И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

И.И. Дмитриев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_urok_literatura.docx21.05 КБ
Файл 7_urok_literatura.pptx962.05 КБ

Предварительный просмотр:

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з

- Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

- Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

- Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

- Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

- В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

- Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

- Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

3. Постановка учебной задачи 

Сегодня мы будем говорить об одном из самых интересных жанров литературы. Прослушайте текст и попробуйте определить жанр, указав на жанровые признаки (чтение басни “Муха”).

- Как вы думаете, кто является автором басни? (Предполагаемый ответ : И.Крылов)

- Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.

- Что вы знаете об этом авторе?

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

4. Актуализация знаний

- После прослушивания басни вы легко определили жанр. Давайте вспомним определение басни.

 Басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением. В басне всегда присутствует мораль, которая может находится в начале басни или в конце.

- Вспомним, что такое мораль и аллегория.

- Как вы думаете, когда появился этот жанр? Прочитайте статью “Русская басня” и найдите в ней ответ на поставленный вопрос.

5. Работа по теме урока

- Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.

Работа с презентацией . Перед просмотром презентации детям даётся вопрос, на который они должны ответить после:

а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев?

б) В чём особенность его басен?

После просмотра презентации дети дают ответы на поставленные вопросы.

- Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах).

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

- Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. - Вернёмся к басне “Муха”. Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева (ученик читает вслух). Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник. (Дети говорят о том, что автор словесно нарисовал картину, которая им ясно видится).

- Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? (Дети отвечают, что Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело).

- Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет , в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29.(Прочитав, дети подтверждают высказанное ранее мнение о том, что крестьянский труд тяжёл, особенно пахота . Бык “тащился” домой, а муха , благополучно просидев во время пахоты на нём, присвоила его заслуги и себе. Картина тяжёлого крестьянского труда усиливает то значение, которое хотел предать автор. Дети должны сказать, что автор использует приём аллегории).

Работа с таблицей (Приложение 1). Начать её можно в классе, а закончить дома. Можно предложить работу в паре. Работа основывается на материале статьи “Муха” (по учебнику).

4. Рефлексия.

- Составить синквейн, темы “Дмитриев”, “Басня”, “Муха” .

5. Домашняя работа: закончить таблицу /выучить басню

Черты басен Дмитриева

Вопросы и задания

Примеры из статьи «Муха»

«… Басня должна быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту , поэзию…»

Докажите, что язык басни «Муха» именно такой.

«Баснописец… не моралист… а добрый друг и мудрый советчик»

Как эта позиция И.И. Дмитриева отразилась в басне «Муха»?

«…В басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства…»

Какие слова и выражения басни подчёркивают её бытовой домашний характер?

«Баснописец вёл беседу с читателями, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины…»

Какие «важные моральные истины» заключены в басне «Муха»?

Черты басен Дмитриева

Вопросы и задания

Примеры из статьи «Муха»

«… Басня должна быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту , поэзию…»

Докажите, что язык басни «Муха» именно такой.

«Баснописец… не моралист… а добрый друг и мудрый советчик»

Как эта позиция И.И. Дмитриева отразилась в басне «Муха»?

«…В басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства…»

Какие слова и выражения басни подчёркивают её бытовой домашний характер?

«Баснописец вёл беседу с читателями, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины…»

Какие «важные моральные истины» заключены в басне «Муха»?

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художни к, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Иванович ДМИТРИЕВ (1760–1837г.г.)

Слайд 2

И. И. Дмитриев родился в селе Богородском Симбирской губернии 10 сентября 1760 года в старинной и богатой дворянской семье. Как и все дворянские дети, счету, письму и чтению он научился дома под руководством домашних учителей, а продолжил образование в частных пансионах Казани и Симбирска. Четырнадцати лет будущий поэт был отправлен родителями в Петербург на военную службу. Здесь его определили в полковую школу Семеновского гвардейского полка. Образование в этой школе не отличалось особой широтой и разнообразием предметов. Главными дисциплинами были русский язык, математика, география, священная история и рисование. Неизвестный художник. Портрет И.И.Дмитриева . 1810–1814. Холст, масло . 17.09.2017 2

Слайд 3

Дмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и тогда же начал печататься. Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н. И. Новикова. Ободренный похвалой известного литератора, Дмитриев стал серьезно заниматься литературным творчеством, внимательно изучать поэзию своих предшественников, особенно М.В. Ломоносова , А.П.Сумарокова , М.М.Хераскова , самостоятельно штудировать труды по теории литературы. Поэт несколько раз посылал в журнал Н.И.Новикова "Санкт-Петербургские Ученые Ведомости" свои стихи, но они не имели особого успеха, поэтому на время оставляет это занятие. 17.09.2017 3

Слайд 4

В 1787 он был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией, четыре месяца прожив походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи, много читает Державина, восхищаясь его поэзией. Знакомится с ним, часто встречается. В 1790 Н.М. Карамзин начинает издавать "Московский журнал", и Дмитриев отдает туда все написанное в последние годы. Его сказка "Модная жена" принесла ему литературную известность. Большой успех имело и стихотворение - "Голубок". Карамзин писал: "Твои пьесы нравятся умным читателям ". Портрет Карамзина Н. М. (1818, Москва, Третьяковская галерея) . 17.09.2017 4

Слайд 5

1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота". В 1795 издал сборник "И мои безделки". Дмитриев тяготился военной службой, поэтому, получив в 1796 последний в гвардии чин капитана, вышел в отставку. В 1806 становится сенатором, в 1810 назначается министром юстиции, активно выступает против злоупотреблений при чинопроизводстве, что приводит к конфликту с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства. Подает в отставку, в 1814 переселяется в Москву. 17.09.2017 5

Слайд 6

В 1816 был назначен председателем комиссии для определения пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 выходит его "Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин". Позднее, оценивая поэзию И.И.Дмитриева , В.Г.Белинский писал: "в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью". Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель. Умер И.Дмитриев 3 октября (15 н.с .) 1837 в Москве . 17.09.2017 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие понятия о лирике и лирическом герое. С. Есенин.

Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к л...

Программа элективного курса для 9 класса "Развитие понятия числа"

Данный курс дополняет и развивает школьный курс математики, развивая любознательность, аналитические и синтетические способности обучающихся....

Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.

видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок»

Урк литературы в 5 классе: методическая разработка и презентация. Урок знакомит со страницами жизни баснописца и басней Крылова "Волк и ягнёнок"....

Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"

Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"...

Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце.

Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце....