Игра-викторина по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Киреева Ольга Юрьевна

Презентация и конспект внеклассного мероприятия по по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igra_7_klass.ppt1.48 МБ
Microsoft Office document icon igra_7_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-викторина «Загадки повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Слайд 2

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Великая эпопея в жизни целого народа. В.Г.Белинский

Слайд 3

Разминка

Слайд 4

Николай Васильевич Гоголь 1809-1852

Слайд 6

Дмитрий Левицкий «Императрица Екатерина II »

Слайд 7

Цифровой

Слайд 8

Вопрос 1 В какое время (укажите век) шла война Украины с Польшей? 15-18 века

Слайд 9

Вопрос 2 Сколько раз в году видела Тараса его жена? 2-3 раза

Слайд 10

Вопрос 3 Сколько дней ехал Тарас с сыновьями до Запорожской Сечи? 3 дня

Слайд 11

Вопрос 4 Сколько куреней было в Запорожской Сечи ? 60 куреней

Слайд 12

Вопрос 5 Сколько глав в повести «Тарас Бульба?» 12 глав

Слайд 13

Словесный марафон

Слайд 14

Задания команде № 1 Кушанья - сухая лепешка из пшеничной муки (корж) - жидкая каша с салом (кулИш) - жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом (саламАта) - общее название сладостей (пУндики)

Слайд 15

Задания для команды № 2 Одежда - широкий плащ (епанчА) - шнур, которым стягивался пояс шаровар (очкУр) - верхняя одежда (жупАн) - сапог (чОбот)

Слайд 16

Задания для команды № 3 Утварь - ведро для дегтя (мазнИца) - трубка для курения (лЮлька) - котел (казАн) - плоская бутыль (сулеЯ)

Слайд 17

Козаки

Слайд 18

Тарас Бульба

Слайд 19

Андрий

Слайд 20

Остап

Слайд 21

Мысль изреченная

Слайд 23

Запорожская Сечь

Слайд 25

Александр Бубнов «Тарас Бульба»

Слайд 26

Илья Репин «Запорожцы»



Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Загадки повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели:

- расширить представление о творчестве Н.В. Гоголя;

- продолжить формирование умения анализировать содержание произведения, характеризовать литературных героев и их поступки, давать оценку литературным персонажам;

- развивать умение связной устной речи;

- воспитывать интерес к творчеству русских писателей;

- стремиться к повышению интеллектуального, духовного уровня учащихся;

- воспитание самостоятельности, сотрудничества между учащимися в классе.

Ход мероприятия

«Тарас Бульба» это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, это огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера», - так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский. Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».

Звучит музыка (Николай Лысенко. Увертюра из оперы "Тарас Бульба" )

Разминка

Ведущий задает вопрос, отвечает команда, которая первой находит ответ на вопрос. 

  1. Отгадать писателя или поэта по профилю.
  2. Назвать годы жизни Н.В. Гоголя (1809-1952)
  3. Где родился великий писатель? (местечко Большие СорочинцыМиргородский уездПолтавская губерния)
  4.  Как звучит полное название сборника, куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством»? (Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком)
  5. Перед вами парадный портрет русской императрицы. (Картина Д. Левицкого «Императрица Екатерина II» ИКТ). Если верить Гоголю, она оказала милость жительнице далекого малороссийского села Диканька. В чем состояла царская милость» Назовите имя самодержицы.   (По просьбе Вакулы Екатерина II подарила свои черевички Оксане. «Ночь перед Рождеством»)
  6. Чем отличается жанр повести от рассказа? ( в рассказе небольшое количество действующих лиц, повествуется о важном событии одного из героев; в повести шире изображена жизнь: больше событий и действующих лиц)

Конкурс «Цифровой»

Ведущий задает вопрос одной из команд. В случае отсутствия ответа, право передается другой команде.

  1. В какое время (укажите век) шла война Украины с Польшей?

(15-18 века)

  1. Сколько раз в году видела Тараса его жена? (2-3 раза)
  2. Сколько дней ехал Тарас с сыновьями до Запорожской Сечи?
    (3 дня)
  3. Из скольки куреней состояла Запорожская Сечь? (из 60 с лишком в 3 главе)
  4. Сколько глав в повести «Тарас Бульба?» (12 глав)

Инсценировка отрывка из повести (встреча Тараса Бульбы с сыновьями)

Конкурс «Словесный марафон»

В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного и трудного времени». Во многом этому способствует использование соответсвующей лексики. Проверим,  как вы ее усвоили.

В «Марафоне» участвуют команды в полном составе. Каждая команда получает задание, выполняет его, ответы озвучивает капитан.

