Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

М.Ю. Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_27_literatura.docx16.12 КБ
Файл urok_27_literatura.pptx147.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Работа по теме урока

Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.

Из истории создания стихотворения«На севере диком…».

Перед вами черновые варианты стихотворения Лермонтова «На севере диком…»

На хладной и голой вершине

Стоит одиноко сосна,

И дремлет… под снегом сыпучим,

Качаяся дремлет она.

(И дремлет, и снежным покровом,

Метелью одета она)

Ей снится прекрасная пальма

В далекой восточной земле,

Растущая тихо и грустно

На жаркой песчаной скале.

– Сравните  черновые  тексты  с  окончательной  редакцией. Что более выразительно: «На хладной и голой вершине / Стоит одиноко сосна…» или «На севере диком стоит одиноко / На голой вершине сосна…»? Почему? Что лучше: «На жаркой песчаной скале…» или «…на утесе горючем»? Почему?

«На севере диком…» – вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Вот этот перевод:

С ЧУЖОЙ СТОРОНЫ
(из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

– Отличаются ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам больше нравится?

Вы  обратили  внимание,  что  у  Тютчева  в  стихотворении  фигурирует не сосна, а кедр? Объяснить это могут слова замечательного исследователя  биографии  и  творчества  Лермонтова  Ираклия  Луарсабовича Андроникова:

«Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – «он», а пальма – «она»… У Лермонтова же сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова в основе стихотворения – мысль об одиночестве».

2. Анализ содержания стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Учитель. Удивительная глубина и тайна есть во всех произведениях М. Ю. Лермонтова, стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека новым содержанием и помогая его развитию.

В детстве «На севере диком…» – это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.

3.Выразительное чтение стихотворения «Листок»

- Это легенда? Сказка? Кого имел в виду Лермонтов, когда рассказывал историю листка? (человека) Он рассказывает иносказательно? Как называется приём иносказания? (аллегория).

- В каких известных вам стихотворениях поэт иносказательно говорит о человеке, его чувствах, раскрывая их  через образы природы? («Утёс», «Парус», «Сосна»).

- Кто же лирический герой стихотворения? (листок – человек)

- Легка ли судьба листка? («увял он от холода, зноя и горя»)

- Чем похожа жизнь Листка на жизнь поэта? ( он одинок,  ищет друзей, вынужден покинуть Родину, никто его не понимает)

- Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Какие они?

ЛИСТОК                                                            ЧИНАРА

Оторвался от ветки родимой                           горделивая

Одинокий                                                           самовлюблённая

Тоскует без друзей                                            красота внешняя

У него нет дома                                                  внутреннее равнодушие

Он бедный, его никто не понимает                  заботится только о себе

У него нет цели                                                   жестокая

  1. Подведение итогов. Рефлексия
  2. Д/з Написать миниатюру на тему 

«Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
«Какова дальнейшая жизнь листка?»
«Можно ли листок назвать сильным?» 

Выучить стихотворение наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю . Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Слайд 2

На хладной и голой вершине Стоит одиноко сосна, И дремлет… под снегом сыпучим, Качаяся дремлет она. (И дремлет, и снежным покровом, Метелью одета она) Ей снится прекрасная пальма В далекой восточной земле, Растущая тихо и грустно На жаркой песчаной скале.

Слайд 3

С ЧУЖОЙ СТОРОНЫ (из Гейне) На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет одиноко…

Слайд 4

Домашнее задание Написать миниатюру на тему «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок? «Какова дальнейшая жизнь листка?» «Можно ли листок назвать сильным?» Выучить стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам  сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад...

Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...

Мечта о душевной гармонии и единении с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова « Парус», «Утёс», «На севере диком».

Мечта о душевной гармонии и единении с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова « Парус», «Утёс», «На севере диком». (урок литературы в 6 классе)...

Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""

Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....