Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Солодовникова Олеся Викторовна

Урок способствует осознанию мнгих нравственных тем, помогает  воспитывать   чувство доброты у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_rasputin.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок по литературе в 6 классе

                             

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:  познакомить обучающихся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, а также способствовать осознанию некоторых нравственных понятий. Развивать умения и навыки анализировать текст, выделяя главное, помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека духовно богаче и добрее. Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»), презентации учащихся, репродукции картин.

Оформление доски:  эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)

Тип урока: урок закрепления знаний

                                                     

                                                           Ход урока

  1. Орг. момент. « Удача будет сопутствовать нам»
  2. Мотивация учебной деятельности
  1. Проверка д/з ( подготовленные «истории о добром человеке»)

     История о добром человеке

  1. Объявление темы и цели урока

 1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы на уроке литературы продолжим изучение рассказа В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.

пометки в тетрадях.

  1. Работа по теме урока
  1. Из истории создания.
  2. Работа над нравственными понятиями

 Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.

- Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.

-Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)

- О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (ответы обучающихся)

    3. Работа с эпиграфом.  Прием « Ромашковое поле»

 «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

-В  чём заключается смысл эпиграфа?  (ответы обучающихся реализуются  по принципу «Ромашки»)

4. Беседа по содержанию «Литератор»  Беседа по вопросам с элементами творческого мышления.

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

-Что такое автобиография? (ответы обучающихся).

Автобиография – описание своей жизни.

Сегодня мы познакомимся  с новым литературным понятием автобиографический рассказОбратимся к словарю.

-Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).

-Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)

-На какие две части можно разделить рассказ?

-Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик).

-Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).

-Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.    («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» ).        Ключевые слова и словосочетания    «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

-Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только  описании внешности.).

- Что роднит её с главным героем рассказа?

- А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

- Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).

- Почему мальчик стал играть в «чику»?

(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял  себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

-Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

-Как ведет себя герой в драке и после неѐ? ( Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?( Честным и принципиальным.)

-Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? ( Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)

-Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).

-Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? ( Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство  – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что

мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)

-Педагогично  ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)

-Каково ваше отношение  к поступку учителя? (ответы обучающихся).

-А как повёл себя директор? ( Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

( Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

-Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).

- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? ( Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается , не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)

- Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? ( Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

-  В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

- Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? ( Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

- Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

- Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).

V.  Закрепление материала

  1. Прием « Живые рисунки»  

Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.)

  1. «Живы ассоциации» к рисунку (ребята описывают то, что нарисовали)

VI.Рефлексия

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением


Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное).

VII. Итог урока.

-Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

1. Ассоциативный клубок

Смотать ассоциативный клубок…основа – слово доброта.

VIII. Оценивание учащихся ( Прошу  Вас взять листы оценивания и оценить каждый этап своей работы, а потом вывести средний бал, то есть отметку за урок)

IX. Домашнее задание.

Дифференциация. 1) Описать в 3-4 предложениях один день из жизни мальчика

2) Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»

 

Таблица оценивания учащихся

Виды деятельности

отметка

«Ромашковое поле»

«Живые рисунки»

«Живые ассоциации»

Схема « Диаманта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

Для урока желательно мультимедийное оборудование, наличие смартфонов с интернетом у учеников. Урок разработан с использованием образовательного сервиса learnis.ru (№ 654968), инструкция по созданию иг...