Загадка гения - М.Ю.Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

На уроке учащиеся знакомятся с поворотными событиями в жизни М.Ю.Лермонтова, пытаются проникать во внутренний мир поэта, в душе которого  идет борьба  между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_geniya_-_m.yu_.lermontova._.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Загадка гения  - М.Ю.Лермонтова.

Цель:

1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умения увидеть проблему и наметить пути её решения, формирование критического мышления;

2. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3. Познакомить учащихся с поворотными событиями в жизни М.Ю.Лермонтова, оказавших воздействие на его творчество; помочь проникать во внутренний мир и поэзию Лермонтова, подвести к пониманию его противоречий, страданий, происходящей в душе борьбы между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».

Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, его картины, иллюстрации к произведениям Лермонтова, кроссворд, тест, презентация, музыкальные произведения на слова поэта; оценочные листы, компьютер.

Тип урока: обобщающий урок по биографии М.Ю.Лермонтова.

Форма урока: урок - мастерская.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявить тему и цель урока.

        Тема: «Загадка гения  - М.Ю.Лермонтова».

    Цель нашего урока: показать М.Ю. Лермонтова во всех противоречиях, при всей сложности характера — прежде всего как  величайшего русского  гения.

Эпиграф к уроку:

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.

                                                                                                      А. Ахматова

 II. Загадка гения - М.Ю.Лермонтова.

  1. Фрагмент фильма о М.Ю.Лермонтове.
  2. Слово учителя.

Обратимся к эпиграфу урока.

Обратите внимание на слова Анны Ахматовой о Лермонтове и найдите в этом высказывании эпитеты, характеризующие поэта.

– Назовите синонимы к слову загадочный. 

– Непонятный, труднообъяснимый, таинственный.

– Значит, мы сегодня будем говорить о непонятном, таинственном, загадочном человеке.
- Что же в М.Ю.Лермонтове таинственного, загадочного? 

Это и будет основным вопросом нашего урока.

15 октября 2016 году Михаилу Юрьевичу Лермонтову исполнилось бы  202 года. С ранней юности он писал стихи и прозу. Сохранились его картины и рисунки. В каком бы жанре Лермонтов ни выступал, чтобы не делал, на все ложилась печать его гения… Он много сделал – а сколько еще мог сделать!...

  1. Давайте вспомним вехи его биографии.

Схема жизненного пути М.Ю. Лермонтова и  выделение на ней основных вех.

1814                 1827                                1837                 1840       1841

Сложное детство, обучение на нравственно-политическом факультете Московского университета, раннее взросление, преждевременное душевное созревание, принесшее негативный опыт критического начала скепсиса, опасного для юной души, ссылка на Кавказ, следствие оппозиции отношения к властям, смелость и мужество, проявленные в военных вылазках – все это отразилось в его творчестве.

- Фрагмент видео - стихотворение «Смерть поэта»

- Фрагмент видео - стихотворение «Дума»

- Выполнить тест.

Тест

1. Где родился Лермонтов? 

  1. В Москве.
  2. В Петербурге.
  3. В Тарханах.

2. Когда родился Лермонтов? 

  1. 6 июня 1799 года.
  2. В ночь со 2 на 3 октября 1814 года.
  3. 4 января 1795 года.

3.Где учился Лермонтов с 1828 по1830 год? 

  1. В Царскосельском лицее.
  2. В Петербургском университете.
  3. В Благородном пансионе при Московском университете.

4.Как называлось военное заведение в Петербурге, где учился Лермонтов? 

  1. Военная академия.
  2. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  3. Военное училище.

5. За какое стихотворение Лермонтов был сослан на Кавказ? 

  1. «Смерть поэта».
  2. «Поэт».
  3. «Пророк».

6. Где состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым? 

  1. В деревне Гехи.
  2. У реки Валерик.
  3. В Пятигорске.

7. Дата трагической гибели Лермонтова на дуэли. 

  1. 27 января 1837 года.
  2. 15 июля 1841 года.
  3. 27 января 1839 года.

8. Кто написал картину «Демон сидящий»? 

  1. Врубель.
  2. Лермонтов.
  3. Шишкин.

9. Где находится могила М.Ю. Лермонтова? 

  1. В Москве.
  2. В Пятигорске.
  3. В Тарханах.

  1. Стадия вызова. 

Судьба Лермонтова загадочна и таинственна, как у всякого гения. Из воспоминаний современников мы знаем, что Лермонтов был человеком безудержной отваги и пылкого темперамента. В нём удивительно сочетались такие качества характера, как грусть, строгость, нежность, смелость, благородство, мечтательность и проницательный ум. Но отношение к нему современников было неоднозначным. Прочитаем высказывания его современников.

