Интегративный подход: его реализация на уроках литературы .
статья по литературе на тему

Интеграция - высшая форма межпредметных связей, которая становится востребованной в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

          При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер: русский язык и литература, литература и история, литература и география, литература и музыка, литература и живопись...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Интегративный подход: его реализация на уроках литературы .

          Интеграция - высшая форма межпредметных связей, которая становится востребованной в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

          При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер: русский язык и литература, литература и история, литература и география, литература и музыка, литература и живопись...

            Большое место на уроках литературы в старших классах отводится изучению биографии писателя.

В школьном изучении, на мой взгляд, монографическая тема должна представить интегрированную модель формирования личности художника, т.е. показать его становление во всех совокупностях общественных отношений, связях с эпохой, культурой, историческими позициями нации. Старшеклассникам необходимо усвоить концепцию жизни писателя, философскую основу бытия, процесс мышления, результатом которого является художественное произведение, включится в сложнейший диалог с автором.

            Мысль о необходимости интегрированного подхода к изучению монографической темы высказала Г.П.Любимова: “интегративный подход имел несколько оснований. Во-первых, слово художника интегрально по своей специфике, во-вторых, литература как вид искусства включается в круг фактов, изучаемых другими гуманитарными науками. Произведение создаётся в контексте нравственных, философских, социальных, политических проблем эпохи. Всё это свидетельствует о необходимости повышенного внимания в процесс работы над произведением в школе к философии, психологии, политологии, искусствоведению и другим (как социальным, так и более отдалённым - естественным и точным) наукам”.

            Рассмотрим пример урока-защиты проектов в 9 классе по теме “Жизнь, творчество, судьба А.С.Грибоедова”. Учащиеся распределились по группам и разрабатывали свои исследовательские проекты. На уроке в разных формах представили свои исследования “специалисты из разных областей наук”: историк – биография А.С.Грибоедова (по хронологической таблице дает сравнение исторических событий и этапов жизни Грибоедова); географ – заочная экскурсия “По грибоедовским местам” (места пребывания Грибоедова даны на самостоятельно составленной карте); литературовед – творческая мастерская писателя; Грибоедов – дипломат; Грибоедов – Музыкант; искусствовед – театр в судьбе Грибоедова.

             Такого типа уроки подтолкнут учащихся к более глубокому прочтению и изучению произведений писателя. Наряду с данной установкой, подобные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся.

  Интеграция предъявляет соответствующие требования к формам урока, наряду с классическими активное применение нетрадиционных: уроки-исследования, уроки - открытия, уроки-диалоги, уроки-спектакли, уроки-размышления, уроки открытых мыслей.

            На уроках ставятся и решаются одновременно цели и уроков литературы, и других предметов: формирование эстетически-художественного мышления и образности слова, наблюдение над параллельными процессами развития истории и литературы, развитие навыков музыкального образования и художественной речи, которые соединяются в сознании учащихся в единое целое.

          Например, урок-открытие в 9 классе «А.С.Пушкин и русская народная песня». Ребята открывают, что в стихотворении «В поле чистом серебрится...» А.С.Пушкин обращается к ямщицким песням:

В поле чистом серебрится 
Снег волнистый и рябой, 
Светит месяц, тройка мчится 
По дороге столбовой. 
Пой: в часы дорожной скуки, 
На дороге, в тьме ночной 
Сладки мне родные звуки, 
Звуки песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно 
Буду слушать голос твой. 
Месяц ясный светит хладно, 
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина, 
Что же не светло горишь?»

            Также в этом стихотворении А.С. Пушкин упоминает и русскую народную песню «Лучинушка» и удалую русскую песню, одну из тех, которую распевают ямщики в «Путешествии Онегина»:

Мелькают версты, ямщики
Поют, и свищут, и бранятся...

            В русской песне «то разгулье удалое, то сердечная тоска...»

           Таким образом, ребята приходят к выводу, что музыка даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность и силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает ее более яркой и многолетней.

           Уроки развития речи - эффективная форма для интеграции.

           Большое внимание в школах уделяется урокам развития речи. Уроки развития речи – это уроки творчества, где проявляется индивидуальность каждого ученика, развивается его творческое мышление и познавательные интересы. Это осуществимо при интеграции учебного материала.

        Например, заключительные уроки литературы в 10-м классе. Урок начинается с рассмотрения картинной галереи художников-передвижников Перова В.Г., Максимова В.М., Маковского В., Савицкого К.А. , Репина И.Е. Галерея необходима для эмоционального настроя урока, но должна нести в                                          себе и другую задачу – познавательную, учащиеся должны определить, что это картины художников-передвижников. Экскурсовод (подготовленный ученик знакомит и сообщает некоторые сведения о художниках и их картинах). Учитель ИЗО объясняет особенности работы художников- передвижников над картинами. Историк (ученик) даёт историческую справку по некоторым картинам. Затем проводится беседа по картинам и по пройденному курсу литературы.. Выразительное чтение отрывков из прозаических, драматических и лирических произведений (задание было дано заранее) и размышление над вопросом: к какой картине больше подходит содержание прочитанного отрывка. Поисковая работа – распределяются картины по группам и дается задание: какие строки из произведений подписали бы вы к данным картинам.

            Так на уроке происходит интеграция двух начал, образного и словесного, результатом которого становится творческая работа учащихся – сочинение “Русская классика II половины XIX века ” (тему подбирает сам учащийся).

            Интегрированное обучение создаёт оптимальные условия для личностно- ориентированного подхода, для творчества и сотворчества учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности и развивающих приёмов обучения.

Список литературы

1.Нечкина М.В. «А.С.Грибоедов и декабристы» М.1951

2.Попова М.В. «Грибоедов – дипломат» М.1964

3.Орлов В.Н. «Грибоедов» М.1954

4. Русская народная песня «Вот мчится тройка удалая».

5. М.И. Глинка «Вариации на русскую песню «Среди долины ровныя».

6. Е.А. Маймин « Пушкин. Жизнь и творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....

Интегративный подход в обучении на уроках музыки и МХК

В статье рассказывается о опыте внедрения в практику школы интегрированного обучения. Рассказывается об интеграции предметов:музыка, изобразительное искусство, художественный труд, МХК, литературное ч...

Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы

Презентация "Личностно ориентированный подход к учащимся" поможет при изучении данной темы и при подготовке публичного выступления...

Интегративный подход к обучению на уроках химии

Интегративный подход к обучению – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении вз...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

           В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря обществе...

Возможности интерактивных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературы

Новые стандарты  ставят перед учителем задачу  внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных спосо...