Проект "Издательский дом"
статья по литературе на тему

Халимова Алсу Рикаильевна
Среди педагогических технологий в последние годы проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. В статье рассказывается о проекте «Издательский дом» как одном из средств повышения познавательной активности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izdatelskiy_dom.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Халимова Алсу Рикаильевна .

Проект «Издательский дом» как средство повышения познавательной  активности обучающихся на уроке литературы

 Аннотация.  Среди  педагогических технологий в последние годы проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.  В статье рассказывается о проекте «Издательский дом» как одном из средств повышения познавательной активности обучающихся.

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.   (Б.Шоу)

Современный урок литературы, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от привычного, так называемого, традиционного урока. Что же такое этот современный урок, как его выстроить, каким содержанием наполнить? Как сделать так, чтобы дети не просто «прошли» определённого поэта или писателя, а прожили, прочувствовали его творчество.

Большой интерес для меня представляет проектная технология, потому что она направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей, мышления. Участвуя в проекте, школьники реализовывают свои творческие возможности. Навыки и умения, полученные во время создания проекта, развивают деловые качества, которые в дальнейшем помогут стать им успешными в жизни и уверенными в себе людьми, быть духовно полноценными творческими личностями.  

 Метод проектов активно начинаю применять с 5 класса. Постепенно  ввожу  мини – проекты, краткосрочные  и  недельные  проекты. Пришла к выводу, что лучше  использовать  продукционный  проект  (учащиеся, сделав  что-то своими  руками,  будут  более  удовлетворены: в  наличии  есть  оценка  и  «вещь»)  или информационный  проект  (получить  информацию  в  наше  время  не  составляет  труда, остается  ее  только  преподнести  на  должном  уровне). Большой популярностью у моих учеников пользуется проект  «Издательский дом».  Возможность самим «создать» книгу нравится всем без исключения.

 Работа «Издательского дома» начинается  с «мастерской книгоиздания». Выясняем, какие знания необходимы, чтобы   издать книгу. Оказывается,  нужно хорошо знать «законы», по которым «строятся» книги. Сравнивая разные книги,  ребята узнают предназначение каждой части: обложки,  форзаца, титула, фронтисписа, оглавления, иллюстрации, аннотации, предисловия, послесловия. Создаём рабочие тетради издателя, где фиксируем термины, связанные с книгоиздательством.  Затем приступаем непосредственно к работе над проектом.  В 5 классе первым итогом  проекта «Издательский дом» было создание сборника « По дорогам сказок».  Дети работали над разными жанрами сказки.  

 Работа  над сборником проходила по следующим этапам:

  • Выдвижение идеи (организационный этап)
  • Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
  • Промежуточный контроль;
  • Презентация результатов проекта;
  • Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).

Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов. На этом этапе необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.   В начале работы учащиеся провели анкетирование среди учеников  нашей школы.  Оказалось, что современное молодое поколение не знает традиционные народные литературные жанры. Жанр волшебной сказки незаслуженно забыт, почти не развивается. Этого допустить нельзя.  Приняли решение попробовать создать свои сказки и  издать сборник.  

 Организационный этап важен ещё и тем, что на нём   формируются группы. Я  считаю, что  очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся.    В каждой группе выбирается ответственный редактор, корректор, оформитель, критик  (он отвечает за аннотацию, предисловие,  послесловие)

Каждой группе выдаются памятки « Правила успешной проектной деятельности»

1. В  группе нет командиров.  Все члены  группы  равны.

2. Группы не соревнуются.

3. Все члены  группы  должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Следующим этапом работы над проектом является  практическая деятельность учащихся в рамках проекта;

 На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.

Учащиеся  сочиняли сказки, выбирали лучшие. Работали над проектом обложки, продумывали  иллюстрации.  Конечно же, в 5 классе детям ещё очень трудно  создать масштабный проект, поэтому промежуточный контроль играет большую роль. Учитель на этом этапе координирует работу, обращает внимание на слабые стороны и оказывает посильную помощь.

Самым интересным, но в то же время самым трудным этапом является презентация  работ. Сборники были представлены на выставке. Кроме этого, школьники должны были защитить свой проект. Таким образом, выполнение задания требовало от учащихся не только знания текстового материала, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

После защиты сборников  каждый ученик оценивал  свою работу по трём основным направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;

 – как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;

 – что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

После  самооценки  дается время на обсуждение («черно-белое» оппонирование), в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение отводится 5 минут.

Под «черно-белым» оппонированием подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:

  • перечислить три наиболее сильные стороны представленного проекта;
  • перечислить один-два момента, требующих доработки;
  • внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);

 В 6 классе в рамках проекта «Издательский дом « ребята создавали поэтические сборники «Братья наши меньшие», в 8 классе сборники «Вокруг тебя мир» и «Строки, опалённые войной»

Результат использования метода проекта «Издательский дом» – создание внутренней мотивации к предмету. Углубление знаний и расширение диапазона умений учащихся. Этот вид деятельности вносит разнообразие в учебный процесс. Позволяет школьникам творчески подходить к изучению материала.

 

                                                   Литература

  1. Алмазова  И.Г. Проектирование  как  средство  социального  и  интеллектуального  творческого  саморазвития    субъектов  образования  // Начальная  школа.  2006. - № 7.
  2. Метод  проектов // Завуч. – 2004. - № 8
  3. Проектно – исследовательская  технология.  Теория  и  практика.- 2005.
  4. Пулина  А.А. Метод  проектов  в  практике современного  учителя. – НАТА.2000.