Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е. Замятина „Мы“.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы. Цель: углубить представление учащихся о жанре антиутопии; через обсуждение произведения вывести их к рассмотрению философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции; расширить предметную компетенцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е. Замятина „Мы“».

Цель: углубить представление учащихся о жанре антиутопии; через обсуждение произведения вывести их к рассмотрению философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции; расширить предметную компетенцию.

Оборудование: текст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы»; портреты писателей: Е. Замятина, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского, Ф. Достоевского, Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери и книги с их произведениями; фоном на уроке звучат произведения Скрябина.

  1. Организационный этап.

  1. Реализация домашнего задания: сообщения учащихся о биографии Е. Замятина и творческой истории романа «Мы».

  1. Мотивация учебной деятельности.

1. Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.

    – Что может объединять таких разных, на первый взгляд, писателей и их произведения? (Каждый из них в той или иной мере затрагивал проблему устройства государства и места человека в этом государстве)

     – Чем роман Чернышевского выделяется из этого ряда? (В четвёртом сне Веры Павловны автор рисует идеальный мир, в котором свободный труд с использованием техники гармонично сочетается с отдыхом, нравственным совершенством людей, гармонией человека и природы. В произведениях других авторов идеальный мир создаётся подавлением человеческой индивидуальности и нивелированием потребностей.)

 2.  – Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? (Материальные проблемы решены в ходе Двухсотлетней войны; победа над голодом одержана за счёт гибели большей части населения; духовные запросы подавляются, ограничиваются и строго регламентируются.)

    – Как достигается иллюзия счастья в романе? (Зелёная Стена ограждает от всего мира; Часовая Скрижаль отняла у граждан возможность интеллектуального и художественного творчества; создана целая система подавления инакомыслия: Бюро Хранителей, Операционное Бюро, Великая Операция; доносительство возведено в ранг добродетели.)

    – Итак, «идеальный» общественный порядок достигнут насильственным путём: упразднением свободы. Но почему же насилие над личностью вызывает восторг у людей? Потому что у Государства есть оружие страшнее Газового Колокола. Это оружие - слово. Именно оно может подчинить человека чужой воле, оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Эта мысль в романе особенно важна, так как проблема манипулирования сознанием актуальна и в наши дни.

   – Какие же доказательства истинности счастья Нумеров даны в романе? (Ответы учащихся с опорой на текст: записи 2-я, 7-я, 11-я, 20-я и другие)

    – В чём сила и слабость приведённых доводов? (Сила и убедительность в их логичности, но в этом и слабость. Нельзя переносить логику, применимую к технике, на человеческую жизнь. Человек заменяется нумером, а это позволяет подойти к личности с холодной арифметикой Раскольникова: человек – вошь.)

    – Личность, сформировавшаяся в таких условиях, ощущает себя «вошью», песчинкой, «миллионной долей тонны». Именно так чувствует себя главный герой в начале повествования. Как Замятин изображает эволюцию Д-503 от осознания себя микробом в этом мире до вселенной внутри себя? (Герою не дают покоя носы, такие разные при всей одинаковости Нумеров; свободные часы, которые каждый проводит по-своему; его волосатые руки, «капля лесной крови»; ведение дневниковых записей, не поощряемое государственной идеологией. То есть в Д-503 сохранились крошечные остатки человеческой природы, неподвластные Единому Государству.)

    – Какие перемены происходят с нашим героем, когда в его жизни появляется I-330? (Ответы учащихся с опорой на текст)

    – Герой вступает в конфликт не только с Государством, но и с самим собой. В нём борются долг перед обществом с любовью к I-330, рассудок - с душой, сухая математическая логика – с человеческой природой. Одинок ли наш герой? (Нет. Своим поведением вызов Государству бросает I-330, под её влияние попадает поэт R-13, доктор, выдающий липовые справки, даже О-90, слабая и беззащитная, ощутила потребность в простом счастье материнства. И это только наиболее яркие персонажи. А есть ещё те, кто взорвал Зелёную стену, пытался захватить Интеграл…)

    – Итак, что же противостоит Единому Государству? Почему такой мир обречён на гибель? (Противостоит душа человека, способность любить и страдать. Ограничив человека, Государство ограничило и себя, перестав задавать вопрос «А что дальше?» (запись 30-я), а это привело к остановке в развитии.) 

  1. Роман «Мы» в контексте мировой литературы.

1) Сообщения учащихся по произведениям Дж Оруэлла «1984», Р. Брэдбери «451˚ по Фаренгейту».

2) Сопоставление образа градоначальника Угрюм-Бурчеева из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина и Благодетеля у Замятина.

Домашнее задание:

  1. Главный вопрос, поставленный Замятиным в романе: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой? Как бы вы ответили на этот вопрос с позиции XXI века? (мини-сочинение)
  2. Посмотреть художественный фильм «Дивергент», написать отзыв (по желанию)

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ БУДУЩЕМУ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ Евгения Замятина "МЫ"

Урок – исследование по роману Евгения Замятина "МЫ"...

Утопия и антиутопия в русской литературе

Материал для уроков литературы в 11 классе....

Модель взаимодействия с социальными партнерами учителя русского языка и литературы

Социальное партнерство в школьном образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельн...

Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам.

Презентация. "Евгений Замятин.Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам"...

Роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В последние годы появилось много публикаций отечественных и зарубежных исследователей, в которых произведения утопического и антиутопического жанров рассматриваются как «неотъемлемая часть миров...

9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"

9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"...