Конспект и презентация по литературе 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Самахужина Фазима Уразаевна

Конспект урока литературы. 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.        

Учитель – Самахужина Ф. У.               МОУ Метелевская СОШ

 Класс – 5

Тема «Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге».

Цели: 1) Знакомство с фактами биографии и стихотворением «На Волге»;

2)Развитие речи, мышления;

3) Воспитание патриотических чувств, интереса к творчеству Н.А.Некрасова.

Оборудование:

Ход урока: I. Орг. момент. Объявление темы. Слайд № 1

II. Слово учителя.  Слайд № 2

  1. Перед вами портрет Н.А.Некрасова, написанный художником Крамским. Это портрет поэта – гражданина: высокий лоб, прямой взгляд умных и внимательных глаз, скрещённые на груди руки. Портрет полон выразительности и динамики.

III. Сообщение ученика

  1. «Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности».

Слайды № 3, 4;

  1. Вывод учителя: Детство Н.А.Некрасов провёл в деревне на Волге и хорошо знал жизнь крестьян. Позже, будучи известным писателем, он часто приезжал и подолгу жил в своём имении Карабиха, ходил на охоту, беседовал с крестьянами. Знаменитую поэму «Коробейники», ставшую народной песней, он посвятил «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу  (крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)», с которым вместе ходил на охоту «по болотинам вдвоём»

IV. Слово учителя

  1. В начальной школе вы читали следующие произведения поэта:

(Учитель  читает отрывки, учащиеся называют произведения)

Слайд № 5,

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Слайд №  6

Слайд №  7

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

         Слайд №  8

Слайд №  9

       Домой, ребятишки! Обедать пора.

 Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка… у, страшный какой!

Ежу предлагают и мух и козявок,

Корней молочко ему отдал своё -

Слайд №  10

Слайд №  11

      Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Слайд № 12

Слайд №  13

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

       Слайд №  14

      Слайд №  15

«Ой, полным, полна коробушка,

Есть и ситцы,  и парча.

Пожалей, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча!

Выди, выди в рожь высокую!

Там до ночки погожу,

А завижу черноокую –

Все товары разложу».

  Слайд №  16

2) Вывод: Какой тематикой объединены эти произведения?
Ответ: Тема – Русская природа и жизнь простого народа.  
Слайд № 17

3) Сейчас я покажу вам картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки».

- Кто такие бурлаки?

Бурлаки – наёмные рабочие в России 16-18 в., передвигавшие речные суда против течения реки вручную, с помощью бечевы и вёсел.

- Как изобразил художник бурлаков?

Художник изобразил нечеловеческий труд: опущенные руки, сожжённые солнцем лица, растрескавшиеся губы, растёртые до крови плечи и грудь. Ах, как хочется мальчику, что идёт в середине вырваться из лямки: невмоготу идти! Обратите внимание на фигуру последнего бурлака. Не он тянет лямку, а лямка его держит: отстегнётся она – он упадёт: нет сил больше сделать ни шагу.

IV. Подготовка восприятия.   Слайд № 18

Учитель: В стихотворении вам встретятся непонятные слова, прочитаем значение этих слов:

Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

Лапти –  плетёная обувь из лыка, охватывающая лишь ступню ноги. (лыко – волокнистая часть коры липы или ивы, разделяемая на слои и узкие полосы)

Челнок – выдолбленная из дерева лодка

Круча –  крутой спуск, обрыв.

Расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой.

Заповедать – завещать.

V.Слушание стихотворения «На Волге». Аудиозапись. Слайд № 17

1) Сегодня мы прослушаем стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге», написанным в 1860 г.

  Картина Репина не иллюстрация к произведению Некрасова.

Скажите, что общего между  картиной и стихотворением?

Ответ: Нечеловечески тяжёлый,  каторжный труд бурлаков не мог не привлечь внимания представителей демократического искусства. Картина Репина , как и стихотворение Некрасова передаёт то же чувство горечи и страдания, которое испытывают бурлаки.

2) Какие строки стихотворения Некрасова могли бы служить подписью к этой картине?

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

2) В каких строках говорится о тяжёлой доле бурлаков?

Ответ: Бурлак мечтает умереть, настолько тяжела его жизнь.)

3) До сих пор мы употребляем выражение «тянуть лямку» - оно пришло к нам из речи бурлаков и означает долгое время заниматься тяжёлым, утомительным, однообразным делом.

VI. Беседа по содержанию стихотворения.   Слайд № 19.

(Отвечая на вопросы, подтверждать свои ответы цитатами из текста).

- Кто начинает рассказ в начале стихотворения?

Ответ: Взрослый человек рассказывает о своём детстве как бы с высоты прожитых лет.)

- С каким чувством относился мальчик к Волге?

- Что увидел поэт, вернувшись после многих лет на родину?

Ответ: Бурлаки предстают людьми уставшими, измученными тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков – других, но с той же покорностью в лице, таких же угрюмых и сумрачных.

- Как можно озаглавить последнюю часть стихотворения?

Ответ: Размышления поэта о судьбе бурлака.

- Что печалит поэта, что возмущает его?

Ответ: Поэта печалит безысходность труда бурлаков. Поэта возмущает молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок стойкости и независимости.

Некрасов обращается не только к бурлакам, но и к крестьянам. Поэт верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей судьбы.

Заканчивается стихотворение риторическим вопросом. Поэт призывает народ не терпеть, а искать выход из тяжёлого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством.

VII. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения «На Волге»

VIII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"

Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....

Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"

Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....

конспект урока, презентация "Технологии", 9 класс, учебник "Spotlight"

Данный урок является уроком промежуточного контроля навыков аудирования и  лексических навыков говорения.  Применение ИКТ, методов обучения в сотрудничестве и коммуникативного, упражнений на...

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе « Мой гений веки пролетит…». М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету.

Цели урока:Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.Развитие навыков выразительного чтения, развитие н...

Презентация по литературе "Николай Некрасов и Авдотья Панаева".

Презентация по литературе к уроку по творчеству Н. Некрасова (история любви Некрасова и Панаевой) 10 класс....