Внеклассная работа по литературе.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Уткин Алексей Алексеевич

Материал для внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по литературе за 1 полугодие. 6 класс.

Ученик (ца) _________________________________________________________________________

1. Назовите пять основных силлабо-тонических стихотворных размера:

_____________________________________________________________________________________

2. Каким стихотворным размером написаны древнегреческие поэмы "Илиада" и "Одиссея"?

_____________________________________________________________________________________

3. Назовите литературный жанр, к которому относится стихотворное произведение с историческим, занимательным или таинственным сюжетом? ________________________________

4. Каким термином обозначается точное воспроизведение в тексте чужих слов, фрагментов чужого текста? _______________________________________________________________________

5. Назовите жанр, к которому относятся произведения И.С.Тургенева "Бежин луг" и А.П.Платонова "Корова"? ___________________________________________________________________________

6. Каким термином называют изображение в художественном произведении необычного, чудесного, нарушающего обыденный ход вещей? __________________________________________

7. Как звали главных героев  повести Н.В.Гоголя "Майская ночь, или Утопленница"

_____________________________________________________________________________________

8. Как называется устный фольклорный рассказ о реальных или возможных событиях, произошедших в прошлом и важных для жизни семьи или народа?  __________________________

9. Каким термином принято называть древнее сказание, в котором в образной поэтической форме выразилось представление людей об устройстве мира и происхождении вещей?

_____________________________________________________________________________________

10. Термин - общее наименование народных сказаний и поэм о героическом национальном прошлом, о богатырях - заступниках за родную землю, о подвигах и победах над враждебными силами? __________________________________________________________________________

11. Приведите примеры произведений, относящихся к героическому эпосу (не менее трех):

_____________________________________________________________________________________

12.При помощи какого приёма автор может заменить прямое наименование предмета или героя - косвенным, например, описательным оборотом? ______________________________________

13. Как называется встречающееся во многих фольклорных жанрах художественное средство - устойчивое образное определение?_________________________________________________

14. Как называется поэтический прием, применяемый в фольклоре и литературе  - художественное преувеличение?___________________________________________________

15. Найдите в текстах изученных эпических произведений и выпишите:

постоянные эпитеты - _____________________________________________________________

перифразы - _____________________________________________________________________

составные эпитеты - ______________________________________________________________

16. Как можно определить жанр тех небольших историй, которые рассказывают друг другу мальчики - герои рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг"?

а)предания                                       б)легенды

в)былички                                         г)сказки

17. Приведите примеры изученных в 6 классе баллад (название баллады, автор):

а)____________________________________________________________________________

б)______________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                          Содержание

     Введение………………………………………………………………………..3

  1. Теоритический подход к организации внеклассной работы по литературе.
  1. Внеклассная работа по литературе как один из аспектов воспитательной работы………………………………………………...…5
  2. Цели и задачи внеклассной работы по литературе…………………….11
  3. Принципы организации внеклассной работы по литературе…………14

     2. Практическая организация внеклассной работы по литературе

2.1 Виды и формы внеклассной работы по литературе……………………17

  1.  Методические разработки внеклассных мероприятий по литературе..31

     Заключение……………………………………………………………………47

     Литература……………………………………………………………………48

                                                   

                                                           Введение 

         Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

         Задача образования, поставленная сегодня перед школой,  качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому  трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь  скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

         В наш век научно-технического прогресса и сумасшедших скоростей многие понятия, вещи, стереотипы теряют свою прежнюю ценность и приобретают новый смысл. Ведь теперь,  чтобы получить какие-либо сведения по любому вопросу люди не просиживают в библиотеках, не прорабатывают литературу, а находят все ответы на все вопросы в Интернете. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно-технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше, ведь учителю всё сложнее приобщить ребёнка к книге, научиться любить её, дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. Задачи эти решаются через различные виды и формы работ, одной из которых является внеклассная работа по литературе. Поставленная в нашей работе проблема решается через ряд частных  задач:

1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.  Определить роль внеклассной работы в учебно- воспитательном процессе.

3. Изучить цели, задачи, принципы организации внеклассной работы по литературе.

4.  На практике рассмотреть различные формы организации внеклассной работы по литературе.

1. Теоритический подход к организации внеклассной работы по литературе.

1.1. Внеклассная работа по литературе  как один из аспектов воспитательной работы

         Внеклассная работа является важным средством воспитания школьников, это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе; это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. В её основе - общность интересов, единство целей и идеалов семьи и общества в целом.  Внеурочная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она проводится классным руководителем в соответствии с планами воспитательной работы класса и школы [15,c.47].

         В планировании внеклассной работы педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов, чем при проведении урока. Это даёт возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, организовать то, что невозможно осуществить на уроке.
Логика планирования требует от учителя анализа предшествующей воспитательной работы, достигнутого уровня воспитанности всего класса, отдельных учащихся. Важно проанализировать, какими стали дети в результате педагогических воздействий учителя, участия детей в разнообразной жизни ученического коллектива: добры ли они, чутки, трудолюбивы, хорошие ли они товарищи. Анализируя результаты работы с классом, учитель отмечает не только положительное в развитии коллектива, но и конкретизирует ошибки, допущенные в работе с учащимися.
 При планировании учитель должен учитывать специфические особенности различных видов деятельности. Объём и содержание деятельности на каждом возрастном этапе отвечают уровню и характеру психического развития учащихся. Психолог А.Н. Леонтьев пишет: "Жизнь, или деятельность в целом, не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчинённую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности".  Для школьника главным развивающим видом деятельности становится учебная. Движущей силой её выступает интерес. Если работа на уроке регламентируется единой и обязательной программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения. И одним из таких видов учебной деятельности является воспитательная работа по литературе, которая вот уже на протяжении двух столетий сопутствует её программному изучению,       расширяя      возможности     общения    школьников с    миром

искусства[19,c.79].
         Она помогает юным читателям общаться с более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, впечатлений от встреч с интересными собеседниками.
        Во внеучебной работе более откровенно общение, разноплановое, полифункциональное (художественное, творческое, межличностное, познавательное), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
        Интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется ещё и тем, что она задаёт тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиск истины томимым духовной жаждой поколением [1,c.39].  В последнее время усилилась тенденция комплексного использования многообразных форм работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов - литературных кружков, клубов, музеев, направленных на углублённое изучение автора. Всероссийские литературные праздники - примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.

         Внеклассная работа становится в настоящее время своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные формы общения с искусством. Сегодня нас не удивит, что выпускной экзамен может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избранной учеником теме и даже в форме коллективной игры. Прообразом многих форм урока является внеклассная работа.
        Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы может определять профиль внеклассной работы. Выделим в ней самостоятельные направления.

         Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомством ребят с образом своей "малой родины" в произведениях художников слова. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность смыкается в наши дни с культурно-охранной. "Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию… Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времён, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь", - заключает В.Г. Макаренко.

         Общение с литературой сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попытками выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают творческим процесс чтения. Кружки, студии становятся школой их освоения, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций. Потенциал художественно- исполнительской деятельности реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию [18,c.51].

         Названные направления связаны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы. С другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творческого, художественно-исполнительского характера становится ярко выраженная одарённость или творческие пристрастия педагога - поэта.

         В массовой практике школ широко представлена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя, которая ведётся параллельно программному изучению автора. Сложившееся в социологии и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трёх видах деятельности (знакомство с художественными приёмами или "потребление искусства", приобретение знаний о нём, собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя.
        В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определённых формах. Младших школьников особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам), играм - фантазиям.

         Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в 6 классе становится очевидным интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало. К 7 классу спектр форм художественно-познавательной деятельности расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок, экскурсии, альманахи и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведения искусства, с дальнейшей их интерпретацией (вечер поэзии, сценарии, неделя литературы, литературная гостиная)[19,c.22].
        В наши дни словесник Н.В. Мирецкая убеждает: "…Можно сухо перечислить все известные формы работы … Форм и методов придумано очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведём в действие". Внеурочная работа должна вестись непрерывно и удовлетворять запросы учащихся. Привлекательной для молодёжи делает её дух исканий, то, что она постоянно развёртывается, совершенствуется. Внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке [19,c.49].

          Главное во внеклассной работе — это умело ее организовать, причем так, чтобы эта работа развивала познавательные интересы учеников и тем самым придавала целенаправленность их деятельности. Для развития интересов полезны различные мероприятия. Однако всегда в них радостные открытия нового должны чередоваться с кропотливым анализом прочитанного, соотнесением знаний о нравственности из литературы и поступков самих учащихся. Учитель у истоков такого труда своих питомцев, и от его чувства меры, такта, понимания возрастной психологии зависит выбор того конкретного момента в общении с детьми, когда должно прозвучать слово о труде, о людях труда, когда оно может убедить, что труд для людей прекрасен. Помогают в этом произведения Маяковского и Маршака, Паустовского и Пришвина, Исаковского и Гайдара. Один из способов развития интереса к литературе — это коллективное чтение. Заинтересовать литературой, помочь полюбить и глубже понять ее помогают экскурсии по памятным местам и музеям писателей. Такие экскурсии развивают чувство прекрасного, чувство гордости за героическое прошлое народа, любовь к своей Родине.

         Восприятие живого и зримого слова для школьника всегда открытие, всплеск эмоций, толчок к размышлению. «Не позволяй душе лениться» — вот  заповедь.

         Чтобы заинтересовать учеников чтением новейших произведений, организуем тематические выставки книг (например, «Твоя будущая профессия», «Писатели о молодежи», «Твоя Родина») с короткими аннотациями к этим книгам. Предложение еще и иллюстрировать свои мнения  заставляет учащихся глубже вникать в содержание, читать внимательнее, уметь выделить самое главное [18,c.14].

  Углубленный интерес к художественной литературе благотворно, отражается и на классных занятиях, повышает читательскую культуру и уровень литературного образования школьников. Решить эти задачи можно только в атмосфере творчества, столкновения различных мнений. Прекрасной формой для такой работы служат литературные дискуссии, читательские конференции, литературные вечера, вечера фольклора. Для диспута подбираем тему, соответствующую возрасту учеников, их интересам, заранее знакомим с вопросами, на которые им нужно ответить, даем задание прочитать литературу, подобрать факты из жизни. Умение видеть ученики приобретают в походах, на экскурсиях и в экспедициях.

   Чтобы развить литературное творчество, рекомендуется ученикам завести тетради для своих стихов, рассказов, миниатюр. Темы для них ребята выбирают сами. Затем эти произведения анализируются в секции юных авторов. Лучшие работы помещаем в ежемесячной литературной стенгазете.

   Многолетний опыт педагогов показывает, что те ученики, которые занимаются литературным творчеством, пишут хорошие сочинения, становятся серьезнее, внимательнее, отзывчивее. Возможно, что не станут они писателями, но людьми большой души будут обязательно [1,c.73].

1.2. Цели и задачи внеклассной работы по литературе

         Внеклассная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

         Внеклассная работа по предмету – это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

          Основная цель организации и проведения внеклассной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их [2,c.56].

          Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1) осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;
2) развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3) повышение общей языковой культуры;

4) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5) поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по  литературе;

6) развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

7) воспитание коммуникативной культуры школьников;

8.) активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
9) воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

         Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение [12,c.41].     

           К подготовке и проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекарей, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем. “Ни одного равнодушного рядом!” – девиз этой деятельности.

         Цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – учителя других предметов” должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только таким образом мы сохраняем традиции, передаем из поколения в поколение [20,c.18].

         Учитель отбирает и рекомендует языковой и тематический материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий. Задача библиотекарей школы – помочь учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед). Задача родителей – помочь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, самим быть активными участниками конкретного мероприятия. Задача учителей – предметников – в случае необходимости давать консультации (если мероприятие с межпредметными связями), самим участвовать в мероприятиях.

         Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.

         Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для учителей  естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она (внеклассная работа) в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач [29,c.107].

         

1.3. Принципы организации внеклассной работы по литературе

         При организации внеклассной работы следует в совокупности опираться на общедидактические и методические принципы и принципы организации внеклассной работы.

         Принцип избирательности. Единой программы для внеклассной работы по   литературе не существует, что заставляет учителя и методическое объединение самостоятельно устанавливать тематику и направление внеурочных занятий. Выбор темы, формы, содержания конкретного внеклассного занятия должен определяться следующими условиями: возрастом и подготовленностью учеников, наличием у них интереса к предмету, направленностью и качеством этого интереса, этапом внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассными занятиями по другим предметам и участием в них школьников, традициями школы, наличием факультативных занятий и др [6,c.97].

Принцип научности. Изучаемый материал должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возраста учеников (действует принцип доступности), преподносятся на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества.

Принцип последовательности и системности изложения материала. Этот принцип предполагает не только систематичность проведения внеклассной работы в течение всего учебного года, но и систематичность содержания внеклассных занятий. Внеклассная работа должна представлять собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке или литературе. С этой целью желательно вести тематические кружки, а не кружки русского языка или литературы вообще.

Принцип преемственности и перспективности. Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу – возможность участия школьников в работе факультативов.

