Исследовательская работа «Экология и произведения литературы».
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Хиль Таисия Ивановна

Мы же решили взять объектом исследования экологическую тему, потому что это  больной вопрос нашего времени и решение экологических проблем стоит  для современного общества практически на первый план. Экология, как наука, которая изучает взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 4 г. Покачи .

Слайд 2

Экология и произведения литературы.

Слайд 3

Актуальность темы. Экологическая тема – больной вопрос нашего времени и решение экологических проблем выходит для современного общества практически на первый план. Экология, как наука, которая изучает взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. В ее развитие внесли неоценимый вклад учёные различных эпох, отраслей науки, а также представители живописи и литературы. Экология является объектом изучения многих исследователей. Мы же решили взять объектом исследования народные сказки. Ведь именно в них отражена народная мудрость. Творчество народа отражает эволюцию как знания народа некоторых секретов окружающего мира, так и огромный нравственный потенциал, наряду с глубокими знаниями о природе. Поэтому для нашего поколения очень важно обращение к народным экологическим истокам. Только высоконравственное отношение к природе может спасти планету от надвигающейся экологической катастрофы. Для этого в обществе должно быть соответствующее воспитание. Мы считаем, что данная задача очень трудно выполнима, требует многопланового комплексного подхода и решили начать с нуля, со сказок.

Слайд 4

Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере произведений устного народного творчества, литературных сказок показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни. Задачи: 1. Изучив некоторые народные и литературные сказки выявить и проанализировать имеющиеся в них экологические аспекты; 2. С точки зрения современной экологии интерпретировать народные знания; 3. Рассмотреть нравственную позицию народа в отношении природы; 4.Довести до учащихся результат наших исследований.

Слайд 5

Экология человека - это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.

Слайд 6

Биологическая экология Рассматривает особенности строения и жизнедеятельности организма людей, проживающих в разных экологических условиях

Слайд 7

Социальная экология Исследует влияние на человека и его здоровье таких условий жизни общества, как политика, экономика, культура

Слайд 8

Прикладная экология Находится во взаимодействии с социальной и биологической, изучает охрану окружающей человека среды

Слайд 9

Экологические факторы - условия среды, воздействующие на организмы.

Слайд 10

Русские народные сказки. «Теремок»

Слайд 11

Вывод. Домик - теремок можно рассматривать как экологическую систему, в которой все представители взаимосвязаны и при нарушении этой связи происходят экологические катаклизмы – разрушение всей системы – теремка. Можно рассмотреть и другой экологический аспект: человек – «медведь», который грубо вмешался в природу и разушил экологическое равновесие.

Слайд 12

«Лиса и журавль» С точки зрения экологии в этом произведении выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных. Это связано с их способом питания .

Слайд 13

«Байка про тетерева» В данном тексте затронута экологическая тема об особенностях жизнедеятельности тетерева

Слайд 14

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1. Как нам кажется, в этой сказке звучит предупреждение человечеству: «Будете загрязнять воду – козлятами станете!».Грязная вода несет беду человеческому здоровью. 2. Вторая наша гипотеза : «Животные – переносчики инфекционных заболеваний, в том числе и смертельно опасных, и вода может быть одним из путей передачи инфекции.»

Слайд 15

Казахская народная сказка «Мудрая сова» Дерево – единый, целостный живой организм в природе. Если одна из его ветвей засохла, значит произошло серьезное нарушение в жизнедеятельности организма растения. Это может привести к его гибели. Человек должен бережно относится к зеленым насаждениям.

Слайд 16

Украинская народная сказка «Четыре друга» Посмотрите, как приспособились к неблагоприятным условиям окружающей среды животные! Как дружно они их преодолевают. Так и в сказке читатель увидит способы адаптации к изменяющимся условиям среды.

Слайд 17

Татарская народная сказка «Луна и Солнце» Солнце и Луна, как космические тела, оказывают огромное влияние на атмосферные явления и существование живых организмов на Земле.

Слайд 18

Чувашская народная сказка Кто не видел, как рыбаки насаживают на крючок червячка, чтобы поймать рыбку. А почему она хватает наживку, вы не задумывались? Прочитайте эту сказку и вы увидите, что при нарушении звеньев питания нарушается и экологическое равновесие, которое может привести к вымиранию целых популяций.

Слайд 19

Л.Толстой «Дуб и орешник» «Так я заглушу твой дубок, и не проживет он и трех дней» С точки зрения эколога, в этой сказке Л.Н. Толстой показал межвидовую борьба за жизнь под солнцем.

Слайд 20

К. Ушинский «Орел» «…Летит высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая».

Слайд 21

В. Бианки « Зинька »

Слайд 22

В. Бианки «Лесная газета» 1. Чистая экологическая среда способствует развитию животных и птиц. 2. В «Лесной газете» Бианки дает, с точки зрения эколога» описание жилищ некоторых животных и птиц, приспособленность живых существ к особенностям климата, ландшафта.

Слайд 23

Пусть не будет миражом наше отношение к экологической среде, в которой мы живем, в которой будут жить наш дети!

Слайд 24

Над проектом работали: Рамазанова Луиза, Никулина Арина – обучающиеся 9 В класса МБОУ СОШ № 4 г. Покачи . Консультанты: Хиль Анна Станиславовна, геоэколог. Хиль Таисия Ивановна, преподаватель русского языка МБОУ СОШ №4 г. Покачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы

статья, рассказывющая о опыте создания в школе научно-исследовательских сообществ и их роли в образовательном процессе...

Исследовательская работа на тему "Художественная литература на уроках немецкого языка"

Данная  работа исследует место художественных произвелений ,представленных в учебникахнемецкого языка Бим в 5-11 классах.Сегодня проблема чтения является одной из самых актуальных, потому что сов...

Исследовательская работа «Экология и произведения литературы».

Мы же решили взять объектом исследования экологическую тему, потому что это  больной вопрос нашего времени и решение экологических проблем стоит  для современного общества практически на пер...

Исследовательская работа "Экология и войны"

Схематическое представлениеэтапов исследовательской работы  к урокам географии и истории по теме: «Экология и войны»....

Исследовательская работа "Экология и здоровье населения"

Работа на конкурс исследовательских и проектных работ "Энергия будущих поколений - 2016"Тема: "Экология и здоровье населения на территориях расположения предприятий атомной отрасли"...

Исследовательская работа "Экология и физика: взаимосвязь и влияние"

Общеобразовательные программы в нашей стране включают в себя экологическое образование в качестве междисциплинарного предмета. Самостоятельный курс по данному направлению не ведется. Тесную связь межд...