М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…». «Утес».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

М.Ю. Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_29_literatura.docx19.13 КБ
Файл urok_29_literatura.pptx539.03 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов.  «На севере диком…». «Утес».

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Определение цели урока

Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

-  Это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество».

- Какое состояние души передаётся в этом отрывке?

- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество?

- Давайте обратимся к словарю. (особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя.)

- Какого человека можно назвать одиноким?

-Легко ли одиноким людям?

- А что чувствует одинокий человек?

- А поэт может быть одиноким? (Да, каждый человек в своей жизни когда-нибудь испытывает чувство одиночества. Например, А.С.Пушкин был очень одинок в детстве в моменты, когда родители уезжали на бал. Он коротал одиночество в библиотеке отца.

М.Ю. Лермонтову  тоже было знакомо чувство одиночества. Хотя он и рос в любви и ласки бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер).

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

- Сам Лермонтов признавался : « Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»

- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество?

На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.

4. Работа по теме урока

1) Первоначальное чтение стихотворения “На севере диком…”

– Наш урок мы посвятим стихотворению М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное, печальное, лирическое).

– Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости).

– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?

– Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).

– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).

– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).

– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).

– Такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.

– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).

– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).

Словарная работа

Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.

Утес – высокая скала.

– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? (“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”)

– Как называются эти слова? (Эпитеты).

– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества).

– Какой еще литературный прием использовал автор? (Олицетворение).

– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой).

Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком”

Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

– Обратите внимание на эту картину. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали?(Высказывания учащихся).

– Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи.

– Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению).

– Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее).

– Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника.

2) Обратимся к стихотворению «Утес».

Фонохрестоматия.

  • Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?

(«Тучка» — воплощение легкости, легкомыслия, беззаботности, беспечности. Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. «Утес» — воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес — высокая скала. Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.)

  • Как соотносятся эти образы?

(Они противопоставлены. «Тучка» и «утес» — две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается, выделяется основной мотив стихотворения — мотив одиночества.)

  • Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?

(Инверсия: «задумался глубоко»; эпитеты и олицетворения: «старого утеса», «тихонько плачет»; во второй строфе все значимые слова поставлены в конце строки и этим выделяется, акцентируется их значение: «в морщине», «одиноко», «глубоко», «в пустыне». Мотив одиночества сопрягается со страданием, горем, задумчивостью, предопределенностью судьбы.)

5. Подведение итогов. Рефлексия

6. Д/з Выучить стихотворение «На севере диком…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…». «Утес».

Слайд 2

Одиночество - особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя.

Слайд 3

Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения. Утес – высокая скала.

Слайд 5

Выучить стихотворение «На севере диком…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".

Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....

Лингво- поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"На севере диком..."...

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")

Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...

М.Ю. Лермонтов "На севере диком..."

Цели: помочь уч-ся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова; учитьшестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом ипроизведениями живописи и музыки; развив...

Презентация к стихотворению М. Ю. Лермонтова " На севере диком..."

Содержатся сведения об истории создания стихотворения, дается краткий анализ, показаны связи с другими видами искусства...

Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. На севере диком..."

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...

Открытый урок по литературе в 6 классе: «М.Ю.Лермонтов «На севере диком…»

Сценарий урока по литературе с использованием технологий ФГОС....