Принцип связи теории с практической направленностью. Проявляется во взаимосвязи уроков литературы и внеклассных занятий. Опора на имеющиеся у детей знания расширяет сферу их применения, содействует укреплению умений и навыков (лингвистического анализа, анализа художественного текста, практического владения языком, культуры устной и письменной речи). Реализация принципа связи теории с практикой проявляется также и в тесной связи изучения русского языка и литературы с жизнью через показ учащимся их роли разных ее областях.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Соблюдение этого принципа должно способствовать развитию интереса к внеклассной работе у учащихся. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в учении (повышение успеваемости); осознание значения языка в жизни общества; удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях. Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае.

Принцип развивающего обучения. Внеклассные занятия дают учителю неограниченные возможности для:

1) развития у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу; навыков правильной литературной речи; навыков публичных выступлений; умения пользоваться разнообразными словарями-справочниками и др.;

2) развития творческих способностей учащихся (составление грамматических загадок, шарад, кроссвордов и т.д.; написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы);

3) приобщения школьников к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай еще не совсем самостоятельному.

Принципы внеклассной работы по предмету:

Принцип добровольности. Добровольность вступления в тот или иной вид внеклассной работы обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

Принцип равноправного участия школьников. Этот принцип позволяет участвовать во внеклассной работе школьников с разной успеваемостью.

Принцип самодеятельности. Предполагает самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий.

Принцип занимательности. Этот принцип находит свое выражение прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Использование лингвистических игр, занимательных заданий активизирует деятельность учащихся во внеклассной работе [18,c.44].

2. Практическая организация внеклассной работы по литературе

2.1 Виды и формы внеклассной работы по литературе

По времени действия виды внеклассной работы делятся на:

1) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени;

2) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые “от случая к случаю” (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью).

По количественному составу участников виды внеклассной работы делятся на:

1) массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.)– несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеклассной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой “продукцией”, либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;

2) групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);

3) индивидуальные (консультации).

По степени активности участников внеклассного мероприятия

1) активен каждый участник;

2) активна группа участников;

3) активен один человек, чаще всего организатор мероприятия [1,c.47.].

         Беседа – универсальная форма организации внеклассной работы, где основным, ведущим является метод беседы. Являясь методом и приемом обучения и воспитания, беседа может быть представлена в разных видах: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, повторительная, обобщающая; такого разнообразия видов не знает ни одна другая форма организации внеклассной работы по русскому языку;

         Беседа, в той или иной мере,  является составной частью всех остальных форм организации внеклассной работы и используется на разных этапах подготовки или проведения КВН, олимпиады, устного журнала, утренника или вечера, заседания кружка и конкурса газет; беседа может проводиться в любом классе начальной и средней школы, на любом этапе обучения русскому языку и литературе.

         Условия проведения беседы, способствующие формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учеников:

1) организатор или ведущий беседы имеет серьезные лингвистические и методические знания по теме обсуждения; демонстрирует образцовую речь;

2) предлагаемый учителем материал должен быть близок и понятен школьникам, чтобы вызвать у них живой интерес и отклик;

3) беседа имеет практическую часть – вопросы и задания, которые могут быть проведены в форме конкурсов, игр;

4) домашнее задание должно представлять собой самостоятельное наблюдение учащихся по теме начатого в ходе беседы маленького исследования;

5) завершить работу по теме проведенной беседы должен публичный отчет учащихся о проведенном микроисследовании и полученных результатах.

Традиционно в школе, как в младших, так и в старших классах, проводятся беседы по культуре речи: “Правильно ли мы говорим?”, “А как лучше сказать?” и др. Фактический материал беседы должен строиться на основании наблюдений учителя над устной и письменной речью учащихся данного класса, взрослых, проживающих в данной местности. Беседы о культуре речи должны включать коллективное или индивидуальное решение лингвистических задач, предлагающих выбрать правильный вариант и доказать с вою точку зрения, опираясь на лингвистические знания [23].

          По определению, взятому из академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предложить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения:

1) устные;

2) письменные.

В зависимости от предлагаемого материала:

1) тематические;

2) нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

          При проведении письменных викторин вопросы заблаговременно помещаются в Уголке русского языка или литературы, в стенной газете или вывешиваются на большом листе. Ответы учащиеся пишут на отдельных листах с указанием фамилии, имени и класса; их отдают учителю, либо опускают в специальный ящик. Итоги викторины помещают в следующем номере стенгазеты или вывешивают на школьной доске объявлений, объявляют на общешкольной линейке или по школьному радио. При проведении устной викторины победитель ее определяется по сумме набранных баллов, награждается призом (книгой, альбомом, сувениром…).

          Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, оценивает ее результаты учитель-словесник с помощниками. Ими могут быть старшеклассники, студенты-практиканты [11,c.69].

         Лингвистические и литературные конкурсы. Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются “боями”, “турнирами”, “регатами”, “состязаниями”, а также повторяют названия популярных телевизионных передач: “Своя игра”, “Умники и умницы”, “Слабое звено” и др. Отличительная особенность этого вида внеклассной работы – обязательное присутствие игрового момента.

         Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенную газету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку эпизода и др.

Конкурсы могут проводиться по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер, включать задания по различным изучаемым темам.

          Конкурсы могут проводиться между двумя-тремя командами, представляющими разные звенья, ряды одного класса, либо разные (параллельные, смежные) классы.

          Конкурсы могут быть однодневными (проводятся в один прием) и более продолжительными, если условия требуют рассредоточить выполнение заданий. В последнем случае игровая форма имеет немаловажное значение в поддержании интереса.

          Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания, для решения которых нужно больше времени и недостаточно усилий одного человека, а требуется совместное решение всей команды [5,c.81].

          Некоторые вопросы друг для друга команды готовят сами. Учитель им должен помочь сориентироваться в учебной, научно-популярной литературе, выбрать из большого количества материала наиболее интересные задачи.

          Перед началом конкурса команды должны выбрать название, избрать капитана.

          Вопросы-задания предлагаются поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Оценивает конкурс комиссия, состоящая, как правило, из учителей-словесников, старшеклассников.          Ведущий конкурса предлагает обычно играющим 10-12 вопросов-заданий, после чего каждая команда имеет право задать своим соперникам 2-3 вопроса. В конце конкурса подводятся итоги, определяется команда-победительница.

          Олимпиада, по определению Б.Т. Панова, является “соревнованием, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства”.

          Цель проведения олимпиад – развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

          При составлении вопросов и заданий для олимпиады по русскому языку или литературе учитель должен помнить, что они не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

          Олимпиады обычно проводятся в несколько туров.

I тур предполагает участие всех учащихся класса (или школы), поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспевающего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным является срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет возможность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. такую возможность следует поощрять.

          II тур олимпиады проводится в классе, его участниками становятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как ученики, не допущенные к участию во II туре, должны обязательно узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке.

          Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Однако победители второго тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе.

