Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок по литературе в 8 классе по теме "Николай Рубцов. Анализ стихотворения "Тихая моя родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литература

Класс: 8

Учебник В.Я.Коровина Литература 8 класс

Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»

Цель урока:

  • Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной поэзии
  • Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Рубцова, обучить анализу лирического произведения
  • Развивающая: развитие навыков выразительного чтения и осмысления лирического произведения

Тип урока: изучение нового материала

Материально-техническое обеспечение:

ПК, доска, презентация PowerPoint (проектор), рабочая тетрадь, учебник

План урока

  1. Знакомство с биографией Н.Рубцова
  2. Выразительное чтение стихотворения «Тихая моя родина»
  3. Работа по вопросам
  4. Работа в группах
  5. Целостный анализ стихотворения

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организация начала занятия

Проверяет присутствующих, методическое обеспечение занятия.

Готовят тетради, учебники

  1. Проблемная ситуация. Целеполагание.

Вопросы:

-Ребята, какое у вас сегодня настроение? Хорошее или не очень? Почему? Влияет ли природа на ваше настроение?

-Скажите, а любите ли вы читать стихи о родной природе? Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов, музыкантов, художников посвящают природе свои произведения?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Н.М.Рубцова, который о своей природе, родине писал очень много.

-Слышали ли вы это имя, знаете ли что-нибудь об этом поэте?

-Знаем то мы с вами немного. Поэтому наша задача- познакомиться с биографией поэта и попытаться прикоснуться к его стихам.

Отвечают, задают вопросы.

Слайд №1

  1. Новый материал

Выступление 4-х учащихся о биографии творчестве Н.Рубцова

Слайд №2

Слово учителя:

Вы сейчас, слушая девочек, прикоснулись к жизни поэта, прослушали отрывки его стихотворений. Сегодня мы поговорим об одном из лучших его стихотворений «Тихая моя родина».

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина» подготовленным учащимся.

Вопросы:

-Понравилось стихотворение? Чем оно тронуло вас? Какое настроение передано? Давайте откроем это стихотворение и еще раз перечитаем его, попытаемся представить картины, которые нарисовал автор, его «тихую» родину.

Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворения 1-2 учащимся

  1. Беседа по вопросам

-Кому посвящено это стихотворение?

-Попробуем сформулировать тему произведения. Где мы найдем  подсказку? (В заголовке)

-Какова композиция (построение) стих-я?  

  Прочитаем 1 строфу. Здесь нам предстает общая картина, дорогое автору место.

-Найдем конкретные детали этой родины в остальных строфах, из чего складывается образ родины.  

Ответы на вопросы, работа с текстом:

Строгая, 7 строф

Погост, церковная обитель, речка, болото, забор, школа, изба, туча, гром.

  1. Работа в группах

Задания для 4 групп:

  • На примере любой строфы определите размер стихотворения,способ рифмовки, вид рифмы.
  • Найдите ключевые слова, помогающие полностью воссоздать образ «тихой» родины в стихотворении.
  • Стихотворение названо «Тихая моя родина». Сколько раз употребляется слово  «тихая» в стих-и? Почему автор неоднократно употребляет этот эпитет?  Как вы понимаете значение слова «тихая» родина?
  • Найдите художественные средства, которые использует автор в стихотворении (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии)?

Выполняют работу в группах, обсуждение.

  1. Целостный анализ стихотворения

Давайте попробуем дать целостный анализ текста в единстве его формы и содержания.

Выступления учащихся.

Слайд №3

  1. Подведение итогов урока

Оценивает работу учащихся на уроке.

Оценивают свою работу на занятии.

8.Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения «Тихая моя родина» наизусть