Конференция по творчеству И.С. Тургенева "Народ: от поэзии к правде"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Минушкина Татьяна Владимировна

Конференция по произведениям И.С. Тургенева "Народ: от поэзии к правде". 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Народ: от поэзии к правде».

Задачи: научить слушать и слышать художественное слово, анализировать текст; определять специфику творческой манеры писателя в создании художественных образов; осмысливать текст как самостоятельную культурную единицу; размышлять над содержанием художественного произведения, выражать и аргументировать своё мнение.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка книг, рисунков.

Ход конференции

I. Вступительное слово.

-        Здравствуйте, ребята. Мы проводим читательскую конференцию на
тему: «Народ: от поэзии к правде». И разговор пойдёт о творчестве великого писателя XIX века, нашего земляка Ивана Сергеевича Тургенева. В центре нашего внимания цикл очерков «Записки охотника», и ещё мы коснёмся уже изученного романа «Отцы и дети».

Сама форма организации предполагает обсуждение прочитанных произведений по заранее намеченным вопросам. Вот эти вопросы.

Вопросы

  1. История создания цикла «Записки охотника».
  2. Своеобразие цикла «Записки охотника».
  3. Художественный переворот в решении темы народа.
  4. Тема одарённости простого народа.
  5. Образы крестьян в цикле «Записки охотника»:

A)        Хорь;

Б) Калиныч;

B)        Лукерья.

  1. Антикрепостнический пафос и гражданская позиция народа.
  2. Тема родной природы в произведениях И.С.Тургенева:

А) в цикле «Записки охотника»;

Б) в романе «Отцы и дети».

-        Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы ещё раз окунуться в неповторимый, манящий, с детства знакомый, но так до конца и не разгаданный мир произведений И.С.Тургенева. Эта фамилия известна каждому уважающему себя человеку. Вряд ли найдётся среди присутствующих тот, кому не знакомо стихотворение в прозе «Русский язык» или небольшая книга очерков «Записки охотника». По мнению некоторых писателей и исследователей, это одна из самых удивительных книг в русской литературе. Иван Александрович Гончаров, ставивший «Записки охотника» выше всего, написанного Тургеневым, метко назвал автора книги «трубадуром... странствующим с ружьем и лирой» по родной стране. Действительно, при чтении «Записок» отмечаешь про себя, как писатель за внешними, социальными формами жизни улавливает глубинный, потаенный смысл народного бытия, его поэтического сознания.

II. Обсуждение заявленных вопросов.

-        А ведь этой книги могло и не быть, как и многих других произведений нашего великого земляка. Давайте немного подробнее остановимся на истории создания цикла «Записки охотника».

Выступления учащихся.

1 (а). Из истории создания цикла «Записки охотника».

Дело в том, что в конце 1846 года, задумав расстаться с литературной деятельностью, Иван Сергеевич Тургенев, автор ряда интересных, но недостаточно в то время оригинальных поэм и рассказов, отдает как бы «на прощание» небольшой очерк о дружбе двух крестьян-простолюдинов в заново издаваемый (под редакцией Н. А. Некрасова и И. И. Панаева) журнал «Современник». Очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч», появился в первом номере журнала за 1847 год в разделе «Смесь». В таких разделах обычно печатали статьи на естественно-географические, экономические и этнографические темы. В редакции затруднялись определить жанр присланной работы Тургенева и решили снабдить ее подзаголовком: «Из записок охотника». Когда же книжки первого номера «Современника» дошли до читателя, случилось нечто неожиданное: все заговорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора. Каждый стремился узнать, кто скрывается под инициалами Т.Л. (Тургенев-Лутовинов).

Этот непредполагаемый успех возвратил Тургенева к литературе, побудив его работать над очерками и дальше.

1 (б). Из истории создания цикла «Записки охотника».

Друзья говорили, что он напал на свой истинный род, на свою дорогу. И вот в течение 5 лет, с 1847 по 1851 год, Тургенев создает еще более двадцати очерков. В 1852 году, объединенные общим названием, «Записки охотника» вышли отдельной книгой, обеспечив автору широчайшую известность. Очень скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкий языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая свое совершенно неповторимое лицо. «Ваши крестьяне,сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Занд,Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефностью... Ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы».