          После проверки письменных конкурсных работ участников II тура олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты в классной стенной газете или в специально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиады. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознакомлены все ученики класса. Но существует и другая форма проведения олимпиады: к каждому туру  допускаются все участники, а победитель выявляется по количеству баллов, набранных во всех турах [24,c.13].

          В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова  конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.

          Цель проведения конференций – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших  классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

          В школе проводятся читательские конференции, конференции по обсуждению кинофильма, спектакля, лингвистические конференции посвящены насущным проблемам языкознания, культуре речи, современному состоянию языка, основным функциям языка как государственного, национального, мирового. Иногда конференции проводятся как итоговое учебное занятие по изучению разделов курса русского языка или монографической темы по литературе.  

        Разновидностями конференции по  литературе можно считать следующие:

1) Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.

2) Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.

3) Смешанный вид проведения конференции, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.

          Подготовка конференции начинается с отбора учащихся, желающих выступить с подготовленными докладами по объявленной теме. Затем учитель называет этим ученикам рекомендуемую литературу для ознакомления с материалами по теме.

         Конференция начинается с объявления темы и названий докладов. На основной (1-ый) доклад следует выделить 15-20 минут, после чего предложить слушателям задать возникшие по ходу чтения вопросы (или обменяться мнениями). На остальные доклады выделяется по 7-8 минут (по усмотрению учителя). Главное в проведении такой конференции – живой отклик, обмен мнениями, дискуссии и т.п. Для проведения конференции необходимо заранее подготовить оформление актового зала или класса школы. Слушателями могут быть все желающие ученики, начиная с 5 класса; 7 и особенно 8 классы можно приглашать на такие конференции в полном составе [29,c.58].

         Конкурс лингвистических и литературных газет. Специфическим задачами этого вида внеклассной работы являются:

1) Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле (заметами, рецензиями, отчетами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя).

2) Развитие художественного, эстетического вкуса.

3) Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.

          Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:

1. Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные замечания по той же теме.

2. Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.

3. Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).

4. Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).

5. Объем – 1 лист ватмана (и не меньше, можно больше, но обязательно расположенные вместе по ширине – меньшей стороне листа).

          На отбор интересного материала коллективам редколлегий дается неделя, после чего организатор конкурса газет назначает время для бесед с каждой редколлегией отдельно, проверяет отобранный материал, тактично советует отобрать наиболее интересные сведения по темам или дополнить недостающий материал, дает советы по размещению его в газете, по использованию рисунков к каждой заметке, по выбору заглавий к каждой из них и т.п. и уже неделю после этого каждая редколлегия работает самостоятельно. Для подведения итогов конкурса газет избирается жюри, в состав которого должны войти члены оргкомитета из числа учителей, школьного актива и родителей учеников [25,c.90].

         Устный журнал – одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

          Цель его проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся. Проведение устного журнала как основной формы внеклассной работы в 8-9 классах позволяет выполнить задачи популяризации,  сообщении новых сведений о языке, профориентации.

         Выделяются устные журналы двух типов:

1) тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос;

2) обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке и др.

          Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того эта форма внеклассной работы  позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной. В устный журнал включаются доклады и сообщения учащихся, которые могут быть подготовлены самостоятельно, разумеется, при соответствующей помощи учителя. При подготовке этих сообщений учащиеся могут использовать научно-популярную и научную литературу, справочники и словари.

          Устный журнал отличается от других внеклассных занятий широтой информации, и, как правило, включает в себя несколько страниц, обычно 4-6. Привлекательность его сказывается в том, что форма проведения может включать многое элементы занимательности: наглядность (в оформлении зала, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).

         Занимательность журнала выдвигает особые требования к названию журнала и его страниц: они должны выполнять рекламную функцию. Обычно последняя страница содержит развлекательный материал. При ее проведении в действие активно вовлекаются зрители: проводятся конкурсы, викторины, аукционы, предлагаются загадки, кроссворды.

         Проведение устного журнала требует от учителя хороших организаторских умений. Учитель должен ввести учеников в работу: рассказать, что такое устный журнал, зажечь школьников идеей его проведения, назвать источники, в которых можно найти материал, дать советы, как его лучше подать, выделить ответственных за каждую страницу (при сменной редколлегии назначается редактор, заместитель редактора, заведующие отделами, художник, фотокорреспондент). В процессе подготовки журнала учитель должен помочь учащимся подобрать материал, оформить его в виде сообщения, найти выразительные иллюстрации, подготовить ведущих, которые открывают каждую страницу небольшим выступлением, продумать начало и конец журнала, провести несколько репетиций. По страницам устного журнала выпускается бюллетень, отражающий его содержание. 

          В последнее время одной из популярных форм проведения внеклассной работы по предмету стала игра КВН, которая в отличие от других форм предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене [7,c.49].  Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени (не менее месяца).

Этапы подготовки к КВН:

1. Формирование команд. Численность команды ограничивать не нужно, в подготовке может участвовать весь класс. Желательно, чтоб команды были примерно равны по силам. Здесь критерием должны быть не успеваемость по предмету, а находчивость, остроумие, артистизм, а самое главное желание участвовать в игре.

2. Избрание руководителя для каждой команды, который будет осуществлять общий контроль за ходом подготовки к игре.

3. Распределение ролей внутри команд на конкурсной основе.

В задачу авторов входит продумывание сюжета. Это может быть группа до пяти человек. Если желающих больше, можно разбить их на две, на три группы. Одной поручить приветствие, другой – домашнее задание, третьей – музыкальный или литературный конкурс. Актерами нужно выбирать учеников, которые смогут “войти” в роль и вовремя из нее “выйти”. Группа технического обеспечения должна заниматься декорациями, костюмами, записью фонограмм и т.д.

4. Создание каждой командой своего сценария, репетиции, подготовка декораций, костюмов.

5. Создание команды, продумывающей общий ход игры, от самого начала до самого конца, занимающейся оформлением зала, распределением мест для жюри и болельщиков, подготовкой протоколов, объявлений, освещением мероприятия через стенные газеты, радиоузел и т.д.

6. Утверждение состава жюри.

          Жюри должно, преимущественно, состоять из учителей. Но желательно включить в его состав одного-двух учащихся. Жюри должно быть абсолютно независимым, поэтому лучше в члены жюри выбрать учителей, которые не ведут занятий у состязающихся команд и которые обладают здоровым чувством юмора [7].

         Лингвистические утренники одна из основных форм внеклассной работы в 3-7 классах. являются эффективным средством расширения и углубления знаний по русскому языку и литературе. Главная цель утренников – формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе. Утренники проходят в дневное время и могут быть построены в виде сюжетной игры-путешествия, например: “Путешествие в страну Фразеологию”, “Путешествие в мир пушкинских сказок” или в виде сюжетных игр-соревнований: “Грамматическая регата”, “Лингвистический бой” др. Значительное место на утренниках отводится играм. Это разнообразные эстафеты, соревнования: “Кто больше?”, “Кто Быстрее?”, “Третий лишний”, “Угадай героя” и др [22,c.84].