По натуре своей предназначенной властвовать над людьми … наш поэт был честолюбив, горд и скрытен.

                                                                                  Друг поэта Долохов

     Он был вообще нелюбим в  кругу своих знакомых  в гвардии и петербургских салонах.

                                                                                  Князь Васильчиков

     Любили его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер.  Но это неправда. Знать нужно было, с какой стороны подойти. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам  был прост и ласков…   Когда Лермонтов погиб, все плакали, как малые дети.

                                                                                               Н. Раевский

 «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на широких плечах, возбуждало ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий...», – говорил И.С.Тургенев.

А вот строки из воспоминаний художника М.Е.Меликова: «...Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал, симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны...»

- Конечно, воспоминания современников о Лермонтове совсем противоположные, что временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и весёлостью. Кому из них верить?

Никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Лермонтову создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством. Ведь не зря Лермонтов писал:

Кто толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто?

  1. Пророческие знаки поэта, которыми отмечена вся судьба Лермонтова:

     - фрагмент видео - «Пророк

- романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Тучки».

 «Мне вспоминается, – говорил в своё время поэт Владислав Ходасевич, – маленькое пророчество. Года два тому назад (то есть году в 1912) одна женщина, любящая поэзию Лермонтова, говорила: “Вот попомните моё слово, даже юбилея его не справят, как следует: что-нибудь помешает... уж как-нибудь да случится, что юбилея Лермонтова не будет”.

Так почти и случилось. Столетний юбилей совпал с ужасами войны». Первой мировой.

Но «маленькое пророчество» переросло уже в прорицание ещё более мрачное, когда очередной «юбилей» – годовщина смерти поэта – совпал с ужасами войны – 1941 год. Поневоле думаешь о пророческих знаках, которыми отмечена вся судьба Лермонтова. Сам Лермонтов был убеждён в провидческом характере своих прозрений: «С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка...»

Пророк Лермонтов в свои шестнадцать лет предсказал кровавые события 1917 года:

Настанет год,

России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жён

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мёртвых тел

Начнёт бродить среди печальных сёл...

В стихотворении «Сон» поэт не только предчувствовал свою роковую смерть, но прямо видел её заранее:

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй.

Обстоятельства своей смерти Лермонтов описывает и в романе «Герой нашего времени». Мартынов, убийца Лермонтова, был одним из прототипов Грушницкого. В романе на дуэли с Печориным был убит Грушницкий, а в действительности – Лермонтов, который в какой-то степени является прототипом Печорина.

- Фрагмент видео - «Пророчество».

7. Работа с ассоциациями: какие ассоциации появились у вас в связи с именем М. Ю. Лермонтова? Покажите это на следующей схеме:

- Какой он - поэт М.Ю.Лермонтов? Фрагмент видео «Человек».

8. Попытаемся составить синквейн о поэте.

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

талантливый

знаменитый

3 глагола

учился

изобретал

открывал

Фраза

Ломоносов – наш русский университет

Вывод

ученый

- Сочинить синквейн  о М.Ю.Лермонтове.

Возможный вариант:

Лермонтов

Грустный, одинокий

Жил, страдал, любил.

Люблю читать его стихи;

Гений!

9. Фрагмент видео - дуэль.

10. Вывод.

Наш урок подходит к концу. Мы с вами узнали много интересного, таинственного, загадочного о М.Ю.Лермонтове. Каждый, наверное, запомнил то, что ему показалось интереснее, таинственнее.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «В чем загадка гения М.Ю.Лермонтова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ» 9 класс 2011-2012 учебный год

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа ку...

Элективный курс «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ»

Элективный курс «Загадки  и  тайны  генов» дополняет, углубляет, развивает содержание  базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государствен...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

литературный поединок Гений всегда загадка

литературный поединок Гений всегда загадка...

Презентация "Юлия Всеволодовна Лермонтова- гений науки"

Презентация на тему: "Юлия Всеволодовна Лермонтова- гений науки"«Перед большим разумом я склоняю голову,Перед большим сердцем – колени».И.В.Гёте...

ЦОР "Загадки музыкального гения"

Урок музыки в 6 классе " Загадки музыкального гения" посвящен  творчеству Вольфганга Амадея Моцарта. В данную презентацию включены аудио и видеозаписи, а также музыкальный тренажер, поз...