Успех последующих произведений Тургенева, в частности романов, никогда не заслонял значительность «Записок охотника». Не случайно поэтому писатель возвратился к этой книге уже в последние годы своей жизни, добавив еще три рассказа, и теперь в составе «Записок охотника» двадцать пять очерков, каждый из которых обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скрепленный позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.

- Книга, действительно, неповторима. Она поражает своей цельностью. Но что же объединяет такие разные и не первый взгляд не имеющие ничего общего рассказы? В чём своеобразие цикла «Записки охотника»? Выступление учащегося.

2.   Своеобразие цикла «Записки охотника».

Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и повествует об увиденном с той художественной непосредственностью, какая свойственна лишь произведениям, созданным на основе личных впечатлений. В книге множество действующих лиц, большое количество диалогов, сцен, масса житейских историй, бытовых случаев. Они не имеют внешней композиционной связи, тем не менее книга оставляет впечатление тонко спаянного единства, скрепленного не только образом рассказчика, но и общим настроением, идейным пафосом произведения.

«Записки охотника» образуют нерасчлененный цикл, хотя есть рассказы, содержание которых, на первый взгляд, мало связано с охотой и путешествиями рассказчика. «Гамлет Щигровского уезда, к примеру. Но, как это часто бывает при чтении и перечитывании     прозы     И.     С.     Тургенева, убеждаешься,   что   художественная мысль писателя пролегает по рисунку продуманному и стройному. Меняется лишь «глубина залегания» ее, требующая той меры читательской проникновенности, которой и заслуживает классическая проза.

В каждом из рассказов «Записок» есть та неповторимость речи и смысла, которая делает его (рассказ) законченным и прекрасным в своей отдельности, отъединенности. Но, любуясь матовой белизной крупной жемчужины, взволнованно постигая смысл волшебного свечения ее, мы все же помним о том, что красота жемчужной нити есть та завершенность неведомого нам и прекрасного замысла, в котором нет, не может и не должно быть видимого истока и предела.

- Какая замечательная метафора - жемчужная нить - прозвучала в выступлении. Ведь, действительно, очень ёмкое образное сравнение цикла рассказов с драгоценным ожерельем. Каждый очерк хорош сам по себе, но все они вместе создают тот неповторимый образ родины, России, по которому так тосковал Тургенев во время жизни за границей.

Острая боль звучит во многих рассказах цикла. Эта боль связана с переживаниями автора из-за бедственного положения простого народа, из-за чудовищной несправедливости – крепостного права – которое отбрасывало Россию далеко назад по сравнению с европейскими странами. Тургенев не просто выступает против крепостничества, он показывает поэтическую мощь и нравственную чистоту России народной. Уже после выхода в свет первого очерка «Хорь и Калиныч» Белинский писал: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».

Что же необычно в Тургеневском цикле? Что позволяет нам говорить о перевороте в художественном решении темы народа?

Выступление учащегося.

3.   Переворот в художественном решении темы народа.

Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев «почву, хранящую жизненные соки всякого развития», а значение личности «государственного человека». Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. «Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с «толстовской» меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: «мыслью народной» выверяется здесь жизнеспособность или никчемность «верхов». От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности.

В «Записках охотника» захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая — с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам — «мертвому» или «живому».

- Не случайно предпочтение Тургенев отдаёт простым крепостным, а помещики уходят на второй план. Это связано с нравственной чистотой России народной, её талантливостью. Давайте обратимся к теме одарённости простого народа.

4.   Тема одарённости простого народа.

Нарастает в книге тема музыкальной одаренности, русского народа. Впервые она заявляет о себе в «Хоре и Калиныче» — поэтическом «зерне» «Записок охотника»: поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. «Золото сердца народного раскрыто Тургеневым и в других рассказах и очерках: «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Свидание». Причем каждый последующий рассказ не повторяет, а углубляет и расширяет представления читателей о свойствах народного характера. В финале очерка «Малиновая вода» песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Кульминационным, пожалуй, является рассказ «Певцы». Здесь рисуется состязание двух певцов из народа: Якова-Турка и рядчика из Жиздры. Песня Якова Турка в «Певцах» «не одна во поле дороженька пролегла» собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену — детишек из «Бежина луга». Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где «живет человек в довольстве и справедливости», зовет героев протяжная русская песня Якова: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным, и необозримо широким., словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Известно, что искусство народа — это его душа, сильная, удалая и страстная, она как раз и вылилась в пении Якова.

