Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_urok_literatura.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

  1. О.Н.У.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-   Что происходит с человеком, когда с ним поступают несправедливо?

- Образ Троекурова. Какие черты воплощены в нем? (пороки)

- Как относится к ним автор? Осуждает или одобряет?

- Сколько было на Руси таких Троекуровых?

- Как будет звучать тема нашего урока?

  1. Актуализация знаний.

Викторина  по  роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1. .Как Троекуров  наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер  её в  доме.

2. .Почему Владимир  решил сжечь свой  родной  дом? – Не  хотел, чтобы  в нём  находились  чужие  люди.

3. .Как Дефорж-Дубровский  расправился с  разъярённым  медведем? – Убил его.

4. .Как называлось село,  где  жили Дубровские? – Кистенёвка.

5. В каком  городе  учился Владимир Дубровский? – Петербург.

6. .Почему  шайка  разбойников не мстила  Троекурову? – Дубровский влюбился в  Машу.

7. Что подарил Владимир Дубровский Маше  при последнем свидании? – Кольцо.

8. С помощью  каких животных лечили старого Дубровского? – Пиявки, мухи.

9. В чью пользу  был  решён вопрос  об имении Дубровских в  суде? – В пользу Троекурова.

10. Куда  делись  бумаги, по которым  имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.

11. Кого спас кузнец Архип во время  пожара? – Кошку.

12. Что произошло со старым  Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а  потом  смерть.

13. Кто  оскорбил старика Дубровского в  гостях у  Троекурова?  - Слуга-псарь.

14. Что произошло с  шайкой  разбойников после  поражения с  правительственными войсками? – Дубровский  их отпустил на все  четыре стороны.

4. Работа по теме урока

-Что заставило Владимира Дубровского пойти против Троекурова?

-Как он продемонстрировал свой протест?

-К какому лагерю примыкает Владимир?

Рассказ о народных восстаниях.

История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер,  в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.

- Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

- Какие чувства он вызывает у вас?

- Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою? (А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.)

- Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж. Какой эпизод характеризует Дефоржа?
- Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

- Какие черты характера подчеркивает автор?

- Сопоставьте Дефоржа и Дубровского. - Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

- Почему он не стал мстить Троекурову? (Зачитайте текст. Глава 12).
- Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой? Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому? Каково отношение автора к герою?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку «.. .он рожден был для иного назначения...».
- Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

- А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

- Каким бы он стал?

- Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

- Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

(Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.
-В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15). Охарактеризуйте Дубровского. - В последней главе мы видим раненого Дубровского. Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю?
- Каким изображает автор Дубровского во время боя?

- Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

- Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

- Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

(Запись вывода в тетрадь:
Пушкин не идеализирует своего героя, но разбойник в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Владимир Дубровский, по мнению автора, не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам. 5. Интервью с главным героем ( ученик- журналист и ученик-актер )

5.Подведение итогов. Рефлексия

-Так какие же пороки осуждаются в произведении?

6. Д/з написать сочинение «Моё отношение к Владимиру Дубровскому»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра" по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Итоговый урок создан по правилам телевизионной игры "Своя игра"....

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Урок по теме "Ссора друзей" с использованием технологии "Шесть шляп"....

Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»

   Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»...

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....

Заключительный урок по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку - презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)....

Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)

На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...