Литературные аргументы к направлению "Равнодушие и отзывчивость"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Мукминова Гузель Саитовна

Подборка аргументов к Итоговому сочинению 2017-2018 учебного года по направлению  "Равнодушие и отзывчивость" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аксянова Гузель Саитовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2

  1.  Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2.  В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3.  Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4.  Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  5.  Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  6. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  7.   Пьеса  А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом» повествует нам как о человечческой отзывчивости, так и о беспощадном равнодушии людей друг к другу. Герои Анчугин и Угаров пробуют раздобыть денег. Однако их отчаянное «Спаси» вызывает только раздражение у окружающих. И последней попыткой достать денег становится  не воспринимаемое всерьез ими самими обращение Анчу-гина к прохожим с улицы: «Люди добрые! Помогите!» Вслед за эти появляется Хомутов-ангел и безвозмездно предлагает пропойцам сто рублей. Но они настолько не верят в бескорыстие, чтто столь желанные совсем еще недавно деньги пугают, просителям чудятся в них подвох и скрытая угроза: «Черт знает что...» Удалившегося было Хомутова возвращают, чтобы он забрал деньги: «Забирай ссуду. Ну тебя к черту». Хомутову не верят, атмосфера зла сгущается; стадия уговоров «по-хорошему» заканчивается,  «ангела» связывают и учиняют допрос с пристрастием, в котором принимают участие все обитатели гостиницы. Дознание постепенно переходит в судилище, на котором обвинительную речь произносит молодожен Сту-пак: «Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать! Немедленно!» Страсти накаляются, назревает «распятие» в форме заключения в психбольницу, которое совсем не входит в планы героя. Третья часть пьесы включает в себя «признание» в тяжком грехе, вызванное сочувствие к нему со стороны недавних мучителей, их извинения и примирение. «Исповедь» Хомутова вызывает не негодование, не осуждение, а искреннюю жалость и ответное покаяние: «Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали.» И далее: «Прошу вас, не думайте, что мы уж такие отпетые. Это было что-то ужасное. Наваждение какое-то, уверяю вас. Мы должны были вам верить - конечно! Мы были просто обязаны.»

В пьесе «Двадцать минут с ангелом» Вампилов показал «отпадение от нормы» не отдельного человека, а общества в целом. Название гостиницы «Тайга» стало символом одичания современных людей.

  1.  Рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна» также повествует нам как о человеческой жестокости, так и о доброте. Главная героиня, бывшая учительница, осталась без жилья и пропитание себе ищет в помойках. Она никого не винит в случившемся: ни детей, отправиших ее в дом престарелых, ни сотрудников дома престарелых, которые оскорбляли ее: «Все вы тут – тюремщики с пожизненным сроком». Мария Сергеевна умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «Отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…Это нравственно чистый человек. Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».

   В этом рассказе мы видим и описание потери истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяют покинуть дом; забывают о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек. Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!

  1.  Люди свое равнодушие и жестокость проявляют по-разному. «Школьные годы чудесные», — поется в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева «Простите нас! ». Павел Георгиевич Сафонов — известный конструктор, который «с годами привык к известности», более того, «даже немного устал от нее». Вихрь забот служебных и семейных, «ранний успех», «удовлетворение» от собственных достижений заслонили собой воспоминания о школьных годах.

И только возвращаясь из санатория, этот человек вдруг понял, как давно он не был «в родном своем степном городишке», не видел школьных друзей, на заходил в школу. Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был «точно заново заселен, заново выстроен». Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам и не находил прежних строений, старых улиц: город «совсем не помнил и не знал Павла Георгиевича». И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, «будто жестоко и зло обманули его, отняли что-то, чего нельзя было отнимать».

Вспоминает Сафонов друга детства Витьку Снегирева — «первую мальчишескую преданность», Веру — «первую любовь, незавершенную и трогательную...» и никак не может смириться с тем, что эти люди существуют такими лишь в его памяти. Но память эта не подпитывалась новыми впечатлениями: Павел Георгиевич не знал, что семья Витьки давно уже перебралась в Свердловск, а сам он стал директором завода. Не знал герой рассказа и того, что его «первая любовь» так и не вернулась с войны. Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне лишь потому, что случайно вспомнил еще одного человека, которого он знает в этом «чужом» городе. Да и вспомнил он старую одинокую женщину, когда забрел в школьный двор и заметил «красный огонек, пробивающийся меж ветвей» акации.

И тогда же масса воспоминаний «одолела» Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней. В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине. И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.

  1.  Роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова повествует о таких человеческих качествах, как слабость и трусость, доброта и равнодушие, эгоизм и любовь ко всему окружающему.  Эти качества человека прекрасно раскрываются в главах, где рассказано о встречах Понтия Пилата и Иешуа.

Иешуа - образец отзывчивости, он всех людей, даже своих палачей называет добрыми людьми, он жалеет Понтия Пилата, когда видит, как тот мучается от головной боли и когда понимает, что тому придется вынести ему обвинительный приговор.

Иешуа просто любит всех людей, без исключения и без скидок на то, что собой эти люди представляют. Он готов к любому поспешить на помощь и, наверное, жалеет только об одном, что не может успеть помочь всем нуждающимся.

Иное дело Понтий Пилат. Римский проконсул, фактический хозяин Иудеи, обязан быть человеком беспристрастным и равнодушным. Перед его глазами проходят тысячи преступников, по его слову свершаются тысячи казней. Он привык к жестокости, и она ничего не пробуждает в его душе.

Но даже этого стального человека тронула внезапное участие Иешуа. Но Пилат — трус.  Иешуа умирает, чтобы осчастливить весь мир, Понтий Пилат наказан за равнодушие вечным одиночеством.

11. Равнодушие в рассказе Горького «Старуха Изергиль» чередуется с примерами отзывчивости и самоотречения ради счастья других. Страшна судьба человека-орла Ларры, который считал себя лучше всех, который считал себя вправе делать то, что пожелает, который убил девушку просто за то, что она посмела отказать ему. Такое равнодушие к человеческой жизни, к самому человеку не могло остаться безнаказанным. Ларра был изгнан из племени и много лет жил один. Но время наказало его сильнее, чем могли бы сделать то люди. Настал миг, когда Ларра понял, что он совсем не исключительный. Он страстно захотел смерти, но даже смерть отвернулась от того, кто был равнодушнее ее самой.

Иной пример Данко, этот юноша своей добротой и самоотречением спас свой народ. Его отзывчивость не знала границ и не знала страха. Когда он вел долгой дорогой через лес обозленных и потерявших надежду людей, он жалел их, как только может жалеть чистое и смелое сердце. Чтобы помочь тем,кто готов был растерзать его, Данко заставил себя загореться и вырвал горящее сердце из груди. Он вывел народ из леса, он спас многие жизни, но равнодушная толпа думала только о своем спасении и сразу забыла спасителя.

Впрочем,отзывчивость и не нуждается в благодарности, это такое качество, которое делает человека счастливым само по себе, от осознания того, что ты сумел помочь кому-то вывел кого-то на верный путь, дал шанс начать новую жизнь.

12. Обычно в книгах о войне мы встречаем немало примеров равнодушия, которое проявляется по-разному, кто-то становится предателем, кто-то равнодушно смотрит на чужую боль и страдания, но не таков рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

Невиданные испытания выпали на долю главного героя, простого шофера Андрея Соколова. Он попадает на фронт, потом в плен, судьба сталкивает его с другими пленными и в этой среде, где каждый второй потенциальный смертник, нет места равнодушию. Сам Соколов без жалости делит хлеб, который ему даровал «добрый» комендант лагеря, ему вправляет руку незнакомый человек, просто чтобы избавить от боли, пленные стояли друг за друга и потому многие из них выжили.

Вернувшись с фронта Соколов сталкивается с новым испытанием — война отняла у него всю семью. Но его сердце все еще полно любви к людям и эта любовь требует выхода. Соколов берет на воспитание Ваню, мальчика-сироту и таким образом создает новую семью. Его одинокая душа уже не будет одинокой, раз рядом с ней появилась любящее сердце.

13. Все люди разные, у каждого своя судьба, своя среда обитания, но в любых условиях можно найти примеры порочного проявления человеческой натуры и самоотверженности.

В драме Горького «На дне» мы также встретим героев с открытой и отзывчивой душой (Наташа, Настя, Наташа, Актер) и  людей, которые, пользуясь своим более выгодным временным положением, находят удовольствие в унижении и оскорблении себе подобных (Костылев и Василиса).

Василиса Костылева предстает как черствая душой хозяйка заведения. Странник Лука среди всех действующих лиц несет всем людям идеи добра, всепрощения, надежды на лучшее — его поддержка вселяет в людей веру, дающую жизненные силы. Это тоже проявление сочувствия к людям, поддержки.

Только искренне участие имеет смысл, только оно наполняет людей верой и силой, только оно приносит утешение. Озлобленность же и недовольство другими людьми — разрушающие качества, как в отношении отдающего, так и в отношении вынужденно принимающего подобные проявления человеческой натуры.

  1. В пьесе «Гроза» А. Островского равнодушие исходит от Тихона по отношению к Катерине, это терзает ее, он не может заступится за нее, не хочет брать жену с собой в поездку, хотя Катерина уже тогда чувствует, что что-то случится. Также равнодушие исходит от Бориса в конце пьесы, когда он не хочет пойти против дяди, боится лишиться наследства и оставляет Катерину со своими терзаниями.

15. Совсем другого героя мы встречаем на страницах рассказа А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

16. ПисательВ.Г. Короленко написал замечательную книгу «Дети подземелья».  Он показал, как легко находят общий язык между собой дети из разных слоев общества, для которых еще не существуют тех условностей, по которым живут взрослые, и как легко оказывается быть отзывчивым и добрым, пока ты молод.

Мальчик Вася, сын судьи, рано потерявший мать, начинает дружить с детьми подземелья, Валеком и Марусей, которые живут в мрачном замке в обществе нищих, отверженных цивилизованным обществом.

Взрослые стараются избегать даже проходить рядом с этим местом, детей пугают ужасами, которые там творятся, но Вася на личном примере убеждается, что все это ложь. Да, нищим приходится воровать, чтобы как-то жить, но среди них есть дети, которые кажутся Васе очень несчастными, и его доброе сердце не может вынести этой картины. Он старается помочь своим новым друзьям, Вася проявляет отзывчивость и доброту. Даже его отец, поняв, какие чувства двигают мальчиком ,начинает гордиться поступками сына.

К сожалению, мы можем быть равнодушными, можем не обращать внимания на чужие беды, но в глубине души каждый из нас понимает, что это очень плохо, и завидует тем, кто способен на чистые добрые чувства, такие как, простая человеческая отзывчивость.

17. К сожалению, современное общество потеряло связь с природой, которая существовала на всём периоде существования. Мы забываем, как когда-то поклонялись ей и боялись всех её явлений, как прятались, когда слышали гром и видели молнии. Сейчас человек, овладев таким множеством технологий, начал считать себя её хозяином, он больше не придаёт никакого значения тому, что последует за его действиями, перестал отвечать за свои поступки, забыл о самом драгоценном, поставив на первое место своё собственное благополучие, а не природы.

Так, в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» нам рассказывается история о деревне Матёре, которую пришлось затопить, чтобы построить плотину. Тут автор показывает, насколько циничным стал мир, что люди, живущие в нём, забывают о том, что на самом деле важно. Но затоплена была не только деревня, но и леса, поля, кладбище, тем самым был уничтожен маленький мирок, который создавали жители. Никто не задумывался о том, что будет дальше, об экологической проблеме, людям просто нужна была плотина, и они её построили. Этот пример доказывает, что из-за человеческого эго и жажды власти над миром погибает много земель, сохнут реки, вырубаются леса и начинаются экологические проблемы.

18. И. С. Тургенев в своём романе«Отцы и дети» также показывает равнодушие к природе. Один из главных героев, Базаров, является нигилистом и считает, что природа – это мастерская для человека. Автор показывает в нём «нового» индивида, который равнодушен к ценностям своих предков. Герой живёт настоящим и не думает о том, к чему могут привести его поступки в будущем. Базаров не стремится к контакту с природой, она не приносит ему покой и наслаждение, не дарует ему душевное равновесие, поэтому, когда герою было плохо, он пошёл в лес и стал всё ломать. Таким образом, автор показывает нам, что равнодушие к окружающему миру не принесёт нам ничего хорошего и уничтожит на корню всё то, что было заложено в нас предками, которые с уважением и почтением относились ко всему и понимали ценность этой жизни и основные задачи их существования.

19. В замечательной повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» мы легко находим примеры и равнодушного хищнического отношения к родной природе и примеры отзывчивости, любви. Главные герои повести - бывший лесничий Бурьянов и новый лесничий Полушкин. В единственной заповедной роще, что осталась от некогда огромных лесов, окружающих поселок, творились форменные безобразия. Лесничий сам возил на охоту в рощу браконьеров, воровал лес, оборвал все лыко с роскошных липовых деревьев. Бурьянов был совершенно равнодушен к природе родного края, не понимал ее красоты и жил только для того, чтобы урвать себе лишний кусочек от бывших в его ведении природных богатств.

Иным был Иван Полушкин. Человек немного не от мира сего, зато влюбленный в природу до крайности. Он мог обойти стороной муравейник, роя канаву для канализационных труб. Когда его назначили лесничим, он стал строго следить за заповедной рощей, старался сделать ее еще красивей, чтобы и людям эта красота была доступна. Он даже привез белых лебедей, ведь они когда-то водились в этом крае. Защищая своих лебедей, и погиб Полушкин от рук браконьеров, но погиб с чистым сердцем, не тая обиды на своих убийц, погиб как святой человек, который был одним целым с природой края, в котором жил.

  1. Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
  2. Леонид Андреев - замечательный писатель, автор многих рассказов о животных. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, - бережное отношение к животным. Писатель подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.

         Рассказ «Кусака» повествует историю о  бездомной собаке, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя - Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…». Идея этого произведения в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом пришёл домой и избил свою жену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое сочинение по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Материал поможет учителю в продготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению 2017 по направлению "Равнодушие и отзывчивость"....

Равнодушие и отзывчивость

презентация по итоговому сочинению...

Равнодушие и отзывчивость

материалы для подготовки к итоговому сочинению...

Итоговое сочинение. Равнодушие и отзывчивость

Презентация содержит материал для подготовки к итоговому сочинению 2017г. по направлению "Равнодушие и отзывчивость"...

Презентация. Подготовка к итоговому сочинению по направлению"Равнодушие и отзывчивость"

Подготовка к итоговому сочинению по направлению"Равнодушие и отзывчивость"...

Презентация "Направление итогового сочинения "Равнодушие и отзывчивость"

В данном материале представлена презентация, в которой собраны материалы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2017 году по направлению: "Равнодушие и отзывчивость". В презентации раскры...

Декабрьское сочинение "Равнодушие и отзывчивость"

Готовимся к декабрьскому сочинению по литературе....