- Да, действительно, подлинное искусство объединяет и очищает людей. И, забитые жизнью, крестьяне раскрываются именно через пение, через общение с природой, через единение с миром и средой. За неприглядной внешностью, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по своей сути качества. Тургенев не просто «описывает» крестьян, рассказывает о них, воспроизводит их речь, «характеризует» поступки и т. д., но как бы заглядывает им в души, чтобы там увидеть нечто сокровенное и таким способом поведать о многих благодатных свойствах народа. И оказалось, что «мужик» - это действительно человек, а не забитое существо. Часто — больше человек, нежели «раб бессловесный», и притом прекрасный человек, обладающий верным пониманием сущего, каким не обладают порою и образованные люди из привилегированных сословий.

При этом Тургенев не идеализирует крестьян — в них есть, как показывает автор, и беспечность, смешанная нередко с «бестолковостью», и раболепие; часто бывают они склонны к выпивкам, суеверны, «темны». Но все это, если внимательно присмотреться,— общий результат их тяжелой жизни. Тем удивительнее, что при таких условиях многие крестьяне не утратили ни здравомыслия, ни достоинства, ни (как это ни странно) веры в лучшее, хотя и не знали, в чем оно должно заключаться.

Перед нами проходит целая вереница людей из народа. Знакомясь с ними, мы постигаем самую суть нашей народности, вне которой ничего не может быть хорошего и в жизни привилегированных сословий. Чтобы сделать наш разговор более предметным, обратимся к некоторым образам крестьян в цикле «Записки охотника».

Выступления учащихся.

5 (а). Образы крестьян в цикле «Записки охотника». Хорь.

Одним из таких образов является практичный Хорь, «административная голова», по характеристике автора (данное выражение в тексте употреблено в положительном смысле). Хорь насквозь видит своего барина (помещика Полутыкина). Хорь платит ему сто рублей в год, во всем остальном сам себе голова. У него добротный дом, справное хозяйство, сыновья смотрят открыто, с чуть упрятанной усмешкой – признак собственного достоинства. И невольно напрашивается мысль: если отдельные мужики в рамках крепостной системы сумели стать на ноги, то как бы развернулся народ, если бы оказался свободным, получив волю и почувствовав себя хозяином? Недаром автор сравнивает Хоря с Петром Великим, человеком «русским,— как замечает рассказчик,— по своим преобразованиям», смелости в обновлении жизни.

5 (б). Образы крестьян в цикле «Записки охотника». Калиныч.

А друг Хоря Калиныч - идеалист, романтик, нежная и возвышенная душа. Хозяйства у Калиныча нет, и не потому, что ленив. Отнюдь! А потому, во-первых, что барин «отрывает» всякий раз его на охоту в качестве «знатока» необходимых для отстрела мест. Главное же — потому, что сам тяготеет больше к природе, ему необходимо постоянное движение, постоянное общение с природой.

Влюбленность в природу, отношение к ней как к живой стихии наделило Калиныча бесценным даром - душевной теплотой, отзывчивостью. Он идет к своему другу Хорю с пучком полевой клубники - своеобразный символ дружеской ласки, привязанности и деликатности.

Речь Калиныча певуча, глаза имеют кроткое выражение, с ним приятно находиться. Рядом с ним человек как бы отдыхает душой. Калиныч, к тому же, и художник, артист: поет, играет на балалайке, немудряще, конечно, но с чувством.

5 (в). Образы крестьян в цикле «Записки охотника». Лукерья.

Рядом с Калинычем можно поставить и образ Лукерьи из рассказа «Живые мощи», который обычно рассматривается как пример долготерпения русского человека, его способности вынести любые тяготы, притом в экстремальных условиях. Крестьянская девушка, иссохшая от долгой болезни, семь лет лежит в одиночестве в заброшенном сарае. А кажется, что она лежит посреди самой земли, простив всех и за все, чистая и безгрешная, как осеннее небо над ней. О боге она говорит так: «Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест – значит, он меня любит».

В жизни Лукерьи есть высокая мера сосредоточенности природного существа, более близкого к растениям и животным, чем к людям. В то же время именно поэтому в ее жизни есть особая полнота, избыточная содержательность бытия, когда все сущее словно пересеклось в душе и вместилось в ней.

Будучи совершенно одинокой, Лукерья вместе с тем «посреди» живой жизни. Она слышит, как роется в земле крот, различает все, далее самые слабые запахи, ее не боятся животные и птицы. Природа словно впустила Лукерью в свои недоступные обыкновенному человеку пределы, дала возможность постичь непостижимое и ценой высшей сосредоточенности оплатить уникальную полноту бытия: «Вы вот не поверите — а лежу я иногда так-то одна... и словно никого в целом свете, кроме меня, нету. Только одна я — живая!»

Лукерья почувствовала свою причастность к божьему откровению — и это наделило ее такой внутренней силою, какая далеко не всегда обнаруживается у людей в обычных условиях. Убежденность Лукерьи в том, что ее крест — залог благодатной любви Бога, позволяет ей обрести гармонию, единение с миром и средой. Оттого она вовсе не чувствует себя несчастной («многим хуже бывает», - говорит она, хотя, казалось бы,— куда еще хуже?).

Во всем этом следует видеть мужество необычайное, стойкость русской души.

- Сегодня мы уже говорили об отношении Тургенева к помещикам и крестьянам. А. И. Герцен писал, что «Записки охотника» явились поэтически написанным обвинительным актом, крепостничеству! Да и сам Тургенев признавался, что главным врагом его было «крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца - с чем поклялся никогда не примиряться...».

Как же проявляется антикрепостнический пафос и гражданская позиция народа в «Записках охотника»?

Выступление учащегося.

6 (а).   Антикрепостнический пафос и гражданская позиция народа.

Всегда считалось, что содержание «Записок охотника» связано с осуждением крепостного права. Это действительно так. Писатель дал «аннибаловскую клятву» никогда не примиряться с крепостными порядками, бороться с ними всеми средствами, в том числе средствами художественной литературы. «Записки охотника» как никакое другое произведение Тургенева подтверждают серьезность его намерений, верность клятве, данной еще в молодости. «Батальным огнем» по крепостничеству называл И. С. Аксаков «Записки охотника». А правительство, усмотрев в книге Тургенева недозволенный выпад против существующего порядка, решило даже выслать писателя, правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.

Такова политическая подоплека «Записок охотника». Их антикрепостническая направленность более чем очевидна. Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается ещё и в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

6 (б).   Антикрепостнический пафос и гражданская позиция народа.

«Записки охотника» - в первую очередь книга о народе и его противоестественном закрепощено-рабском состоянии. Но книга Тургенева интересна сейчас не только и даже не столько своей антикрепостнической направленностью, сколько глубокой постановкой вопроса о сущности народа, его возможностях, свойствах, задачах, так и не раскрывшихся в чем-то до конца и по сей день. В наши дни. когда обострилось внимание к историческим судьбам народа, когда стала очевидной зависимость социального фактора от психологии и усилий каждого человека, книга Тургенева обретает новое звучание

Как ни восхищён Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно тревожит писателя в повестях «Муму» и «Постоялый двор». Здесь в гражданской незрелости народа он видит уже «трагическую судьбу племени» у него появляются сомнения в народе как творческой силе истории.

- В «Записках охотника» неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.

Но есть в этой книге, да и во всех произведениях нашего автора то, что объединяет всех людей - это тема природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её'...» - писал И.С. Тургенев. Природа не просто постоянно сопровождает человека   она олицетворение могучих сил жизни.

Обратимся к страницам тургеневских произведений, где поднимается тема родной природы.

Выступления учащихся.

7 (а). Тема родной природы в произведениях И.С.Тургенева. «Записки охотника».

В «Записках охотника» есть чрезвычайно важный художественный компонент — природа. Здесь Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя, для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей. Вспомним, например, как тонко подчеркнута печаль девушки, можно сказать, трагедия Акулины в рассказе «Свидание».

Нежно любящая Акулина приходит в рощу для свидания с избалованным барским камердинером и узнает, что он уезжает со своим господином в Париж, покидая ее, в сущности, навсегда. Природа здесь — тонкий, лирический комментарий к тягостному, безысходному состоянию девушки: «Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу через желтое, высохшее жнивье; торопливо вздымаясь перед ним, стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки, маленькие покоробленные листья». «Маленькие покоробленные листья» - это своеобразный аналог к душевным переживаниям Акулины. А начинался рассказ с описания стройных молодых березок, которым под стать это милое нежное существо.

