Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока по литературе Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева) и спользованием ИКТ и других современных технологий. Материал урока можно использовать при подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации (напмсание сочинения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева)

Цели урока:

- познакомиться с главой «Рождество»;

- узнать об этом празднике, о народных традициях, связанных с ним;

- приобщаться к народным традициям, православной культуре;

- учиться навыку

             - анализа текста художественного произведения,

             - устной речи.

Кроме того, сегодня мы будем работать над материалом, который поможет вам успешно сдать экзамены в 9 и 11 классах.

Ход урока.

  1. Начальный этап
  1. Звучит колокольный звон.
  2. Чтение наизусть стихотворения иеромонаха Романа.

Все радостнее звезды к Рождеству,

Все миротворней Млечная Протока,

И шествует по небу наяву

Рожденная, как некогда, востоком.

Искрит, переливается, горит,

Вот-вот от ликования взорвется,

И всем, имущим очи, говорит:

«Придите, да возрадуемся Солнцу!»

 3. Беседа по вопросам

- Как вы думаете, о каком празднике идет речь в этом стихотворении?

- Когда празднуется православное Рождество?

- Почему так называется?

Об исторических корнях этого праздника нам расскажут … (историю рождения Христа …)

- Об этом празднике мы и поговорим, размышляя над главой «Рождество» романа И.С. Шмелева «Лето Господне».

Тема сегодняшнего урока: «Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева)

- Сформулируйте цели урока, используя информационные карты.

А эпиграфом к уроку послужат слова современного литературоведа О. Михайлова о романе И.С. Шмелева «Лето Господне»:

«Кажется, это вся Россия, Русь предстает здесь в преданьях старины глубокой…»

  1. Фронтальный опрос.

- Какой век изображает Шмелев в своем романе, соответственно в главе «Рождество»? (начало 20 века)

- Каким показывает это время автор? Постарайтесь ответить на этот вопрос со ссылкой на текст. (Богато жили… Морозная Россия, а… тепло!.. На душе тепло от счастья.

- Глазами какого героя видится мир «Лета Господня»?

(мир видим через призму внутреннего мира ребенка)

- Как вы думаете, почему?

(чистота в восприятии мира, дети открыты миру, они чуткие ко всему; об этом говорят и слова Святого Писания:»Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное…»)

- А что видит Ваня?

- людей, которые готовятся к празднику,

- природу,

- Рождественскую звезду,

- обозы, еду,

- театральные действия, связанные с этим праздником,

- описываются фантазии Вани.

- Что можно сказать об этом мире?

(Мир многообразный, сложный, разный, многоликий. В нем переплетаются бытовое и высокое, и элементы фольклора)

- Какие приемы и средства помогают передать это многообразие мира? Стилевую манеру писателя? Вы определяете это сами, работая в группах по карточкам

Это задание в форме ЕГЭ (задание В8)

 1 группа будет работать над образом человека,

 2 группа – образ природы,

 3 группа – поработают над цветом,

 4 группа – образ колокольного звона,

 5 группа – образ Рождественской звезды,

 6 группа – поразмышляет о детских фантазиях.

ИТАК, главный вопрос урока: что же делает человека счастливым?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к последнему абзацу главы.

- Почему Шмелев так завершает рассказ? Какие ключевые слова можно выделить в данном отрывке?

Детская – символ семьи,

Лампадка. Печка, окно – символ дома,

Звезда святая – традиции, память о традициях.

Созвучно мыслям Шмелева стихотворение А.С. Пушкина, которым мы

завершаем сегодняшнюю работу.

Два чувства дивно близки нам -

               В них обретает сердце пищу-

               Любовь к родному пепелищу,

               Любовь к отеческим гробам.

               Животворящая святыня!

               Земля была б без них мертва

               Как … пустыня

               И как алтарь без божества.

Учитель. Вот и прожили мы вместе с вами и с Ваней Шмелевым один день «Лета Господня». И память об этом дне пусть как «явится» вам сегодня, так и «останется» навсегда, как остался с Ваней свет рождественской звезды. Находите поддержку в замечательном романе-послании И.С. Шмелева «Лето Господне».

Домашнее задание.

А домашним заданием для вас будет сочинение «Православные культурные традиции моей семьи».

-Пожалуйста, обратитесь к вашим информационным картам и скажите, каких целей мы достигли на уроке?

Оценки за урок. Комментарий

Приложение 1

Информационная карта к уроку.

Цели урока:

- познакомиться с …                                                          

- узнать о …                                                           , о …

- приобщиться к …                                                                       , …

- учиться навыкам:

а) ….

б) …

Приложение 2

Группа 1

Анализируя главу «Рождество» (роман  И.С. Шмелёва «Лето Господне»), нельзя не обратить внимания на яркий, образный, сочный язык повествования. Отражение разнообразной, пёстрой, как лоскутное одеяло, жизни московского купечества, духовенства, рабочего люда предполагает наличие в языке главы многочисленных образных средств: ___эпитетов (_____________________________________________

___________________________________________________________________________), сравнения   (_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________). Речь героев пересыпана фольклорной лексикой:  (____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________). Семья Шмелёвых религиозная, благочестивая, поэтому в речи и отца, и маленького Вани часто употреблении церковной лексики: “____________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________”.

Используя изобразительные средства, автор показывает, что «мир Господен богат». Столы ломятся от яств. Изобилие еды. Шмелев использует гиперболу:_____________

_________________________________________________________________________ Эпитет: __________________________________________________________________

Вывод:

Группа 2

Образ природы

Иван Шмелев говорит о природе и о своем отношении к ней образно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых – тропы:

А) эпитеты (________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________)б) метафоры (___________________________________________________

______________________________________________________________).

Усиливают эффект от прочитанного неологизмы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________.

Кроме этого, автор использует синтаксические средства выразительности: риторические вопросы и восклицания (_______________________________

_______________________________________________________________.

И антитезу (_____________________________________________________

_______________________________________________________________).

Вывод: природа тоже готовится к празднику, она как бы наряжается к Рождеству, как елочки. Природа достает свои красоты: елки…, как кружевное.

Группа 3

Цветопись

Мальчик видит мир цветным, ярким, красочным. Наряду со звуком рассказ словно пронизан цветом. Иван Шмелев использует слова, содержащие в своем  значении цвет.

А) эпитеты______________________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________________________________________

б) метафоры_______________________________________________________

______________________________________________________________

___________________________________________________________________

в) сравнение________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________.

Вывод: цвет струится отовсюду, наполняет душу вместе с колокольным звоном и содержит ощущение счастья и радости.

Группа 4

Колокольный звон

Особая мелодика является определяющей в тексте Шмелева. Автор использует различные приемы, характеризующие звон:

А) однотемная лексика (______________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________),

Б) эпитеты (________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________),

В) метафоры (_______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________),

Г) сравнения (_______________________________________________________

_________________________________________________________________).

Такие фонетические средства, как аллитерация на _____________________

И ассонанс на ______________________________________________________

Помогает ярче, красочнее передать рождественский звон.

Вывод: колокольный звон вещает о начале праздника.

Группа 5

Рождественская звезда

Перед завораживающим взором читателя возникает образ звезды, который через всю главу проходит сквозной нитью. Вот Сочельник -   __________________________________________ (метафора). Ваня ждет звезды. И вот появились звезды на «_____________________________________________________», они «________________________________________________» (эпитеты), «__________________________________________________»(олицетворение). Ваня идет из церкви и видит «________________________________________________» (эпитет), он ищет ту, «____________________________________» (эпитет), которая «________________________________________________________________». У входа в пещеру «____________________________________________» (олицетворение ), как «_______________________________» (сравнение). В доме - лампадка – «____________________» (сравнение). Мишка несет звезду на палке, он показывает, как «____________________________________». Вздрагивает «______________»

(олицетворение) в доме на елке во времена домашней службы. Кончается Рождество, и Ваня видит за окнами звезды, и большая, рождественская светит, но это совсем другая. А та, «_______________________________» (эпитет) «_________________» (олицетворение). До будущего года.

Вывод: Рождественская звезда является символом единения, символом надежды,   веры, свободы. Единение людей в этот праздник. Единство человека и неба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Урок литературы в 11 классе "Мир "Лета Господня" в главе "Рождество"

Презентация к уроку в интерактивной форме по главе "Рождество"  цикла "Лето Господне" С.И. Шмелева....

Разработка урока литературы по роману И.С. Шмелева "Лето Господне"

Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством художественного слова . И.С.Шмелев "Лето господне ", глава "Крещение": работа с текстом. Духовные традиции русского народа....

Москва в романе Ивана Шмелева "Лето Господне"

Тело великого русского писателя Ивана Шмелева перезахоронено в некрополе Донского монастыря. Умирая, писатель завещал погрести себя рядом с могилой отца. Только в 2000 году это стало возможным осущест...

Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»

В этой работе хотелось бы коснуться имени  Ивана Сергеевича Шмелева, чьи произведения лишь недавно стали доступны нам, и его романа «Лето Господне», который является высшим достижение...