«СГОРАЯ ПЛАМЕНЕМ ЛЮБВИ»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цель: Познакомить учащихся с лирикой А.С.Пушкина;

            Рассмотреть через его лирические произведения образы любимых женщин;

            Привить любовь детей к произведениям А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_vecher.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Красноключинская ООШ

Байкалова М.Г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР  «СГОРАЯ ПЛАМЕНЕМ ЛЮБВИ»

Цель: Познакомить учащихся с лирикой А.С.Пушкина;

            Рассмотреть через его лирические произведения образы любимых женщин;

            Привить любовь детей к произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование: интерактивная доска, фонограмм, портреты любимых женщин А.С. Пушкина, портреты А.С.Пушкина.

            Учитель:  Среди высоких и прекрасных талантов, которыми сталь щедро был наделен А.С.Пушкин, был один, особый – талант любви. Любовные стихи Пушкина многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от легкой, порой шутливой влюбленности до всесжигающей страсти. Они посвящены женщинам, которыми Пушкин, как «все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался.

          Судьбы этих женщин и их взаимоотношения с Пушкиным интересны именно потому, что рассказ о них позволяет лучше понять, почувствовать светлую пушкинскую лирику и личность самого поэта.

           Перелистаем несколько страниц «биографии сердца» поэта. Первая любовь… Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы.

         Учитель: Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась «царицей бала».

           Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи». (слайд 1)

          Учитель: Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую платоническую любовь и, лишь оставшись один «в лицейской келье», давал волю чувствам на страницах дневника.

          Учитель:  О, милая, повсюду ты со мной!

                             Но я уныл и втайне я грущу!

          На протяжении всего 1826 г. Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с «бакунинским мотивом» - своего рода энциклопедия юной любви.

           Ведущая: Наверное, под впечатлением свидания, отмеченного душевной

взаимностью, родились эти вдохновенные строки:

                Здесь ею счастлив был я раз,

                В восторге сладостном погас.

                И время самое для нас

                Остановилось на минуту!

          Ведущий: А вот совсем иные размышления… Они навеяны отъездом Катеньки из Царского села.

           Чтец: Уж нет ее… я был у берегов,  

           Где милая ходила  в вечер ясный;

           На берегу, на зелени лугов  

           Я не нашел чуть видимых следов,

           Оставленных ногой ее прекрасной.  

           Задумчиво бродя в глуши лесов,

           Произносил я имя несравненной;

          Я звал ее – и глас уединенный

           Пустых долин позвал ее в дали.  

           К ручью пришел, мечтами привлеченный;

           Его струи медлительно текли,  

           Не трепетал в них образ незабвенный.

          Учитель: Перед вами – «негоциантка молодая», жена одесского купца Амалия Ризнич. Портрет полностью соответствует характеристике, которую дал прекрасной иностранке профессор Ришельевского лицея К.П.Зеленицкий: «Высокая, стройная красавица с пламенными глазами, удивительной белизны, формы шеей и с черной косою более двух аршин длиною».

          Учитель: Ее эксцентричность манер, оригинальность одежды (Амалия любила щеголять в костюме для верховой езды), неутомимость в развлечениях в сочетании с яркой красотой и редким обаянием привлекли к очароватльной сирене согм поклонников.

          Учитель: Недолгое, но яркое увлечение вдохновило поэта на многие лирические произведения. Мечтая о близости этой женщины, поэт пишет трогающее нежностью,

Романтичностью чувства стихотворение «Ночь». 1823 г.

Чтение стихотворения «Ночь».

         Недолго прожила Амалия в Одессе. В начале 1824 г., заболев чахоткой, она уехала в Италию, где скончалась в 1825 г. В 1830 г. Пушкин вспоминает их мучительное расставание, надежды на новую встречу. Тень умершей возлюбленной еще долго будет витать над поэтом.

         Фонограмма  романса А.П.Бородина «Для берегов отчизны дальней».

         Учитель: Жена одесского генерал-губернатора Елизавета Ксаверьевна Воронцова была, по свидетельству писателя В.А.Сологуба, «одной из совершеннейших» женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным изяществом, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, и многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову…»

          Большая и длительная сердечная привязанность поэта запечатлена во многих стихах: «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман», «Прощанье», «Уезжая из Одессы», «В далекий северный уезд», Пушкин получил от возлюбленной перстень-талисман, которым очень дорожил.

          Чтец: «Талисман» 1826 г.

          Учитель: «Память» о царице полуденной Тавриды еще долго преследовала поэта в новом изгнанье – в родном именье Михайловском. От любимой женщины изредка приходили письма с заветной печатью, письма, которые он должен был сжигать, оберегая честь графини. В стихотворении «Сожженное письмо», удивительно точно, поэтично рассказано, как превращаются в пепел листы, принесшие столько радости одинокому поэту.

          Чтец: «Сожженное письмо» 1825 г.

          Красавица выделялась, кроме того, блистательным и игривым умом и особенно любовью ко всему изящному. Пушкин увлекся ею бурно и мучительно, о чем свидетельствуют не только прекрасные стихи «Ее глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и ивы», «Не пой, красавица», но и рисунки профиля Аннет на полях рукописи поэмы «Полтава» и надписи «А.О.., Аннете Олениной» и даже « Аннете Пушкиной»; недвусмысленно свидетельствующие о желании Пушкина связать с ней свою судьбу.

        Учитель: Предложение поэта было отклонено. Сыграли свою роль и равнодушие самолюбивой, избалованной девушки, и репутация Пушкина как политически неблагонадежного человек, и, наконец, мнения семьи Олениных: «Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и не был богат».

         Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения.

        Чтец: Стихотворения «Я вас любил…» 1829 г.

        Учитель: От плена изящной Олениной поэта избавила юная Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой. Время идет. Приходят новые увлечения. Но образ Воронцовой, воспоминания о ней порой воскресают в поэте с пронзительной силой. И лишь осенью 1830 года, готовясь к браку, он навсегда простился с графиней, посвятив ей стихотворение «Прощанье».

        Ученик:  Стихотворения «Прощанье».

        Учитель. В Михайловском Пушкин создал одно из лучших своих произведений- послание к Анне Петровне Керн. Переложенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой, очарованного дочерью Анны Петровной, стихотворение превратилось в романс- восторженный , «сладостный гимн любви».

Фонограмма романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье».

       Учитель. Музыка М.И. Глинки еще сильней оттенила пленительностью этого стихотворения, выделяющегося особенной страсти, целомудренное восхищение и горькое раздумье, и радость творческого вдохновения поэта.

       Учитель. Вырвавшись осенью 1826 г. из Михайловского заточения, поэт тепло был в просвещенной семье президента Академии художеств А.Н.Оленина, где царила живая и обаятельная Аннет.

       Учитель. По свидетельству современников Анна Алексеевна в то время была назначена фрейлиной к императрицам: при дворе считалась одной из выдающихся .

        Учитель: «Когда я увидел ее, - писал Пушкин в апреле 1830 г., своей будущей теще, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности, на мгновение свел меня  с ума; в ту же ночь я уехал в армию…» Неувядаемого очарования полно кавказское стихотворение, навеянное вспыхнувшей любовью к Натали Гончаровой.

       Учитель: Пушкин боролся за свое счастье и победил. «Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось», - пишет поэт своему другу Плетневу вскоре после свадьбы. Какой заботливостью, сдержанной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям!

   Чтец: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу!» «не можешь вообразить, какая тоска без тебя!»

   Чтец: «Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь». «Что-то моя беззубая Пускина? Уж ти мне зубы! А каков Сашка

рыжий? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него. Машку, Сашку рыжего и тебя целую и крещу».

   Чтец: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица».

         Учитель: В письмах и лирике Пушкина тонко вырисовывается портрет горячо любимой жены.

   Чтение стихотворения «Мадонна» 1830г.

        Учитель: Любовь  к поэзии А.С.Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она – дар жизни. Любимая представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец».

   Учитель: Я думаю, что познакомившись с любовной лирикой А.С.Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г.Белинского: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

   Учитель: Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.

                               ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Друзья Пушкина. Т.1., 2, М., 1984.
  2. Муза Е.В. «И образ незабвенный…» М, 1974.
  3. Ободовская И.М., Дементьев М.А. Вокруг Пушкин. М., 1978.
  4. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1988.
  5. Цявловская Т.Г. «Храни меня, мой талисман…». Прометей. 1975. № 10. с.12-32
  6. Аксенова И.Н., А.И.Крюкова. с.51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не сгореть на работе, или Правила, которые помогут остаться живым

Эти правила из: Педагогический университет «Первое сентября» Н.Г. Осухова Профессиональное выгорание,или Как сохранить здоровье и не «сгореть»на работе....

Как не сгореть на работе

Памятка для педагогов для профилактики эмоционального выгорания...

Синдром эмоционального выгорания. Как не сгореть на работе.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно при­знаться самому себе: «Я страдаю эмоциональным выгоранием». Так что же это такое ...

Способы саморегуляции или как жить полной жизнью и не "сгореть" на работе.

Для того, чтобы синдром эмоционального выгорания не преследовал педагогов в школе, необходимо освоить несколько простых техник по саморегуляции своей эмоциональной сферы. Каждый человек индивидуален, ...

Вебинар: «НЕ СГОРЕТЬ КАК СПИЧКА: УЧИТЕЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»

Дорогие коллеги, учителя! Я, Елена Надеева, совместно с проектом ОЛИМП УСПЕХ, приглашаю вас принять участие в моем вебинаре «НЕ СГОРЕТЬ КАК СПИЧКА: УЧИТЕЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ». Он ...

Психологическая поддержка педагогов "Давайте учиться не сгорать".

одной из серьезныхпроблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов. У людей заметно снижается энтузиазм в работе,пропадает блеск в глазах, нарастают нигативизм и усталость. Мы...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует ...