоборот, уметь ориентироваться при толковании изучаемого вопроса с разных точек зрения.

Познавательные способности следует постоянно развивать и поддерживать, доводя их интерес до стремления к работе, носящей исследовательский характер. Это, как показывает практика образовательных учреждений, способствует творчеству, внесению студентами рационализаторских предложений в процессе работы на производстве.

Приобретаемые знания должны стать их активным достоянием. Чтобы студенты умели ими пользоваться в практической деятельности, преподавателям необходимо заботиться и о прочности усвоения знаний и навыков. Отсюда появляется необходимость уделять достаточное время и внимание таким самостоятельным работам, как повторение и систематизация знаний путём самостоятельного выполнения заданий.


Всякая самостоятельная работа должна находить выражение в устной или письменной речи, в графических изображениях, в продуктах труда и т. д., являясь показателем качеств знаний, умений и навыков, какими овладевает студент.

Кроме этого, в процессе обучения дети должны выполнять самостоятельные работы, применяемые в целях проверки и контроля их знаний, умений и навыков.

Виды и формы этих работ многообразны, и выбор преподавателем той или иной формы зависит от постановки воспитательной и образовательной цели, которая ставится перед студентами.

II. Виды и формы самостоятельной работы на уроках литературы.

Организация самостоятельной работы на уроках литературы - дело не простое, т. к. студенты не могут определить цели и задачи, составить план самостоятельной работы, не владеют приёмами исследования текста, не умеют проверить правильность выполнения задания.

Потому от преподавателя требуется детальная разработка видов и форм самостоятельной работы для каждой темы.

Для понимания смысла произведения, студенты должны получить отчётливое представление об эпохе, в годы которой оно создавалось, научиться соотносить исторические сведения с художественным миром.

Поэтому в целях достижения поставленных целей используются разнообразные виды и формы самостоятельной работы: обобщения обзорного характера, использование таблиц при составлении ответов, решение познавательной задачи, доклады-сообщения по предложенному плану, работа с учебником, работа с книгой (тексты произведений), наблюдения над текстом, составление схемы развития действия (если это сюжетное произведение); написание рецензий, мини-сочинений, сочинений, анализ письменных работ; подбор текстового материала, касающегося, допустим, образов главных героев произведения; составление характеристик героев (устное и письменное); работа с критическими статьями (выделение тезисов, конспектирование основных моментов); составление тезисов рассказа преподавателя (в ходе слушания лекций); творческие задания на домысливание в подтексте произведения.

Все перечисленные выше виды работ должны быть нацелены на то, чтобы вызвать всесторонний интерес студентов.

Самостоятельная работа развивает гибкость и подвижность мысли, вырабатывает умение обобщать ранее полученные знания, формирует творческий подход к работе, умение выбрать способы работы, адекватные заданию.



Литература:

1)        «Самостоятельная работа на уроках русской литературы в СПО» (методические рекомендации).

Авторы: Л. Я. Гришина и О. Г. Зенченко.

2)        «Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка» (методические рекомендации).

Авторы: Л. С. Андреева, А. С. Филимонова.

3)        «Урок литературы» (пособие для учителя).
Авторы-составители: Т. С. Зепалова, Н.
Я. Мещерякова.


Приложение

III.Таблица, помогающая  самостоятельно провести анализ произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Литература»

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся  по специальности 09.02.04. Информа...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...