Развёрнутый ответ по литературе в формате ЕГЭ, вопрос № 1.7Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?
презентация к уроку по литературе (9, 11 класс) по теме
Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос в формате ЕГЭ. Литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
С.5. Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
А. Блок.
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
А. Блок.
«Слово о полку Игореве» -гениальное произведение древней русской литера туры. Рукописный список «Слова…» был найден в конце 18-го века А.И. Мусиным-Пушкиным, первое издание произведения было осуществлено в 1800-м году. «Слово…» посвящено неудачному походу князя Игоря на половцев в 1185-м году, это непосредственный отклик на события Игорева похода.
Автор «Слова…» неизвестен. Предполагают, что он принадлежал к боярской верхушке, был воином, причём воином высшего разряда, возможно, приближённым князя Игоря, человеком широко образованным, знающим княжескую генеалогию, и, несомненно, настоящим патриотом, ибо его произведение полно самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине.
Главная идея «Слова…» - призыв русских князей к единению накануне монголо-татарского нашествия. В «Слове…» мы постоянно слышим взволнованный голос Автора, который обращается к читателям, называя их «братья», и не просто повествует о событиях Игорева похода, но даёт им оценку . Он обращается и к событиям современности, и делам седой старины, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии. Его речь - то гневная, то печальная и скорбная, то радостная и полная веры в её будущее. Рефреном звучит полное чувства риторическое обращение: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!» В этом восклицании и тревога, и боль, и любовь к родине. Автор как бы следует мысленно за полком Игоря и мысленно его оплакивает , прерывая своё повествование лирическими отступлениями. Автору горько, оттого что последствия поражения для Русской земли так тяжелы: «О, стонать Русской земле!...»
. В отступлениях наиболее сильно звучит основная идея – осуждение княжеских усобиц., размышления о горестях Русской земли., подвергающейся половецким набегам. Эта идея звучит в «Золотом слове» Святослава, наполненном гражданской скорбью по поводу отсутствия единства между князьями. В Святославе автор отражает не черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого правителя Русской земли. Мы слышим страстный призыв автора , обращённый к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!» Автор обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины: к Всеволоду Большое Гнездо, Ярославу и другим. Нельзя не видеть, какую глубокую симпатию питает Автор ко всем потомкам Олега Святославича.
Тема Русской земли – центральная в «Слове…» Автор рисует обширные пространства Руси., ощущая родину как единое огромное целое. Русь - это Киев, Чернигов, Новгород-Северский, Владимир, Суздаль, Великий Новгород, Рязань и другие города и земли Древней Руси.
Авторская позиция чувствуется и в том, как он описывает мужественных князей – Игоря и Всеволода , доблестных воинов. Князя Игоря отличают необычайное мужество и храбрость. Он не показан в битве на Каяле, но Автор говорит о его отваге, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода. Доблестным воином является и буй-тур Всеволод, поведение которого в бою Автор изображает в гиперболических тонах, и воины, русичи. Их «храбрые сердца» из крепкого булата скованы».
Автор прославляет князей с помощью образов-символов «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «чёрным вороном» - символами врагов.
В произведении создан обаятельный образ русской женщины – Ярославны, верной подруги своего мужа . Образ Ярославны - тоже выражение авторской позиции: в плаче Ярославны – горе всех жён, оплакивающих мужей, горе Русской земли. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками., к Днепру, к солнцу. Природа в «Слове…» выступает как самостоятельный герой. Автор изображает её, сочувствующей русским.: солнце предупреждает об опасности, травы никнут от горя. Олицетворяя природу, автор «Слова…» добивается яркого и поэтического выражения своей мысли: и природа на стороне русичей, она помогает им.
Авторское отношение к героям «Слова…» мы видим и в финале произведения: он славит участников похода и дружину. Эпилог праздничен и торжествен.
Авторское отношение к событиям – уже в самом жанре: слово – это жанр торжественного красноречия, для которого характерны обращения к слушателям, ораторские восклицания. Значительное место в нём занимают славы и плачи, прямо выражающие авторскую позицию. «Слово…», связанное с устной народной поэзией, очень лирично: Автор непосредственно передаёт свои чувства и настроения.
Таким образом, Автор , страстный патриот и гражданин, видящий Русскую землю могучим феодальным государством , осуждает эгоистическую политику князей и выступает выразителем общенародных интересов. В этом плане он отличается от Бояна , великого поэта прошлого, примеру которого следовать не хочет.
Интерес к шедевру древнерусской литературы не угасает. К служению интересам Русской земли, а не корыстным, личным призывает Автор. Да и сама идея единства Русской земли, поставленная Автором в центр произведения, приобретает сегодня новое актуальное звучание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Ответы к эвристическим вопросам по "Слову о полку Игореве"
Представлен вариант заданий по "Слову" с примерными ответами....
Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"
«Слово о полку Игореве» и эпос «Джангар» как высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)....
Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова
Конспект урока Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятникдревнерусской литер...
Вопросы формата ЕГЭ (задание 17) по произведению "Слово о полку Игореве"
В приведенном ниже документе представлены те вопросы формата ЕГЭ (задание 17) по произведению "Слово о полку Игореве", которые чаще всего встречались на экзамене в период с 2015 по 2021 гг....