памятки
картотека по литературе на тему

памятки по чтению для работы  на уроках 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_po_chteniyu.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА №1

РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

  1. Назовите стихотворение и ее автора.
  2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
  3. Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картины к этому стихотворению. Какими отрывками можно подписать картинки?
  4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше представить себе природу и героев произведения?
  5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
  6. Что вам понравилось в стихотворении?
  7. Приготовьтесь к выразительному чтению:
  • Прочитайте в лицах;
  • Прочитайте по ролям;
  • Выберите темп чтения, определите общий тон чтения (ласково, тихо или громко, не спеша или быстро, таинственно, весело или грустно)

8. От имени кого написано стихотворение?

ПАМЯТКА № 2

РАБОТА НАД СКАЗКОЙ

  1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
  2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
  3. Кто в сказке действует, какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто – нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор сказки к своим героям?
  8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
  9. Какую пользу принесет сказка тем, кто ее прочитает?
  10. Чему сказка научит своих читателей?

ПАМЯТКА № 3

РАБОТА НАД РАССКАЗОМ

  1. Как называется рассказ? Кто его написал?
  2. Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается?
  3. Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?
  4. Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
  5. О чем вы думали, слушая рассказ?

Первичное чтение рассказа

  1. Какое название рассказа? Как вы думаете, о чем он расскажет?
  2. Кто автор рассказа? Какие еще произведения написал этот автор?
  3. Слушайте рассказ, запоминайте непонятные слова и выражения.
  4. Рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Составление плана по рассказу

  1. Послушайте рассказ.
  2. Разделите его на смысловые части.
  3. Найдите главное в каждой части.
  4. Назовите каждую часть (придумайте заголовок).
  5. Составьте план рассказа.
  6. Перескажите рассказ по плану.

ПАМЯТКА № 4

РАБОТА НАД БАСНЕЙ

  1. Как называется басня? Кто ее автор?
  2. Послушайте басню. Какие события в ней описываются?
  3. Кто действует в басне?
  4. Какими показаны герои басни? Как описывает их автор?
  5. Что осуждается в басне?
  6. Как автор относится к событиям, описанным в басне?
  7. Как он относится к действующим лицам?
  8. Что должен понять читатель из этой басни?

               

                         

ПАМЯТКА № 5

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

  1. Прочитай  сказку. Обрати  внимание  на  то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
  6. Какому герою ты больше всего  сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя

ПАМЯТКА № 6

ПРИЗНАКИ СКАЗКИ

1.Вид сказки

2.Зачин

3.Волшебные предметы

4.Сказочные слова и выражения

5.Троекратный повтор

6. Борьба добра и зла

7.Добро побеждает зло

8.Концовка

ПАМЯТКА № 7

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)

  1. Автор  книги.
  2. Название  книги.
  3. Перечисли  главных  героев. Какой  герой  любимый,  почему?
  4. Напиши,  какие  приключения  показались  тебе  самыми  интересными.
  5. Чему  научила  тебя  эта  книга?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)

  1. Автор  книги.
  2. Название  книги.
  3. Перечислить  главных  героев  с  кратким  пояснением,  кто  они.
  4. Краткий  пересказ  самых  захватывающих  моментов  книги.
  5. Чему  научила  тебя  эта  книга? О  чем  заставила  тебя  задуматься?

   

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.Автор

2.Название произведения

3.Жанр произведения

4.О чем этот текст?

5.Кто из героев понравился и почему

ПАМЯТКА № 8

ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ

1.Покажи книгу.

2.Назови автора, художника, издателей

3.Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)

4.Назови героев книги

5.Что происходит с героем (героями) книги?

6.Самое интересное – зачитай.

7.Вырази свое отношение к герою ( героям)

8.Понравилась тебе книга

ПАМЯТКА № 9

ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ

1.Фамилия, имя, отчество

2.Когда и сколько лет жил

3.Детство писателя

4.Где учился

5.О ком или о чем писал

6.Что ты читал из его произведений

7.Что тебе больше всего понравилось? Почему?

ПАМЯТКА № 10

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

  1. Расскажи  о  понравившемся  герое.

Начни так … Мне  очень  понравился( ась)… Мне  очень  запомнился(ась)… Мне  показался  интересным… Я  восхищаюсь… Мне  очень  не  понравился(ась)

  1. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения ).
  2. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер  героя?
  3. Перечисли основные черты характера  понравившегося  (непонравившегося)  героя.
  4. Расскажи  о  его  взаимоотношениях  с  другими  персонажами.
  5. Назови  героев  других  произведений,  которые  в  чем-то  схожи  с  этим  персонажем.
  6. Подумай  и  скажи,  в  чем  тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить  на  этого  героя?
  7. Вспомни,  какая  из  пословиц,  поговорок  и  крылатых  фраз  могла  бы  лучше  всего  передать  характер  этого  героя?
  8. Если  бы  ты  был  художником,  то  в  какой  момент  изобразил  бы  своего  любимого  героя,  какое  бы  у  него  было  выражение  лица,  как  бы  ты  его  одел,  что  было  бы  вокруг?

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Повествовательный жанр

  • Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

  • Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

  • Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

  • Повесть - литературное произведение описательно-повествовательного жанра.

Лирический жанр

  • Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.
  • Песня - стихотворение, предназначенное для пения.
  • Былина - русская песня, поэма о богатырях и народных героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним

будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....

Памятки по обучению оптимальному темпу чтения

Эти памятки разработаны  мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному  темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...

КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...