Задания команде № 1

Кушанья

- сухая лепешка из пшеничной муки                                    (корж)

- жидкая каша с салом                                                           (кулИш)  

- жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом       (саламАта)

- общее название сладостей                                                   (пУндики)

Задания для команды № 2                            

Одежда

- широкий плащ                                                                         (епанчА)

- шнур, которым стягивался пояс шаровар                             (очкУр)

- верхняя одежда                                                                (жупАн)

- сапог                                                                        (чОбот)

Задания для команды № 3

Утварь

- ведро для дегтя                                                                  (мазнИца)

- трубка для курения                                                               (лЮлька)

- котел                                                                        (казАн)

- плоская бутыль                                                                    (сулеЯ)

Конкурс «Козаки»

Команда выбирает одного человека. Игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику персонажа повести, и, ознакомившись с описанием,  должны сказать, о ком  идет речь. 

Задание  № 1

«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

                                                                                                                  (Тарас Бульба)

Задание № 2

«Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из – под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…А он между тем, объятый пылом и жаром битвы,…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

(Андрий)

Задание № 3

«… (ему), казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Уже испытанной уверенностью стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тел, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

(Остап)

Конкурс «Мысль изреченная»

        На доске афоризмы из повести «Тарас Бульба». Задача команды: угадать высказывание, ведущий последовательно открывает слова. Если афоризм угадан по первому слову, команда получает 5 баллов, по второму – 3 балла, по третьему слову – 1 балл.

«...Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

«...Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал...»

«...Терпи, козак, – атаман будешь!»

«...Нет уз святее товарищества!..»
«Есть еще порох в пороховницах?..»

«...Я тебя породил, я тебя и убью!..»

Рассказ подготовленного учащегося о Запорожской Сечи. 
Конкурс «Запорожская Сечь»

 «Вся  Сечь  представляла необыкновенное явление. Это было какое – то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший свой конец». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса. Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезинтересны. Давайте поговорим о них.

Каждая команда получает задание, вставляет пропущенные слова. За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу.

Вопросы для 1 команды:

1. Мечтая, чтобы сыновья стали истинными запорожцами, Тарас поучал их: «Ваша нежба – чистое поле да добрый …». Кого имел в виду Бульба?                     (Коня)

2. Как звали коня Тараса Бульбы?                                                                (Черт)

3. Автор отмечает: «…слишком старых не было на Сечи, ибо…» Почему же среди запорожцев не было стариков?          («…никто из запорожцев не умирал своей смертью»)

Вопросы для 2 команды:

1. Обращаясь к сыновьям, Тарас говорит: «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите вот эту …?...вот ваша матерь!» Что считал Бульба атрибутом всякого козака?                                     (сабля)

2. Гоголь отмечал в повести, что все свободное от битв время запорожцми «отдавалось» (чему?) – признаку широкого размета душевной воли». Так что же считалось в Сечи признаком широты души?        («Все прочее время отдавалось гульбе»)

3. «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные тучи запорожцев… кошевой с …?... в руке – знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что же служило знаком отличия кошевого атамана?                                  (палица)

Вопросы для 3 команды:

  1. Покупая в магазине что – либо, мы оплачиваем точную стоимость товара и, если полагается, получаем сдачу в кассе. А как расплачивались за покупки запорожцы?       («…запорожцы не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили… как только  у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали лавочки и брали всегда даром».)
  2. «И пробились было уже козаки… как вдруг среди самого берегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала …?...; не хочу, чтобы и  …?... досталась вражьим ляхам!» Предмет,  о котором идет речь, который, в сущности, приблизил гибель героя, тоже может служить атрибутом козака. Что это?                                     (люлька, т. е. трубка)                

3.        О запорожской «республике» Гоголь писал: « Но кого тут не было?... «…приходила на Сечь гибель народа…». Однако автор указывает: «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна …?…». Кто же не имел права появляться даже в окрестностях Сечи?                                           (женщина)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного трудного времени», ощутить «энергетическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи – «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!... откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники

П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя

 Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не п...

Игра-викторина по сказочной повести Даррелла "Говорящий свёрток"

Игра в увлекательной форме проверит знания учащихся, развивает память, командный дух, речь учащихся, повышает интерес к изучению литературы....

Методическая разработка игры-викторины «Своя игра» по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках

В разработке представлен материал для проведения  игры – викторины по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках....

Игра-викторина по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" повести "Собачье сердце".

Данная игра помогает в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова....

Игра-викторина "Зимние олимпийские игры. Сочи-2014"

Цель:- формирование всесторонне развитой личности.Задачи:- познакомить учащихся с интересным материалом по Зимним Олимпийским играм.- организовать соревнование команд, способствующее сплочению детског...

Методическая разработка межпредменой игры-викторины для пятиклассников "Пифийские игры"

Игровой метод подачи учебного материала является эффективным средством мотивирования учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Данная разработка посвящена этому методу обучения. В игровой форм...