Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

И.С. Тургенев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32_urok_literatura.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева  «Бежин луг».

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

ТЕСТ на знание содержания произведения.

1. Назовите время действия рассказа.

А) май Б) июль В) август

2. Чем занимался рассказчик в тот день?

А) охотился Б) писал рассказ В) писал картину

3. Кто сопровождал героя на охоте?

А) приятель Б) собака В) крестьянин

4. Как рассказчик очутился на Бежином лугу?

А) заблудился Б) привела собака В) привел попутчик

5. Кого увидел герой на лугу?

А) крестьянских мужиков Б) погонщиков лошадей В) мальчишек.

6. Сколько было людей у костра?

А) 10 Б) 2 В) 5

7. Что они делали одни ночью?

А) сбежали из дома и прятались Б) пасли лошадей В) играли

8. Какого средства нет в предложении: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами»?

А) эпитет Б) метафора В) сравнение

9. Определите средство выразительности в предложении: «Ночь росла, как грозовая туча».

А) аллитерация Б) сравнение В) эпитет

10*. Дайте определение одному из словягдташ, гурт, онучи.

Ответы: 1б, 2а, 3б, 4а, 5в, 6в, 7б, 8в, 9б, 10: ягдташ – сумка для дичи, гурт – стадо скота, онучи – портянки, обмотки для ног.

На оценку 5 надо сделать 9-10 заданий, на оценку 4 – 7-8, на оценку 3 – 5-6.

  1. Работа по теме урока
  1. Слово учителя

«Записки охотника» - сборник рассказов, печатавшихся с 1847 по 1851 гг. Книга представляет собой цикл рассказов и очерков.

Цикл – несколько произведений, объединенных темой, рассказчиком и художественными особенностями.

О́черк — одна из разновидностей рассказа, отличающаяся отсутствием конфликта и развитостью описательного изображения.

Особенности цикла:

  1. рассказчик объединяет собой все 25 рассказов,
  2. тематическое единство,
  3. похожая композиция: описание природы, знакомство с героями, неожиданная концовка,
  4. общая идея: показать индивидуальные, психологические черты русского народа.

В сборнике писатель представил два мира: дикое барство и крестьянскую жизнь. Жестокости дворян Тургенев противопоставил развитый духовный мир крестьян, выявил черты русского национального характера.

2) Беседа

 -Какое впечатление на вас произвел рассказ?

-Как вы поняли, зачем автор написал его?

– Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник.

 (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем.«Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».)

-С какой целью Тургенев изобразил крестьянских детей?

-Как вы считаете, каково отношение Тургенева к детям?

-Найдите слова, подтверждающие сочувственное отношение писателя к детям?

... а все-таки мне он понравился: глядел он очень умно и прямо (о Павлуше).

Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Жаль, славный был парень!»)

Костя возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.

Я невольно полюбовался Павлушей.

Что за славный мальчик! (О Павле)

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи. (Уменьшительно-ласкательный суффиксы – признак оценки)

-Как вы думаете, почему Тургенев так описывает крестьянских детей?

-Почему они ему были интересны?

-Как это связано с целью написания рассказа?

-С какими фактами биографии связано сочувственное отношение к крестьянам?

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

5. Д/з составить кроссворд по произведению «Бежин луг».

ТЕСТ

1. Назовите время действия рассказа.

А) май Б) июль В) август

2. Чем занимался рассказчик в тот день?

А) охотился Б) писал рассказ В) писал картину

3. Кто сопровождал героя на охоте?

А) приятель Б) собака В) крестьянин

4. Как рассказчик очутился на Бежином лугу?

А) заблудился Б) привела собака В) привел попутчик

5. Кого увидел герой на лугу?

А) крестьянских мужиков Б) погонщиков лошадей В) мальчишек.

6. Сколько было людей у костра?

А) 10 Б) 2 В) 5

7. Что они делали одни ночью?

А) сбежали из дома и прятались Б) пасли лошадей В) играли

8. Какого средства нет в предложении: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами»?

А) эпитет Б) метафора В) сравнение

9. Определите средство выразительности в предложении: «Ночь росла, как грозовая туча».

А) аллитерация Б) сравнение В) эпитет

10*. Дайте определение одному из словягдташ, гурт, онучи.

ТЕСТ

1. Назовите время действия рассказа.

А) май Б) июль В) август

2. Чем занимался рассказчик в тот день?

А) охотился Б) писал рассказ В) писал картину

3. Кто сопровождал героя на охоте?

А) приятель Б) собака В) крестьянин

4. Как рассказчик очутился на Бежином лугу?

А) заблудился Б) привела собака В) привел попутчик

5. Кого увидел герой на лугу?

А) крестьянских мужиков Б) погонщиков лошадей В) мальчишек.

6. Сколько было людей у костра?

А) 10 Б) 2 В) 5

7. Что они делали одни ночью?

А) сбежали из дома и прятались Б) пасли лошадей В) играли

8. Какого средства нет в предложении: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами»?

А) эпитет Б) метафора В) сравнение

9. Определите средство выразительности в предложении: «Ночь росла, как грозовая туча».

А) аллитерация Б) сравнение В) эпитет

10*. Дайте определение одному из словягдташ, гурт, онучи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...

Презентация "Духовный мир крестьянских детей" по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг"

Презентация " Духовный мир крестьянских детей "( по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг")...

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе Тургенева "Бежин луг".

Урок литературы в 6 классе. По рассказу Тургенева "Бежин луг"....

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...