Пейзаж в «Записках охотника» это не только способ углубления психологической характеристики героя, не только фрагмент, усиливающий лиризм повествования, но и нечто большее. Пейзаж в «Записках охотника» — это еще и цельный, самостоятельный образ родины, образ России.

7(6). Тема родной природы в произведениях И.С.Тургенева. «Записки охотника».

Живой, целостный образ народной России увеличивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне природы», а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. В «Бежином луге» тайная и самостоятельная жизнь природы постигается рассказчиком в ее космической одухотворенности: «Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег времени...» Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Живая Россия в «Записках охотника» движется, дышит, развивается и растет. О близости Калиныча к природе говорится немного. В Ермолае она уже наглядно изображается. А в Касьяне «природность» не только достигает полноты, но и одухотворяется высоким нравственным чувством.

- А в других произведениях Тургенева природа тоже занимает достойное место? Вот, например, критик М.А. Антонович в статье «Асмодей нашего времени» писал: «Вообще в художественном отношении роман совершенно неудовлетворителен, чтобы не сказать более из уважения к таланту г. Тургенева, к его прежним, заслугам и к его многочисленным, почитателям... Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении... в новом произведении г. Тургенева нет... психологического анализа... нет художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться... В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимания на природу». Можно ли согласиться с этими словами?

7 (в). Тема родной природы в произведениях И.С.Тургенева. «Отцы и дети».

Я считаю, что это совершенно неправильно. Скорее можно согласиться с мнением другого критика Н.Н. Страхова: «Не будем говорить здесь об описании природы, той русской природы, которую так трудно описывать и на описание которой Тургенев такой мастер. В новом романе он таков же, как и прежде. Небо, воздух, поля, деревья, даже лошади, даже цыплята, все схвачено живописно и точно.»

И ещё один из известнейших критиков второй половины XIX века, Дмитрий Иванович Писарев, замечал, что «новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства, почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение...».

Вспомнить хотя бы сцены с описанием весенних окрестностей Марьина или Никольского. Ещё выразительнее «белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным., скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами» или фигурки старичков на маленьком сельском кладбище. Я считаю, что в «Отцах и детях» Тургенев выступает не только как мастер психологического анализа, но и в своём традиционном качестве писателя-пейзажиста.

III. Иллюстрирование произведений И.С.Тургенева.

- Этот талант писать объёмно, зримо, выпукло вызвал к жизни немало произведений искусства живописи. Многие художники обращались к книгам И.С.Тургенева, иллюстрировали их. Посмотрим на некоторые репродукции. Вот обложка к книге «Записки охотника», выполненая художником А.Белюкиным. И мы сразу узнаём ребятишек у костра из рассказа «Бежин луг».

Художник В.Е.Маковский на картине «Ночное» по-своему увидел героев этого очерка. Глядя на их сосредоточенные лица, сразу вспоминаешь страшные истории, которые они рассказывают друг другу.

А на следующей репродукции К.В.Лебедева неслучайно преобладают мрачные краски. Достаточно вспомнить условия жизни и превратности судьбы Бирюка из одноимённого рассказа.

Следующие две иллюстрации художников В.В.Пукирева и Б.М.Кустодиева имеют одинаковое название «Яков-Турок поёт. («Певцы»), но в них по-разному решаются вопросы художественного пространства. Более удачна в этом плане работа Бориса Михайловича Кустодиева. Он дважды обращался к этому рассказу. На рисунке 1908 года он ставит певца спиной к зрителю, «песенность» ситуации создаётся композицией листа, расположением и пластикой движения слушателей, максимальной незагроможденностью пространства (почти нет деталей, убрано всё лишнее, всё ненужное «песне»).

А здесь представлен рисунок самого Ивана Сергеевича Тургенева к рассказу «Касьян с Красивой Мечи». Причём выполнен он в неожиданной для рисунков Тургенева манере и отличается завершённостью. Социальный и нравственный облик персонажа создаётся конкретными деталями обстановки: крестьянский двор Касьяна, его костюм, приниженность и забитость, выраженные всей его фигурой. В рисунке последовательно изобразительными средствами воспроизводится словесная характеристика героя.