         Лингвистические и литературно-музыкальные вечера. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:

1)  литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формулируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок.  Необходимо добиться не только хорошего знания текстов (они читаются на память), выразительной декламации, хорошего исполнения вокальных номеров и инсценировок, но и четкого сочетания всех частей монтажа. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.

2) занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.

3) наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.

          Обязательным элементом в подготовке к вечеру является создание оргкомитета, который займется составлением программы вечера, распределением всех видов работ между классами, установлением сроков изготовления наглядных пособий, назначение репетиций, оформлением пригласительных билетов для гостей вечера [25,c.95].

          Каждый класс выделяет для литературно-музыкального монтажа лучших чтецов-декламаторов, лучших певцов и музыкантов и лучших художников для оформления наглядных пособий. исполнение песен, художественного чтения можно провести на вечере в виде конкурса на лучшего исполнителя, которым затем вручаются памятные знаки или призы.

         Кружок – это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка составляют, как правило, школьники, интересующиеся русским языком или литературой. Однако, кроме них, в кружке оказываются и ученики, интерес которых выражен не так ярко. Для них занятия в кружке нередко являются тем необходимым толчком, который способствует появлению и дальнейшему развитию интереса к предмету, улучшению успеваемости. Кружок работает в течение года и даже нескольких лет. С переходом учащихся в старшие классы работа кружка углубляется и усложняется. В отличие от программы классных занятий по предмету программа работы кружка строится на основе интереса его членов. Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. В практике кружковой работы  сложилась традиция проводить занятия кружка со старшими подростками раз в две недели, где на одно занятие отводится до полутора часов, где ученики получают довольно сложные задания для самостоятельных наблюдений, где не только от учителя. Но и от ученика требуется более серьезная подготовка перед каждой встречей. В младших классах занятия кружка должны быть регулярными (еженедельными), т.к. их задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны. Ученики выполняют их сразу же, в первые 2-3 дня, и ждут с нетерпением новой встречи за пределами урока. Откладывать ее на длительный срок нецелесообразно, так как это может погасить интерес школьников к занятиям [18,c.53].

          Традиционными стали в наших школах Дни, Недели и Декады русского языка и литературы.  Декада русского языка отличается от Недели только объемом времени. В очень больших школах, где в параллелях по 5-6 классов, удобнее проводить Декаду, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие.  День русского языка или литературы – это особая форма внеклассной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год. недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лишены возможности участвовать в нескольких из них, как во время Недели или Декады.  Подготовка Дня, Недели или Декады ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы. На заседании МО учителя-словесники обсуждают и утверждают тему и содержание праздника, определяют формы работы и участников, составляют план, который заранее сообщается ученикам. В рамках праздника могут быть представлены все виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, связанные одной общей идеей и темой или формой проведения [2,c.72].

2.2 Методические разработки внеклассных мероприятий по литературе

2.2.1.Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III)

Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”.

Цели:

Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;

учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ;

обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование:

Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие книги “Дела давно минувших дней…”)

Запись на доске:”Русский народ создал огромную изустную литератур: сказки, мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных богатырей, защитников Земли”. Л.Н. Толстой.

Репродукции.

Детские рисунки “Сказочные богатыри”.

Выставка книг.

Карта “Киевская Русь в IX - XII”.

Магнитофонная запись Римского-Корсакова.

Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 2 часть (с.174-187).

                                                      Ход урока.

I. Постановка учебного задания.

Учитель:  Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию…Напрасно думаете, что это легко: уметь Читать и Видеть красивое, Слушать и Слышать возвышенное, Понимать умное и Чувствовать глубокое.(Звучит музыка, объявляется тема “Дела давно минувшихдней…”,приоткрывается дверца…) Мне хотелось бы пригласить вас ещё на одну встречу с богатырской сказкой об Илье Муромце и былиной “Встреча Ильи Муромца со Святогором”. (Звучит музыка.)
II. Повторение пройденного.

У: Мы познакомились с понятием “устное народное творчество” Как вы его понимаете?

Дети:

Устное-передаётся из уст в уста,
Народное – придумывает сам народ,
Творчество – творить, придумывать, создавать.

У: Какие жанры устного творчества вы знаете?

Д: Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.

У: Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой?

(Дети читают.)

III. Беседа учителя (с элементами литературного анализа.)

Блиц-Турнир:

При чтении произведений что узнали нового?

Кому понравилась сказка?

А кому былина?

Почему? Чем понравилась?

Традиционна ли концовка сказки?

Стихотворный жанр былин – зачем?

(Былины сочинялись как стихи, исполняли особые люди – сказители, нараспев, играли на гуслях.)

- Давайте обратимся к зачину сказки.
- К зачину былины.
- Сравните концовки в сказке в былине.
- Что общего?
(Общие сказочные герои, есть зачин, концовка, троекратные повторы, язык простой, народный, созданы на народные сюжеты, со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, оставаясь добром.)
- Найдите сказочные обороты, которые доказывают народность языка.

IV. Постановка проблемы.

У: Так , а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”?

Д: От слова “быль”, “было”

У: Вы говорите “был, “было”, а в былине – то много сказочного, придуманного. Вот как это объяснить

Д: Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми.

У: А вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X-XI вв. Беломорские крестьяне (показ по карте) долгими зимними вечерами плели кружево и мастерили из архангельской ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами , и то , что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину. Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич. А Микула Селянинович был такой пахарь, который в трудные для Родины дни, стал её защитником. Но Илье Муромцу – реального двойника нет. Да это и неважно. Главное, что люди, подобные былинному герою выходцы из простых крестьян, оставили глубокий след в русской истории.

V. Работа в группах (дружинах).

(В руках у учителя “Дракон” - мягкая игрушка – руковица)

У: Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы!
Я вижу силушку вашу великую.
А проверить я хочу, кто из вас сильнее?

(Из-за сказочной “Двери” достаёт задание для каждой группы. Задание записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-шлем, рисунок-кольчуга.)

Задания:

I дружина.

Найдите и выразительно прочитайте отрывок и сказки со слов: “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч”… до слов … “не обижай беззащитных”.

II дружина.

Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов:… “Тут святогор – богатырь да опомнился”… до слов … “они друг с другом побратались”.

Второе задание для всех дружин одинаково: Найди в сказке, былине слова, которые сейчас не употребляются и придумайте миниатюру на богатырскую тему.

(Идёт работа в группах звучит тихая музыка)

На доске Памятка”:

1. Внимательно выслушайте ответы.

2. Оцените полноту ответа:

последовательность изложения;

использование примеров;

наличие вывода.

3. Исправьте ошибки, дополните ответы.

