Схемы анализа литературного произведения
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему

Кадетова Евгения Валерьевна

Анализ литературного произведения - один из вариантов написания сочинения. Схемы помогут обучающимся раскрыть идейно-тематическое содержание текста и выявить художественные особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_analiza.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа эпизода
1.Об авторе (своеобразие творчества, литературное направление). 
2.О произведении (эпиграф или посвящение, анализ названия).
З. Дата написания с историческим и биографическим комментарием.

4.Тема (о чем? чему посвящено?). 
5.Проблематика:
человек и общество, человек и история, человек и природа.
творец и искусство, человек и человек,
мифологическая или фантастическая,
национально-историческая,
идейно-нравственная,
философская (размышления о смысле жизни), 
б. Пафос (эмоциональное отношение автора к изображаемому):
- героический, драматический, романтический; сатирический, сентиментальный, оценочный, реалистический.
7.Основная мысль (идея). 
8. Жанр: рассказ, повесть; роман, роман-эпопея. 
9.В каком месте повествования находится данный эпизод: вступление, завязка, развитие действия, кульминация; развязка, эпилог.
10.Композиция:
- повествование (от первого лица, рассказ в рассказе), описание (портрет персонажа, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, со стороны другими персонажами, самохарактеристика - исповедь, дневник, письмо...), собственная прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторские рассуждения, лирические размышления.
11 .Герои эпизода, их речевая и портретная характеристика, их место в системе образов произведения
12.Какую роль данный эпизод играет в произведении, какие мысли автора выясняет, иллюстрирует, доказывает, как помогает раскрыть характер героя (или героев)? 
13. Лексика. 
14.Тропы и фигуры. 
15. Синтаксис. 
16.Фонетика.
17.Является эпизод ярким, запоминающимся или же при прочтении не останавливает на себе внимание читателя.

ОТЗЫВ О СТИХОТВОРЕНИИ (5-6 класс)
1. Какую картину представляешь, читая стихотворение?
2. Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину ?
3. Какие слова помогают лучше понять чувства поэта, выраженные в стихотворении?
4. Каким настроением проникнуто стихотворение?
5. Какой отзвук находит стихотворение в твоей душе: о чем напоминает, какие будит мысли?

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА № 1
1. Дата написания с историческим или биографическим содержанием.
2. Связь текста стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи).
3. Жанр, жанровое своеобразие стихотворения.
4. Тема, идея
а) тема - о каких явлениях жизни говорит поэт,
б) идея - как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
5. Пафос - отношение автора к изображаемому.
6. Композиция (основные части и их связь, ведущие переживания, чувства).
7. Поэтическая лексика ( использование синонимов, антонимов, устаревших слов, неологизмов, роль существительных и других частей речи, близость поэтического языка к разговорному).
8. Своеобразие тропов и фигур.
9. Поэтический синтаксис
10. Поэтическая фонетика.

СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ № 2
1. Когда оно написано?
2. Тема (о чем говорится).
3. Идея (какую мысль доказывает автор, какие основные вопросы решает).
4. Как раскрывается идея произведения (в композиции, в системе образов, в выборе языковых средств)?
5. Приемы раскрытия образов (портрет, интерьер, действия и поступки, мысли, переживания, антитеза, сопоставление).
6. Язык стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и др., лексика).
7. Размер стиха.
8. Способы рифмовки.
9. Какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение?

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА № 3
1. Дата написания.
2. Биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержание:
ведущая тема, основная мысль. эмоциональная окраска, преобладание интонации.
5. Структура стихотворения:
А) сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству, по контрасту, по смежности; ассоциативно, по умозаключению, 
б) основные изобразительные средства:
- метафора (переносное значение слова по сходству или контрасту = сравнительному обороту с как бы),
- метонимия (переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности),
например, читать Белинского,
сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим),
- аллегория (изображение отвлеченного через конкретное, например , весы -правосудие), символ (максимально обобщенный образ), гипербола (литературное преувеличение),
- литота (преуменьшение), ирония (отрицательная оценка явления или предмета через его осмеяние),
- сарказм (едкая, сатирическая насмешка),
перифраз (описательный оборот, чтобы избежать повторения: артиллерия – царица полей),
в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма.
Г) основные ритмические особенности, размеры стиха,
Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная;
Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая,
Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа.
6.Инструментовка: фонетические, языковые средства. 
7.Черты лирического героя.

Схема анализа эпического произведения
1. История создания.
2. Характеристика жанра. Особенности сюжета.
3. Идейно-тематическое содержание:
А) замысел произведения;
Б) Основные проблемы, поставленные автором;
В) Композиция, её роль в раскрытии идейного содержания.
4. Система образов:
А) Основной принцип группировки действующих лиц.....
Б) Своеобразие приёмов построения художественного образа (портрет, диалоги, поступки, внутреннее состояние, восприятие событий, внутренние монологи)
5. Способы выражения авторской позиции.
6. Художественные особенности:
А) Язык; Б) Стиль, индивидуальность.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
1. Введение. Место стихотворения в лирике автора. Насколько характерны тема и образный строй стихотворения для данного поэта?
2. Основная часть. Анализ и интерпретация стихотворения:
- Тематика и жанр стихотворения (рассказ в стихах, лирический монолог и др.)
- Особенности позиции лирического героя (специфика мироощущения, отстаиваемые ценности).
- Лирический герой, сюжет и композиция, образный строй стихотворения: как развивается главная идея или передаются чувства лирического субъекта, значимы ли логические или ассоциативные связи между образами, как используются приемы противопоставления (контраста) или сопоставление образов, какова избранная поэтом строфическая форма.
- Соотношение пластичности ("живописности") и музыкальности в стихотворении; приемы лирического «внушения»: роль предметной конкретизации и иносказаний (метафор, метонимий, символов).
- Ритмическая и звуковая организация стихотворения: как связаны звуковые, синтаксические и образные повторы с чувствами и мыслями, выражаемыми в стихотворении,
- Лексика стихотворения (нормативное и окказиональное словоупотребление; Традиционные словесные формы и неологизмы;"своя" и "чужая" речь).
- В чем общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей?
3. Заключение. Что мне особенно близко или интересно в избранном стихотворении,

Схема анализа драматического произведения
1. История создания произведения.
Характеристика жанра. 
2.Художественное своеобразие. 
3. Особенности сюжета и его элементов. 
4.Тема, идея, смысл заглавия. 
5.Герои произведения:
А) Внешность (авторские пояснения);
Б) Поведение героя в различных ситуациях;
В) Речевая характеристика (диалог, монолог, содержание речи, стиль);
Г) Роль пейзажа, интерьера в раскрытии образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Общая схема композиции литературного произведения"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Схема анализа лирического произведения

В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....

Схема анализа лирического произведения

Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...

схема анализа лирического произведения

схема анализа лирического текста в таблице...

Схема анализа литературно-художественного произведения.

Данная схема поможет учащимся проанализировать прозаическое произведение. Кроме этого словарь терминов поможет соориентироваться в литературных понятиях, используемых в анализе. Использовала как разда...

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ...