Главные вкладки

    Урок-размышление по сказке Н.Агафонова "Равнодушие"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Цепрунова Ирина Николаевна

    В данном ресурсе расположены конспект+презентация по сказке Агафонова "Равнодушие"  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ СЕМЕНО-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОШ

    Конспект открытого урока литературы в 6 классе

    «Урок-размышление по сказке Н.Агафонова «Равнодушие»

    ( с элементами технологии развития критического мышления)

    Подготовила и провела

    учитель русского языка и литературы

    Цепрунова И. Н.

    І. Организационный этап урока.

    - Здравствуйте , ребята. Сегодня не совсем обычный урок: мы с вами незнакомы и на уроке много гостей. Давайте их поприветствуем: повернитесь к гостям, кивните головой и поздоровайтесь.

     Я рада вас видеть, и мне не терпится начать с вами работу. Хорошего вам настроения!

    ІІ. Актуализация знаний.

    - Ребята,  что нам нужно для успешной работы на уроке?

    - Я хочу рассказать вам одну библейскую притчу.

    Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Ещё один человек подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

    - Как поступил самаритянин? А те, кто не помогли ?

    - А что такое притча?

    - А какие-нибудь притчи знаете?

    -Рассмотрите слайд № 1. Картинки, фотографии на них одинаковые или разные? О каких делах они рассказывают?

    - Прослушав притчу и рассмотрев слайд, вы можете сказать, о чем же пойдет речь на уроке сегодня?

    - Что для этого  мы должны сделать?

    Дети определяют цели и задачи урока.

    На доске поочередно открываю цели и задачи урока.

    Первое , что мы с вами сделаем, познакомимся с произведением

    ( познакомиться с  произведением).

    Затем обменяемся впечатлениями от прочитанного

    ( высказать свое отношение к тому, о чем в произведении рассказывается);

     поработаем в группах; увидим результаты своего труда.

    ІІІ. Этап «открытия нового знания».

    - Итак, задачи определены, надо их выполнять .

    Темой нашего занятия станет «Сказка -притча Н.Агафонова «____________?_______________»  - я специально не буду говорить , как называется эта сказка, вы её сами позже озаглавите, а пока запишите на листах так, как это сделала я. (запись числа, темы занятия)

    - 2015 год, как вы знаете, в России был годом  литературы. И я для себя сделала открытие – познакомилась с творчеством необычного писателя – Николая Викторовича Агафонова. Он необычен тем, что он - священнослужитель, протоиерей. И хочу поделиться этим открытием с вами.

    (ПОКАЗ СЛАЙДОВ 2, 3)

    - Посмотрите. Сколько у него замечательных и интересных книг и для детей , и для взрослых. Сейчас вы в этом сами убедитесь.

    - Итак, первая наша задача – познакомиться со сказкой-притчей.

    Чтение с остановками ( технология РКМ). Весь текст сказки разделен на 6 частей.

    - Поскольку у нас урок необычный, то и читать сказку будем по-особенному, с остановками – после прочтения каждой части я буду задавать вопросы. У вас на партах  сказка, поделенная на части.

    Чтение произведения

    1-ую часть дети слушают аудиозапись слайд № 4 в исполнении В.Гарина, нар. артиста России. После прочтения останавливаемся и задаю вопрос

    - Все хорошо в семье, правда? А как вы думаете, что произойдет дальше?

    Слайд №5

    2-ую часть читает учитель. После прочтения вопрос

    - …и на кухню случайно никто не зашел, и случилась беда. Какая?

    3-ью часть читают дети.

    - А как же семья без чайника обходилась? Чайник-то всем нужен был.

    4-я часть слайд №6

    - Чего-то чайник опасается. Чего?

    5-я часть

    - Как вы думаете подобное произошло в третий раз?

    6 часть      СЛАЙД №7

    - Ожидали такой конец?

    ІV. Этап усвоения новых знаний.

    - Понравилась сказка?

    - О чем она? Кто вам понравился в сказке?

    - Кого можно назвать равнодушным в сказке?

    - Как салатница называла чайник?

    - Если чайник трудяга, то почему люди к нему так отнеслись?

    - Кто в сказке противопоставлен людям?

    - Как же мы можем озаглавить сказку? (записываем в тему урока название сказки)

    - Чему учит сказка?

    - - А ведь кто-то может сказать: «Подумаешь, чайник. Он же неживой, неодушевленный.» - Что вы можете возразить им?

    Вывод : относиться нужно со вниманием ко всему, что тебя окружает, независимо, одушевлен предмет или нет. Ведь равнодушие в малом приводит к равнодушию в большом. Сегодня мы равнодушно отнеслись к чайнику, а завтра   - …?   СЛАЙД №8

    V. Этап первичной проверки понимания изученного.

    На слайде №9  предлагаю высказывания.

    - Прочитайте высказывания.

    - Выберите наиболее понравившееся. Оно и будет эпиграфом к нашему уроку. Запишите его.

    VІ. Этап обобщения и систематизации знаний.

    Работа в группах.

    - Когда организуются группы, выбрать руководителя, он будет оценивать работу каждого участника группы. Каждый из вас идет работать в группу со своим листом.

    1 группа – Кто  хочет нарисовать иллюстрацию к сказке Агафонова? – Что изобразите на своем рисунке?

    2 группа – Ваша задача составить стихотворение- четверостишие по типу буриме

    ………………………………………………………..чайник

    ……………………………………………………….манник

    ………………………………………………………..чай

    …………………………………………………………прощай

    3 группа – ваша задача составить необычное стихотворение – синквейн.

    Слайд № 10   ( правила составления синквейна)

    Н-р,                             Салатница

                                        Хрустальная, неравнодушная

                       Красуется, сочувствует, готова пожертвовать

                                         Не ожидала от нее таких слов

                                         Умница

    4 группа

    1.Продолжить пословицы, подходящие по смыслу к слову равнодушие.

    Моя хата с краю,…………………………………………………………….

    Своя рубашка ……………………………………………………………….

    Наше дело - ………………………………………………………………….

    2.Подобрать синонимы к слову равнодушие - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    VІІ. Этап контроля знаний и способов действий.

    Демонстрация работ учащихся и выставление оценок.  (Работа с таблицей – уч-ся выставляют оценки в нее)

    - Кто считает , что работал активно, на все вопросы знал ответы, отвечал правильно – ставьте себе СО 5,

    -кто считает, что работал не так активно, где-то сомневался, были недочеты в ответах – ставьте себе СО 4

    VІІІ. Этап информации о домашнем задании.

    Задание одно на выбор

    1. Прочитать сказки Агафонова «История одного колокола», «Какая обувь самая нужная», подготовить пересказ
    2. Прочитать сказку «История одного колокола», составить вопросы (5-6) для опроса одноклассников
    3. Сравнить притчу Н.Агафонова «Равнодушие» с притчей А. Солженицына «Костер и муравьи»

    ІX. Этап подведения итогов занятия, рефлексия.

    - Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.

    - Какими не нужно быть? (Равнодушными,  потому что от этого страдают окружающие тебя люди. ) Можно вернуться к слайду № 1

    - Ребята , мне очень важно, в каком настроении вы уходите с урока. В хорошем – возьмите улыбающийся смайлик, в плохом – грустный.

    Приложения

     познакомиться с  произведением

     высказать свое отношение к тому, о чем в нем рассказывается

    поработаем в группах; увидим результаты своего труда.

    Лист обратной связи

    Ф.И.ученика __________________________________________

    Число ____________________

    Тема занятия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Самооценка

    Взаимооценка (работа в группе)

    Оценка учителя

    Итоговая оценка

    Лист обратной связи

    Ф.И.ученика __________________________________________

    Число ____________________

    Тема занятия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Самооценка

    Взаимооценка (работа в группе)

    Оценка учителя

    Итоговая оценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

    Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

    Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...

    Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

    Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...

    Урок-размышление по философской сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

    Урок-размышление по философской сказкеА.де Сент-Экзюпери  "Маленький принц"...

    Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

    Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...