И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
И.И. Дмитриев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.05 КБ |
![]() | 962.05 КБ |
Предварительный просмотр:
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
- Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
- Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
- Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
- В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
- Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
- Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
3. Постановка учебной задачи
Сегодня мы будем говорить об одном из самых интересных жанров литературы. Прослушайте текст и попробуйте определить жанр, указав на жанровые признаки (чтение басни “Муха”).
- Как вы думаете, кто является автором басни? (Предполагаемый ответ : И.Крылов)
- Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.
- Что вы знаете об этом авторе?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
4. Актуализация знаний
- После прослушивания басни вы легко определили жанр. Давайте вспомним определение басни.
Басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением. В басне всегда присутствует мораль, которая может находится в начале басни или в конце.
- Вспомним, что такое мораль и аллегория.
- Как вы думаете, когда появился этот жанр? Прочитайте статью “Русская басня” и найдите в ней ответ на поставленный вопрос.
5. Работа по теме урока
- Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.
Работа с презентацией . Перед просмотром презентации детям даётся вопрос, на который они должны ответить после:
а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев?
б) В чём особенность его басен?
После просмотра презентации дети дают ответы на поставленные вопросы.
- Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах).
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
- Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. - Вернёмся к басне “Муха”. Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева (ученик читает вслух). Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник. (Дети говорят о том, что автор словесно нарисовал картину, которая им ясно видится).
- Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? (Дети отвечают, что Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело).
- Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет , в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29.(Прочитав, дети подтверждают высказанное ранее мнение о том, что крестьянский труд тяжёл, особенно пахота . Бык “тащился” домой, а муха , благополучно просидев во время пахоты на нём, присвоила его заслуги и себе. Картина тяжёлого крестьянского труда усиливает то значение, которое хотел предать автор. Дети должны сказать, что автор использует приём аллегории).
Работа с таблицей (Приложение 1). Начать её можно в классе, а закончить дома. Можно предложить работу в паре. Работа основывается на материале статьи “Муха” (по учебнику).
4. Рефлексия.
- Составить синквейн, темы “Дмитриев”, “Басня”, “Муха” .
5. Домашняя работа: закончить таблицу /выучить басню
Черты басен Дмитриева | Вопросы и задания | Примеры из статьи «Муха» |
«… Басня должна быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту , поэзию…» | Докажите, что язык басни «Муха» именно такой. | |
«Баснописец… не моралист… а добрый друг и мудрый советчик» | Как эта позиция И.И. Дмитриева отразилась в басне «Муха»? | |
«…В басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства…» | Какие слова и выражения басни подчёркивают её бытовой домашний характер? | |
«Баснописец вёл беседу с читателями, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины…» | Какие «важные моральные истины» заключены в басне «Муха»? |
Черты басен Дмитриева | Вопросы и задания | Примеры из статьи «Муха» |
«… Басня должна быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту , поэзию…» | Докажите, что язык басни «Муха» именно такой. | |
«Баснописец… не моралист… а добрый друг и мудрый советчик» | Как эта позиция И.И. Дмитриева отразилась в басне «Муха»? | |
«…В басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства…» | Какие слова и выражения басни подчёркивают её бытовой домашний характер? | |
«Баснописец вёл беседу с читателями, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины…» | Какие «важные моральные истины» заключены в басне «Муха»? |
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художни к, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И. И. Дмитриев родился в селе Богородском Симбирской губернии 10 сентября 1760 года в старинной и богатой дворянской семье. Как и все дворянские дети, счету, письму и чтению он научился дома под руководством домашних учителей, а продолжил образование в частных пансионах Казани и Симбирска. Четырнадцати лет будущий поэт был отправлен родителями в Петербург на военную службу. Здесь его определили в полковую школу Семеновского гвардейского полка. Образование в этой школе не отличалось особой широтой и разнообразием предметов. Главными дисциплинами были русский язык, математика, география, священная история и рисование. Неизвестный художник. Портрет И.И.Дмитриева . 1810–1814. Холст, масло . 17.09.2017 2
Дмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и тогда же начал печататься. Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н. И. Новикова. Ободренный похвалой известного литератора, Дмитриев стал серьезно заниматься литературным творчеством, внимательно изучать поэзию своих предшественников, особенно М.В. Ломоносова , А.П.Сумарокова , М.М.Хераскова , самостоятельно штудировать труды по теории литературы. Поэт несколько раз посылал в журнал Н.И.Новикова "Санкт-Петербургские Ученые Ведомости" свои стихи, но они не имели особого успеха, поэтому на время оставляет это занятие. 17.09.2017 3
В 1787 он был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией, четыре месяца прожив походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи, много читает Державина, восхищаясь его поэзией. Знакомится с ним, часто встречается. В 1790 Н.М. Карамзин начинает издавать "Московский журнал", и Дмитриев отдает туда все написанное в последние годы. Его сказка "Модная жена" принесла ему литературную известность. Большой успех имело и стихотворение - "Голубок". Карамзин писал: "Твои пьесы нравятся умным читателям ". Портрет Карамзина Н. М. (1818, Москва, Третьяковская галерея) . 17.09.2017 4
1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота". В 1795 издал сборник "И мои безделки". Дмитриев тяготился военной службой, поэтому, получив в 1796 последний в гвардии чин капитана, вышел в отставку. В 1806 становится сенатором, в 1810 назначается министром юстиции, активно выступает против злоупотреблений при чинопроизводстве, что приводит к конфликту с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства. Подает в отставку, в 1814 переселяется в Москву. 17.09.2017 5
В 1816 был назначен председателем комиссии для определения пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 выходит его "Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин". Позднее, оценивая поэзию И.И.Дмитриева , В.Г.Белинский писал: "в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью". Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель. Умер И.Дмитриев 3 октября (15 н.с .) 1837 в Москве . 17.09.2017 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-233518-1604432081.jpg)
Развитие понятия о лирике и лирическом герое. С. Есенин.
Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к л...
Программа элективного курса для 9 класса "Развитие понятия числа"
Данный курс дополняет и развивает школьный курс математики, развивая любознательность, аналитические и синтетические способности обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-214845-1382186044.jpg)
Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.
видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок»
Урк литературы в 5 классе: методическая разработка и презентация. Урок знакомит со страницами жизни баснописца и басней Крылова "Волк и ягнёнок"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-140720-1358104397.jpg)
Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"
Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1190949-1574310510.jpg)
Русская литература XIX века. Нравственные уроки басни. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.
Учебно-методическая разработкаурока литературы...
Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце.
Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце....