Рабочая программа по литературе (6 класс, обучение на дому)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Курочкина Ольга Александровна

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 120 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Рабочая программа

по литературе для 6 класса

(индивидуальное обучение)

на 2017 - 2018 учебный год

(1,5 часа в неделю, за год – 51 час)

Составлена Курочкиной О.А.,

 зам. директора ГБОУ школы № 120 по УВР


Запланировано сочинений –  7 , контрольных работ –   4

программа составлено на основе:

Программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 11 классы под редакцией В.Я.Коровиной 9 - е издание допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,  Москва «Просвещение» 2007

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

2

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы ХVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

21

Из русской литературы XX века.

14

Зарубежная литература.

8

Повторение пройденного.

1

Всего часов

51

Распределение по четвертям: 1 ч – 12 часов

                                                     2 ч – 12 часов

                                                     3 ч – 15 часов

                                                     4 ч – 12 часов

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Дополнительная литература:

1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.

Москва «ВАКО» 2006

К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)

2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.

М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

3) В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание

Москва «Просвещение» 2003

4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.

Москва «Просвещение» 2004

5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Москва «Просвещение» 2002

6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.

Москва «Классик Стиль» 2005

7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя

Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996

8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко  Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002

Календарно-тематическое планирование.

Учебник: 

Литература 6 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений.

В двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной.

Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

18 – е издание

Москва «Просвещение» 2011

№п/п

Тема урока

Деятельность учащегося

Форма

контроля

Домашнее задание

1

Литература как художественное отражение жизни

подготовить сообщения о мифологии разных народов

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Стр.3-5

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки.

придумать загадку, а отгадку нарисовать

Слово учителя, комментарий, беседа

читать статью учебника, ответить на вопросы 1, 2, 3 (с. 10);

3

Рр. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Подготовить сообщение об обрядах, известных в нашей местности

беседа

Сочинение «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

4

 «Повесть временных лет».

подготовить устный комментарий
к репродукциям картин художников, изображающих Древнюю Русь

работа

с учебником, комментированное чтение

придумать  небольшой  рассказ  по одной из пословиц.

5

«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ»

составить словарик трудных слов

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

продолжить и закончить сценарий

6

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

Выразительное чтение

работа с учебником

выучить басню наизусть

7

И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».

Выразительное чтение

Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование

подготовить выразительное чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен. Знать биографию писателя.

8

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение

«И. И. Пущину».

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

подготовить выразительное чтение; сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни»

Объяснительно-иллюстративная

стихотворение «И. И. Пущину» выучить наизусть

9

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

творческое сочинение-миниатюра
о любимом уголке родной природы

Слово учителя; беседа по тексту

творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самостоятельная работа), рисунок; выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»;

10

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

проиллюстрировать понравившиеся эпизоды повестей

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Иллюстрация с подбором фраз из текста

11

«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

 А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему комментированное чтение; беседа по прочитанному

Пересказ фрагментов

12

А. С. ПУШКИН. РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному, работа с книгой, демонстрация

читать главы VIII–XIX

подготовиться к внеклассному чтению; начать подготовку  к  сочинению  по  одному  из  изученных  произведений
А. С. Пушкина.

13

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести.

подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Пересказ фрагментов

14

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Пересказ фрагментов

15

Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».

Пересказ фрагментов

Беседа, работа с книгой, демонстрация

 Домашнее сочинение по теме «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».

16

Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.

Контрольная работа

Контрольная работа

Читать стихи М.Ю.Лермонтова по выбору

17

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».

Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Слово учителя, комментированное Слово учителя; чтение, беседа по прочитанному; дискуссия на тему

биография Лермонтова (по учебнику); ответить на вопросы 1–3 (с. 163).

18

Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»

подготовить выразительное чтение фрагмента на выбор

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Пересказ фрагментов

19

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

подготовить выразительное чтение фрагмента на выбор

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Пересказ фрагментов

20

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Комментированное чтение; аналитическая беседа, чтение наизусть

близко к тексту описать картины природы, пересказать истории мальчиков.

21

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Пересказ фрагментов

22

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Выразительное чтение

23

А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Наизусть по выбору

24

Н. А. Некрасов. Работа над стихотворениями «Железная дорога».

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Слово учителя, комментированное чтение

отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть;

25

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Слово учителя, комментированное чтение

Подготовка к контрольной работе

26

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

Контрольная работа

Слово учителя,

читать сказ Лескова «Левша»

27

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…»

«Портрет» Левши.

Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать
в речевое общение

Слово учителя, комментированное чтение

читать сказ Лескова «Левша»

28

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века»

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

комментированное чтение

инсценирование  эпизодов  понравившегося  рассказа

29

А. С. Грин «Алые паруса».

Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

устное сочинение-отзыв

о произведении

Слово учителя, комментированное чтение

сочинение-миниатюра  «Мои  пожелания  героям...».

30

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ  «Неизвестный цветок».«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

устное сочинение-отзыв

о рассказе

Слово учителя, комментированное чтение

сочинение-миниатюра  «Кому  нужна  моя  помощь?».

31

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

создание иллюстраций

Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

Слово учителя, комментированное чтение

рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали…» (с. 51)

32

Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».

Насти и Митраши», «Спасение Митраши»

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному

прочитать произведение до конца;

33

Классное сочинение «Человек и природа в сказке –были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Составление текста, самоанализ написаного

беседа

Подбор стихотворений по теме

34

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Выразительное чтение, наизусть по выбору

35

А. А. Лиханов. «Последние холода» Дети и война.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Чтение  В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой».

36

В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой».

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).

создание иллюстраций

Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя; беседа по содержанию

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя; беседа по содержанию

37

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. Владение монологической
и диалогической речью. Приведение примеров, формулирование выводов

Беседа-размышление по прочитанному

дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?

38

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника
(по произведениям
В. П. Астафьева,

В. Г. Распутина).

Создание письменных высказываний

Слово учителя

Закончить работу

39

В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал».

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Умение находить литературные аналогии и выстраивать сквозные линии

Слово учителя, чтение
с комментариями учителя; беседа по содержанию

О чём заставило вас задуматься произведение Шукшина?

40

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.

Контрольная работа

Контрольная работа

Подбор стихотворений о природе

41

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению. А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя

186 - 188

42

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

Г. Тукай «Родная деревня», « Книга».

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя

191 - 194

43

 Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Отличительные признаки мифа и сказки; сообщения учащихся о других подвигах Геракла.

сообщения учащихся о том, какими были представления в греческой мифологии

о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации

к древнегреческим мифам. Отличительные признаки мифа и сказки; сообщения учащихся о других подвигах Геракла.

сообщения о том, какими были представления в греческой мифологии

о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации

к древнегреческим мифам.

Рассказ учителя, беседа, работа

с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация

Пересказ фрагментов

44

 Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

составить план текста эпизода «Одиссей у циклопов»; подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы 

Проблемные задания различного уровня сложности

составить (письменно) простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе

45

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.

Чтение, пересказ фрагмента; анализ текста с выделением понятия «идеал»

Слово учителя; выразительное чтение; аналитическая беседа

нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота.

46

 Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

подготовить рассказ о писателе

подготовить литературоведческую справку о жанре «новелла»

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному

Пересказ с определением собственного отношения к прочитанному

47

 Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги.  Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче.

Чтение, определение смысловых фрагментов

Проблемные задачи

279 - 299

48

 Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц».

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному

279 - 299

49

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному

Пересказ фрагментов

50

Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному

Пересказ фрагментов

51

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Задания для летнего чтения.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа Задания для летнего чтения.

Задания для летнего чтения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 9 класс (обучение на дому)

Данная программа может быт использована при преподавании индивидуального обучения. На изучение физики классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа)....

Рабочая программа по физике 10 класс (обучение на дому)

Данная программа может быт использована при преподавании индивидуального обучения. На изучение физики классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа)....

Рабочая программа по математике 6 класс (обучение на дому)

Данная рабочая программа по математике используется при работе с учениками  (обучение на дому)  к учебному комплексу для 6 класса авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Ш...

Рабочая программа по математике 5 класс обучение на дому

Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования на основании программы па математике. Планирование учебного материала 5-6 классы./Автор-сост...

Рабочая программа по геометрии 7 класс.Обучение на дому

Рабочая программа по геометрии 7 класс.Обучение на дому ребенка-инвалида...

Рабочая программа по геометрии 8 класс.Обучение на дому

Рабочая программа по геометрии 8 класс.Обучение на дому ребенка-инвалида...

рабочая программа по математике 5 класс (обучение на дому)

программа рассчитана на 3 часа в неделю, УМК Никольский...