Подводя итоги краткому обзору иллюстраций к произведениям Тургенева, особо следует сказать о весьма заметном явлении в отечественной живописи - картинах на «тургеневские» темы. Это самостоятельные произведения изобразительного искусства, навеянные творчеством Тургенева. Среди них картины И.Н.Крамского «Осмотр старого дома», В.М.Максимова «Всё в прошлом», В.Е.Перова «На могиле сына». Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь описание заброшенного сельского кладбища с покосившимися серыми деревянными крестами, два-три общипанных деревца дают скудную тень - всё это являет вид печальный. И пейзаж на картине Перова навевает грустные мысли о быстротечности жизни. Природа созвучна человеческим переживаниям.

IV.        Работа с выставкой рисунков.

-        Да, природа - это мощный источник вдохновения, она всегда вызывает
эмоциональный отклик. Неслучайно большинство художников, иллюстрирующих книги И.С. Тургенева, делают акцент на изображении пейзажей. И большинство ребят на нашей выставке продолжают эту тенденцию. Обратите внимание на эти работы. И образ рассказчика-охотника, и дети из «Бежина луга», и старички Базаровы изображаются на фоне природы. Это подтверждает мысль о том, что природа не просто фон, она является действующим лицом в произведениях И.С.Тургенева.

V.        Обзор книжной выставки.

-        Да и взглянув на выставку книг, подобранных к нашей сегодняшней встрече, можно смело утверждать, что Тургенев - истинно русский писатель, певец родной природы, знаток и почитатель её красоты.

Обзор произведений классика подготовила наш библиотекарь Полосухина Вера Васильевна.

VI. Заключительное слово.

- Сегодняшний разговор о творчестве И.С. Тургенева подходит к концу. Ещё раз хочется сказать, что тургеневские книги полны поэзии и правды русской природы и народной жизни. Всё в них объёмно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Именно поэтому эти произведения и поныне остаются одними из самых светлых, поэтичных художественных книг русской классической литературы.

Читайте Тургенева, погружайтесь в глубины его художественного слова, любуйтесь его Россией, проникайтесь его верой в неиссякаемые источники таланта русского народа, и старайтесь делать жизнь прекраснее.

На этом наша встреча заканчивается. Спасибо всем за внимание. Отдельное спасибо тем, кто принял активное участие в подготовке и проведении конференции. Всего вам самого доброго.


Произведения И.С. Тургенева

  1. год «Малиновая вода», « Лебедянь», « Бирюк»
  2. год «Гамлет Щигровского уезда», «Лес и степь», «Холостяк»
  3. «Дневник лишнего человека»

  1. «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи»
  2. «Записки Оружейного охотника Оренбургской губернии»

1854        «Му-му», «Затишье»

  1. «Месяц в деревне»
  2. «Рудин», «Переписка», «Фауст»
  3. «Поездка в Полесье»
  4. «Ася»
  5. « Дворянское гнездо»
  6. «Накануне», «Первая любовь», статья «Гамлет и Дон Кихот» 1862 «Отцы и дети»

  1. «Призраки»
  2. «Довольно», «Завтрак у предводителя»

  1. «Дым»
  2. «Бригадир»

1870 «Степной король Лир», «Странная история», 1872 «Вешние воды», «Конец Чертопханова»

1874 «Пунин Бабурин»,

  1. «Часы»
  2. «Новь»

  1. «Песнь торжествующей любви», «Старые портреты»
  2. «Стихотворения в прозе»
  3. «Клара Милич»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция по творчеству А. П. Чехова

Урок – исследование в десятом классе «Не открытое людям сердце»(По рассказу А.П. Чехова «Архиерей»)Цель :помочь открыть духовное содержание личности архиерея, истоки его драмы, особое отношение героя ...

Литературная конференция по творчеству Е.Л.Шварца в 10 классе ( презентация)

Данная презентация является демонстрационным материалом к конференции по творчеству Е.Л.Шварца - русского драматурга 20 века. Она способствует наглядному познакомству  учащихся с личностью Е.Швар...

Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...

Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя и поэта, направлен на формирование  у учащихся представления  о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К. Толстого (конспект урока)....

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Гусак А.В., Завьялова А.А. (МБОУ «Школа №60», г. Нижний Новгород, РФ). Всенародный характер Великой Отечественной войны и всеобщая вовлеченность в дело великой победы на примере нескольких...