«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Дегтярева Наталья Александровна

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разобраться в проблеме веры, понимании правды, углубить знания и представления учащихся о социальном конфликте.

Ход урока.

I.                   Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания:

·        Определить романтические черты в обрисовке характеров босяков.(горды, смелы, ненавидят хозяев, хранят человеческое достоинство, тоскуют по лучшей жизни).

·        В чем суть противоречий героев-бродяг, героев босяков? (ценность этих людей как личностей и их социальная беспомощность)

                 2. Дать общую характеристику ранних романтических произведений А.М.Горького.

                 3. Анализ выполнения индивидуальных заданий ранее названным учеником. Замечания,дополнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass_gorkiy_na_dne.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Тема: «Философская проблематика пьесы «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разобраться в проблеме веры, понимании правды, углубить знания и представления учащихся о социальном конфликте.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания:

  • Определить романтические черты в обрисовке характеров босяков.(горды, смелы, ненавидят хозяев, хранят человеческое достоинство, тоскуют по лучшей жизни).
  • В чем суть противоречий героев-бродяг, героев босяков? (ценность этих людей как личностей и их социальная беспомощность)

                 2. Дать общую характеристику ранних романтических произведений А.М.Горького.

                 3. Анализ выполнения индивидуальных заданий ранее названным учеником. Замечания,дополнения.

II. Переход к основной части урока.

1.Выступление учащихся с сообщением об особенностях произведений, написанных для постановки на сцене.

2.Слово учителя.

Пьеса «на дне» была написана и поставлена на сцене Художественного театра в 1902 году. Она обошла лучшие театры мира. Вспоминая день ее первой постановки, выдающийся актер В.Качалов писал: «…зрительным залом пьеса принималась бурно и восторженно… Шумным овациям и вызовам, казалось, не будет конца- по адресу исполнителей, режиссеров К.С.Станиславского и В.Н. Немировича-Данченко и особенно автора. Он выходил на сцену немного сконфужен, с папироской в зубах и не кланялся публике, а только смущенно и в то же время лукаво-весело и вызывающе смотрел в зрительный зал.»

Такое восторженно отношение к пьесе вполне объяснимо. Во-первых, она была написана и поставлена на сцене в годы предреволюционной ситуации, поэтому воспринималась как пьеса-буревестник. Во-вторых, при всей ее очевидной революционной направленности она отличается глубоким идейно-философским содержанием. Замысел Горького не сводился к задаче изображения людей «дна», искалеченных общественным строем. Этот обличительный план очевиден, но вместе с тем пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

Приход Горького в драматургию не был случайным. Испробовать свои силы в этом виде творчества его уговаривал А.П.Чехов, и горьковская драматургическая манера весьма близка чеховской. В 1898 году в рассказе Крыжовник» Чехов  с гневом и возмущением писал о жизни провинциального города, где царят «наглость и праздность сильных, невежество слабых» и где в то же время так много «довольных, счастливых людей»: из «пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился». Горький разделял это гнев и это презрение, но он видел, что мертвый застой начинает нарушаться, что почва под ногами «сильных» заколебалась.

Говоря о горьковской драматургии, необходимо помнить, что драматургия сама по себе невозможна без действия, а действие невозможно без конфликта, без столкновения. Читатель, зритель должен постоянно задумываться над характером действия, который менялся, приобретая новые черты, на протяжении разных эпох. Так в эпоху античности действие строилось на столкновениях человека и Бога. Во времена Шекспира –судьбы людей стали определяться силами, заложенными в самих людях, в их характере, разуме, страстях. В 19 веке основу драматургического конфликта составляла борьба человека со средой. Изображение взаимоотношений человека со средой явилось замечательным вкладом в искусство, изменившем все его виды и роды. Художественные открытия, сделанные на этом пути в драматургии , привели к рождению такого своеобразного явления, как пьесы  А.П.Чехова -пьесы о жизни, которая кажется совершенно неподвижной, застойной, лишенной значительных столкновений, но которая таит за этой неподвижностью, за поражением без битв- таит в своем 2подводном течении», в глубинных пластах духовного мира людей- острейший, напряженный драматизм.

III.Работа над анализом пьесы «На дне».

1.Лексическое значение слова «дно» (по словарю Ожегова)

-почва под водой водоема;

-нижняя часть углубления, выемка;

-среда опустившихся людей.

2.Социальный конфликт в пьесе.

- Почему А.М.Горький назвал свою пьесу «На дне?»

-Анализ обстановки, в которой происходит действие. (учащиеся перечитывают ремарку к 1 акту)

-Как вы оцениваете бытовые условия, в которых находятся люди?

-Возможно ли, чтобы по своей воле человек оказался в таких условиях?

-На какие две группы вы бы разделили действующих лиц пьесы? (ночлежники и хозяева)

-В каких отношениях находятся ночлежники и хозяева?

-Обрисуйте портрет и характер Костылева и его жены Василисы. Кого из героев литературы 19 века напоминает Костылев?

-Представьте путь героев пьесы на дно. Каковы их жизненные позиции?

Учитель: Итак, на «дне жизни», показанном Горьким собирается пестрая компания людей, обездоленных, отвергнутых и искалеченных буржуазным обществом. Тут и трудолюбивый слесарь Клещ, мечтающий путем упорного труда вернуться к нормальному существованию; и философствующий протестант Сатин, и равнодушные Бубнов и Барон; тут и проститутка Настя, лелеющая мечту о благородной любви; тут и Васька Пепел- сильная натура среди «обломков жизни»

Почти все отверженные то надеются выкарабкаться со дна жизни, то предаются полному отчаянию. Всей логикой пьесы Горький ставит вопрос: что нужнее этим людям- правда, понимание того, почему они очутились на «дне жизни», или же угнетательство, которое скроет от них правду, примирит их  с жалким существованием, лишит их в конечном счете всяких средств борьбы с социальным злом.

-Какое место в системе персонажей занимает Лука? Опишите его портрет, охарактеризуйте особенности речи, дайте его сюжетную характеристику.

Но что собой представляет гуманизм Луки?

( После обсуждения запись: «Лука-скептик. Для него нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей. («Во что веришь, то и есть»). У Луки нет еры в человека; для него все люди равно ничтожны, слабы, жалки, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне все равно!- Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха-не плоха:все черненькие, все-прыгают…» Тайное убеждение Луки-реальное положение человека изменить нельзя; можно изменить отношение к себе и к окружающему, изменить его сознание, самочувствие, примирить его с жизнью; этому и служит утещающая ложь, к которой он прибегает.»)

-Кто из обитателей ночлежки особо откликается на утешение Луки? К чему привела ночлежников проповедь Луки?

-Авторская позиция по отношению к Луке?

-Лука и Сатин. Правда Сатина и правда Луки.

- Представления Сатина о человеке и его жизненная позиция.

Сообщение учащегося: «Монолог Сатина и поэма Горького «Человек». Зарождение новой концепции личности. Позиция Горького в философском споре героев.»

IV.Домашнее задание: Размышление на тему: «В чем я вижу современность пьесы «На дне?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философско-этическая проблематика пьесы "На дне"

Проблематика пьесы М.Горького "На дне". Правда мечты и правда реальности. Спор о человеке....

Раздаточный материал к уроку литературы "Развитие социального и любовного конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Раздаточный материал представляет собой план-опрос по тексту комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Предложенные вопросы помогут учащимся проанализировать основные моменты комедии, сделать итоговые в...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

Проблематика и конфликт пьесы М. Горького "На дне"

Вводный урок по пьесе М. Горького "На дне"...

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Презентация предназначена для обучающихся 11 класса....