4. Дайте оценку.

Учитель: Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышко в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно солнышко – почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Когда наше государство только появилось на карте, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир . У южных границ русского государство кочевали хазары, половцы, печенеги (показ по карте). На Руси их называли басурманами т.к. они были другой веры, не христианской. Они, кочевники, постоянно вторгались в пределы Руси. Разоряли села, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от печенежских набегов, и это было такое благо, что прозвание “солнышко” казалось людям недостаточной благодарностью князю. Поэтому они добавили “Красно”.
Слушаем ответ III дружины.

От каждой дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает подготовленное выступление о доспехах.

Русские мастера научились делать прекрасное оружие: и латы, металлические доспехи, броню, которые защищали тело от стрел, мечей, копий врага.Это были и меч булатный – меч, который ковали из очень твёрдой стали, секрет которой был раскрыт лишь в XIX веке.
Шлем пернатый – покрытый множеством металлических пластинок, которые, как оперение, покрывали голову воина.
Кольчуга – металлическая рубаха, изготовленная из тысяч железных колечек, соединённых между собой. Щит – защищавший туловище воина.
И во всём этом облачении богатырь садился на богатырского коня (показ репродукции “три богатыря”).

Обсуждение заданий, выполненных каждой дружиной.
Оппонирование. Оценка.

VI. Подведение итогов.

Учитель (в руках Дракон): Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества?

Дети: Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости.
Они говорят нам о том, что война – это зло, жестокость. Надо чтобы все народы, как Илья Муромец и Святогор, побратались.

VII. Домашнее задание.

Написать сказку

2.2.2. Лингвистический КВН. Игра "Умники и умницы" (по творчеству А.С. Пушкина)

Цели:

Развитие духовно нравственных качеств личности, культуры поведения, коммуникативных качеств личности, познавательных интересов;

способствовать формированию дружного сплоченного коллектива.

                            Предварительная подготовка

1. Детям сообщается задание за месяц, чтобы они смогли прочитать названные произведения. Для отборочного тура нужно знать информацию о пребывании А.С. Пушкина в Лицее.

2. Вырезать из цветной бумаги ордена и приготовить 3 цветных дорожки, чтобы их можно было закрепить на полу.

3. Приготовить призы победителю игры и лучшим игрокам (устанавливаются по количеству орденов).

4. Пригласить членов ареопага и наблюдателей.

5. Приготовить предметы (например, шляпу-цилиндр для мальчиков и капор для девочек), чтобы стилизовать эпоху XIX века.

              Отборочный тур.        Тема “Пушкин в Лицее”

Выбор игроков (выдача орденов). 3 человека на 3 дорожки.

1. Флигель какого дворца был отведен для Лицея? (Екатерининского.)

2. Каково происхождение слова “лицей”? Почему учебные учреждения так называли? (Школа Аристотеля Ликей.)

3. Кому принадлежала идея открытия такого типа учебного заведения? (М.М. Сперанскому, статс-секретарю Александра I.)

4. Назовите имя первого директора Лицея (В.Ф. Малиновский)

5. Кто из императоров открывал Лицей? (Александр I.)

6. Комнату под каким номером занимал А. Пушкин? (14.)

7. Прозвища Пушкина в Лицее? (Француз, обезьяна.)

8. Что было изображено на лицейском гербе? (Сова, лира, свисток и венки лавровый и дубовый.)

9. Кто автор герба? (Егор Антонович Энгельгард.)

10. Какие лицейские журналы издавал А. Пушкин? (“Неопытное перо”, “Юные пловцы”.)

11. Почему Дельвиг после окончания Лицея сказал: “Как я разочаровался после выпуска, когда надел очки”? (В Лицее запрещали носить очки, и все женщины казались красавицами, но потом …)

12. Кто из лицеистов совершил кругосветное путешествие? (1825 г. Ф. Матюшкин на шлюпках “Камчатка” и “Кроткий”.)

13. По поводу чего лицеисты пели в своем гимне: “Блажен муж, иже сидит к кафедре ближе”? (Рассаживали по поведению и успехам в учении.)

14. Кого лицеисты прозвали Иваном Великим? (И.Пущина.)

15. Как подписал Пушкин первое опубликованное стихотворение? (Александр НКШП.)

16. О ком Пушкин писал:

…он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена”. (Александр Петрович Куницын.)

17. Кому адресовано напечатанное в журнале “Вестник Европы” за 1914 г. стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу”? (Кюхельбекеру.)

18. Сколько стихотворений написано Пушкиным в Лицее? (130.)

19. Сколько человек было в первом лицейском наборе? (30 мальчиков.)

20. День открытия Лицея? (19 октября 1811 г.)

21. Кто из знаменитых русских поэтов в числе первых оценил поэтический дар Пушкина? (Г.Р. Державин.)

22. Когда состоялся первый выпуск Лицея? (1817 г.)

23. “У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи”. В каких классах у Пушкина все кончалось нулем? (Математическом.)

24. Какое стихотворение Пушкин прочитал на публичном экзамене перед Г.Р. Державиным? (“Воспоминания о Царском Селе”.)

25.“Нашелся один добрый человек, да и тот медведь”. По поводу чего сказаны юным Пушкиным эти слова.

26. Какие предметы изучал Пушкин в Лицее? (Русский, французский, немецкий языки, математика, словесность, риторика, история, география, танцы, фехтование, плавание, верховая езда.)

27. Кто из писателей, посетив Пушкина в Лицее, сказал: “Пари, как орел, но не останавливайся в полете”? (Н.М. Карамзин. 25 марта 1816 г.)

28. Как называлось литературное общество, в которое заочно был принят Пушкин, учась в Лицее? Какое шутливое прозвище он там получил? (В 1816 г. общество “Арзамас”, прозвище “Сверчок”.)

29. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”, 1820 , марта 26, Великая Пятница? (В.А. Жуковский.)

По итогам отборочного тура выбирается 3 игрока, заработавших большее количество орденов.

                                      Игра на дорожках

1. Для выбора дорожки участники готовят в течение минуты похвальное слово А.С. Пушкину и выступают с ним также в течение минуты.

Ареопаг устанавливает первенство: 1, 2, 3 место. Первый и второй получают право выбора дорожки.

Красная дорожка – 2 хода, ошибаться нельзя ни разу, самый короткий путь к победе.

Желтая дорожка – 3 хода, ошибиться можно 1 раз.

Зеленая дорожка – 4 хода, можно ошибиться 2 раза.

Трон устанавливается на видном месте, украшается.

2. Вопросы для агонистов составлены по указанным повестям Пушкина. Участники игры должны перевоплотиться в одного из героев. Теоретики могут зарабатывать ордена, отвечая на вопросы, предложенные агонистам. (Предполагаются 3 варианта заданий, так как могут выпасть для игры на дорожках 3 мальчика или 3 девочки. И один запасной блок заданий).

Герои (для мальчиков)

Героини (для девочек)

I

1) “Вы настоящий русский барин. Вы промотали в Москве большую часть имения. Потом уехали в последнюю свою деревню, где продолжаете проказничать, но уже в новом роде”. Кто Вы? (Григорий Иванович Муромский “Барышня-крестьянка”)

1) Вам 17 лет. Вы…балованное дитя. Ваша резвость и поминутные проказы приводили в отчаяние отца”. Кто Вы? (Лиза Муромская. “Барышня-крестьянка”)

2) Как продолжаете проказничать? В чем состоят эти проказы? (Все устроил на английский манер)

2) Как называл Вас отец и Алексей Берестов?

3) Как называлась Ваша последняя деревня? (Прилучино)

3) Какой способ Вы, Лиза, избрали для знакомства с Алексеем Берестовым?

4) Как прозвали Вы своего соседа Берестова? (Медведь, провинциал)

4) Вы набелились по уши, насурьмились фальшивые волосы взбили, как парик Людовика 14, талию перетянули, как букву Х, все бриллианты вашей матери сияли на ваших пальцах, шее. Когда это произошло?

II

1) Вы воспитывались в Кадетском корпусе. Отец не щадил ничего для приприличного Вашего содержания. За счет этого Вы позволяли себе роскошные прихоти. Кто Вы? (Владимир Андреевич Дубровский)

1) Вы – стройная, бледная, семнадцатилетняя девица. Вы воспитаны на французских романах И, следовательно, влюблены. Кто Вы? (Марья Гавриловна “Метель”)

2) Кем приходится Вам Орина Егоровна Бузырева? (Нянька)

2) Когда Вы, Марья Гавриловна, глядя на своего мужа, упали без памяти?

3) “Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностью сетовала на разлуку и призывала домой в объятия доброй супруги”. Она – кто это и какое отношение имеет к Вам? (Мать)

3) Какое природное явление изменило всю вашу жизнь?

4) Какое средство защиты Вы постоянно носили при себе? (Пистолет)

4) Кто был Вашим мужем и когда Вы об этом узнали?

III

1) “Вам около 35 лет. Вас за это почитают стариком. Вы казались русским, а носили иностранное имя. Ваш крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые умы”. Кто Вы? (Сильвио)

1) Вам 17 лет, ваша красота в полном расцвете, отец любит Вас до безумия. Вы не имеете подруг и выросли в уединении. Огромная библиотека была отдана в в ваше распоряжение. Кто вы? (Марья Кирилловна “Дубровский”)

2) У Вас была уникальная коллекция. Что Вы коллекционировали?

2) Кто тайно сопровождал Вас на прогулках, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что охраняет Вас?

3) На протяжении многих лет Вы долго тренировались. Что это были за упражнения?

3) Что составляло одну из главных забав Вашего отца? (Медведи)

4) “Вдруг двери отворились, Маша, вбегает и с визгом кидается мне на шею” – пишет Пушкин. О какой Маше идет речь? Она должна быть Вам знакома.

4) Что Вы ответили Дубровскому, который попытался освободить Вас от князя Верейского уже после венчания и почему?

IV

1) Вы воспитаны в университете и намерены поступить в военную службу. но живете, покамест, барином? Кто Вы? (Алексей Берестов)

1) Вы – маленькая кокетка. У Вас большие голубые глаза. С посторонним человеком разговариваете без всякой робости, как девушка, повидавшая свет? Кто Вы? (Дуня. “Станционный смотритель”)

2) Ваше отчество? (Алексей Иванович Берестов)

2) Ваше полное имя? (Авдотья Самсоновна Вырина)

3) Какое кольцо вы постоянно носили? (Черное с изображением мертвой головы)

3) Когда Ваш отец Самсон Вырин и в связи с чем употребил в речи пословицу? (“Что с возу упало, то пропало”)

4) Как называется деревня, в которой Вы живете вместе с отцом?

4) Какими картинками были украшены стены Вашего дома на почтовой станции?

Подводятся итоги игры.

Выявляется победитель и знатоки творчества Пушкина.

Ареопаг производит награждения

2.2.3. Литературная игра для 3-го класса (1—4) “Брэйн–ринг”.

Цели:

Развивать познавательную активность и читательский интерес, коммуникативные способности, активизировать досуговую деятельность учащихся;

прививать интерес к литературным произведениям, воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания.

                                          I тур (отборочный)

                                             Первая игра.

– У Сергея Михалкова есть слова:

Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

– Из каких произведений взяты имена детей?

– Сколько весил колпак у Добрыни Никитича из былины “Добрыня и Змей”? (3 пуда.)
– Назовите известного вам зарубежного баснописца. (Эзоп.)

                                             Вторая игра.

– Назовите автора произведения, в котором одним из героев является собака Джек. (А.И. Куприн. “Собачье сердце”.)
– Какие смысловые значения содержит пословица? (Учит, поощряет, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.)
– В рассказе “Зайцы” Л.Н. Толстой сообщает о том, какие бывают зайцы. О каких зайцах он рассказал?
(Лесные, полевые, гуменники.)

                                             Третья игра.

– Назовите писательский псевдоним Алексея Ивановича Еремеева. (Леонид Пантелеев.)
– Продолжи пословицы:

Что людям желаешь, … (то и сам получаешь).
Чему Ваня не научился, … (того Иван не выучит).
Не надобен клад, … ( коли в семье лад).

– О стихах какого поэта К.И.Чуковский сказал так: “Стихи… написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком” (Николай Алексеевич Некрасов.)

                                           Четвёртая игра.

– О каком животном Куприн говорил так: “И умирают иногда… в тоске по хозяину и плачут настоящими слезами…” (О лошади. “Ю–ю”.)
– Кто писал и басни, и былины, и сказки, и художественные произведения, и научно-популярные рассказы?
 (Лев Николаевич Толстой.)
– Назовите 2 былины, которые “спрятались” в тексте. “Спасибо тебе, Добрынюшка, один ты из всех богатырей сослужил нам службу важную. Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти” (1. “Добрыня и Змей” 2. “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.)

                                               Пятая игра.

Найди ошибку:

“Джек Лондон – известный английский писатель. Он писал о суровой природе Аляски, о тяжёлом труде людей, осваивающих этот северный край, о дружбе, о жизни животных”. (Джек Лондон – американский писатель.)
– На какие группы делятся загадки?
(Описание свойств, признаков предметов; описание действий предмета; противопоставления; сравнения; вопросы.)
– Как звали по отчеству героев из сказки “Дрозд Еремеевич”? (Лиса Романовна, Дрозд Еремеевич, Сорока Филипповна.)

                                             Шестая игра.

– Назовите автора, создавшего этих литературных героев: Игнат, Арапка, Белолобый. (Антон Павлович Чехов. “Белолобый”.)
– Как должна была явиться к царю дочь бедняка из сказки “Дочь-семилетка”?
 (Ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.)
– В одном известном вам произведении писатель описывает, как отец целился из ружья в сына. Как называется это произведение? Кто виновник события, описанного в произведении? (“Прыжок”. Виновник событий – обезьяна.)

                                             Седьмая игра.

– Назовите фамилию и псевдоним русского писателя, автора произведений “Приёмыш”, “Постойко” (Фамилия – Мамин, псевдоним – Сибиряк. Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк.)
– Назовите кличку коня Ильи Муромца. (Бурушка–Косматушка.)
– Назовите пять пословиц о труде.
(Пример: –Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.)
– Не даром говорят, что дело мастера боится.
– Не игла шьёт, а руки.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Терпенье и труд всё перетрут.

                                                      II тур (финальный)

                                                  Первая игра.

– Закончите предложение “Басня – это …” (Это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – это иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.)
– Назовите малые формы фольклора. (Загадка, пословица, скороговорка, потешка, считалка, песенка, шутка.)
– Какие 3 загадки царь – судья загадал богатому и бедному из сказки “Умная внучка”? (Что всего на свете сильней и быстрей? – Ветер. А что всего на свете жирней? – Земля. А что всего мягче и что всего милее? – Руки и сон.)

                                                Вторая игра.

– Закончи предложение “Сказка – это …” (Это устный рассказ о чём–то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.)
– Какая басня лишняя. “Лебедь, Рак и Щука”, Волк и Ягнёнок”, “Ворон и Лисица” (“Ворон и Лисица” – автор басни Эзоп, а автором остальных басен является – Крылов.)

                                              Блиц – задание.

Назовите известные вам скороговорки. (Команды называют скороговорки по очереди.)

                                                 Третья игра.

– Закончите предложение “ Присказка – это …” (Это шутливое вступление или концовка сказки.)
– Назовите известных вам баснописцев. (Эзоп, И.А. Крылов. А.Е. Измайлов. Л.Н. Толстой. С.В. Михалков. И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев.)
– Джон Чиарди в своём произведении рассказал о ящике, в котором находились две птицы. Какие это были птицы? (Рифмы.)

                                                Четвёртая игра.

– Закончи предложение “Мораль – это …” (Это нравоучение в басне.)
– Отгадай загадку. К какой группе загадок она относится? Какая обувь в огне изготовляется и с ног не снимается? (Подкова. Загадка – вопрос.)
– Каких животных Эрнест Сетон-Томпсон описывал так: “Эти маленькие животные имеют обыкновение усаживаться на задние лапы, выпрямившись и плотно сложив передние лапы на груди, благодаря чему издали их можно принять за торчащие из земли колышки.” ( Сумчатые крысы. Рассказ “Чинк”.)

Подводятся итоги игры, награждаются победители.

         

                                            Заключение

         Изучив педагогическую и учебно- методическую литературу по данной проблеме, мы можем сделать вывод о том, что с приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы, а в современных условиях это сделать всё гораздо сложнее. При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета.

         Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.

         Эффективность литературного образования   зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности на различных этапах учебной деятельности, будь то урок литературы, внеклассного чтения или внеклассной работы.  В реализации этой задачи во многом способствует содержание курса чтения для каждого класса, основой которого являются гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же организация внеклассной работы в школе.

         Как заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого  к литературе?

         Изучив эту проблему, мы убедились, что этому способствует разнообразие видов деятельности на разных этапах уроков, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач.

          

                                     

                                        Литература

  1. Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 2000.
  1. Бравиль В.А.  Международные интеллектуальные олимпиады. – М., 1999.
  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей:

      Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  5.  Волкова Т.А., Михайлова И.Д. Лицей. Литературный вечер // Литература

       в школе, 1998.

  6.  Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические

       рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Стефа», 2000.

   7. Жулий Т.Б. Методический КВН в системе профессиональной подготовки

       учителя-словесника // Русский язык в школе. 2001.

   8. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц,

       поговорок // Русский язык в школе. 1998.

   9. Зепалова Г.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 2001.

  10. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.,

        2000.

  11. Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: Союз, 1999.

  12. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //

        Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.:

        Просвещение, 2001.

   13.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1999.

   14.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение, 1998.

   15.Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения

        учеников с искусством. //Поиск новых путей. - М.: Просвещение, 1999.

   16.Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.:

        Просвещение, 2000.

   17.Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в

        школе. //  Методика преподавания литературы.– М.:

        Просвещение,2001.
  18.Методика преподавания литературы. В 2ч. - Ч.2.Внеклассная работа по

        литературе / Под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, - М.:

        Просвещение,Владос,2005.
   19.Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому

         воспитанию в школе. - М.: Просвещение, 1999.

   20.Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. – М.:

        Просвещение, 2001.

   21.Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. – М.,

         1998.

   22.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. – М.: Издательство

        АСТ, “Астрель”, “Олимп”. Организация внеклассной работы по

        русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр

        ВЛАДОС, 2000.

   23.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:

        Просвещение, 1999.

   24.Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний // Русский язык

         в школе. 2000. - № 6.

   25.Топольницкая Л.С. Детское словесное творчество // Русский язык в

        школе. 1999. - № 2.

   26.Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская! Сценарий

       литературного состязания по былинам // Литература в школе, 1997.

    27.Теплов Б.М. Способности и одаренность.— В кн.: Психология. М.,2000.

    28. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН // Русский язык в школе. 1997.

    29.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998.

    30.Щуркова Н.С. Собранье пёстрых дел. – М.: Новая школа, 1999.

    31.Янченко В.Д. Тематический вечер “Творческий союз А.С. Пушкина и

         В.И. Даля” // Русский язык в школе. 2001. - № 6.

    32.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание,

         1998.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование личности учащихся во внеклассной работе по литературе

Совершенствование личности учащегося во внеклассной работе по литературе через литературные встречи (литературно-художественные путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя)...

внеклассная работа по литературе

Повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение  кругозора знаний....

Виды и формы внеклассной работы по литературе

Сатья представялет собой рекомендации проведения литературно-музыкального вечера...

Внеклассная работа по литературе как средство формирования культурологической компетентности учащихся

Методический проект учителя раскрывает систему внеклассной работы по литературе в свете требований стандартов образования...

внеклассная работа по литературе в 8 классе

внеклассная работа по литературе в 8 классе...

внеклассная работа по литературе в 8 классе

внеклассная работа по литературе в 8 классе...

Обобщение опыта работы: "ЗА РАМКАМИ УРОКА: ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"

Обощение опыта внеклассной работы по литературе на базе школьного музея Сергея Есенина гимназии №69 г. Липецка....