План анализа стихотворения
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Тимошина Алла Игоревна

План анализа стихотворения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_analiza_stihotvoreniya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения.

1.Выходные данные (автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено). Сведения о литературной ситуации, как приняли стих-е критики и читатели, какие существовали течения в поэзии, к каким принадлежал или был близок автор.

2.Определить тему и идею. Тема – о чем говорится, круг жизненных вопросов. Идея – основная мысль, которую пытается донести до читателя автор.

3.Жанр стих-я: а) элегия – грустное размышление, воспоминание о прошлом;

б) послание (эпистола) – стих-е, написанное в форме обращения к конкретному лицу;

в)идиллия (эклога) – стих-е, рисующее гармонию окружающего мира (пейзажные стихи);

г) баллада – остросюжетное лирич-е произ-е о страшном или трогательном событии;

д) мадригал – комплимент женщине (любовного хар-ра) – « Я вас любил…»;

е) поэма – крупная жанровая единица; большее по размеру, чем стих-е, произ-е, в котором воплощается не одно, а ряд переживаний;

ж) песня – лирич-е произ-е, слова кот-го предназначены для пения;

з) гимн – песня торжественного содержания;

и) ода – стих-е, прославляющее значительное общественное событие (военную победу, важное лицо, персону);

к) дума – стих-е, посвященное истор-му прошлому; размышления об истор-х судьбах Родины, Народа, своего поколения;

л) эпиграмма – короткое стих-е, остроумно, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление;

м) смешанные жанры ( различают гражданскую лирику – стихи общественно-политического содержания, философскую лирику – стихи – размышления об основных вопросах бытия, интимную лирику – стихи о личных и любовных переживаниях, пейзажную лирику – стихи о переживаниях, вызванных природой.

4. Охарактиризовать лирического героя ( внутреннее  «Я» стихотворения).

Указать, есть ли аллюзия – ссылка автора на исторический, биографический, литературный контекст.

Все идеи донесены до читателя с помощью следующих художественных средств:

5. Художественные средства: а) звукопись – ассонанс (повтор гласных);   аллитерация (повтор согласных);

б) морфология – части речи, которые придают тексту динамику (преобладание существительных, прилагательных, глаголов);

в) лексика (архаизмы, славянизмы, авторские неологизмы,антонимы, синонимы, омонимы,фразеологизмы и т.д.) ; лексический повтор ( намеренное повторение автором одного и того же слова);

г) определить стиль стихотворения (высокий, средний, низкий);

д) тропы – слова, используемые в переносном значении:

эпитеты – красочные определения («бирюзовое море»);

метафора – скрытое сравнение («по зеркальной воде, по кудрям лозняка…»);

олицетворение – одушевление природы («вьга злится, вьюга плачет»);

сравнение – один предмет сравнивается с другим с помощью срав. союзов как, будто, словно, точно, что;

метонимия – переименование («прочитал всего Пушкина», т.е. его произведения);

синекдоха – разновидность метафоры – часть вместо целого («белеет парус одинокий»,т.е. лодка) или целое через часть («раб судьбу благословил», т.е. все рабы, не один);

гипербола – преувеличение; литота – преуменьшение;

аллегория – иносказание (в баснях);

символ – знак, наделенный чертами образа.

6.  Стилистические фигуры языка:   а) многосоюзие – полисиндетон; б) бессоюзие – асиндетон; в) градация – нарастание предмета, признака или действия; г) ретардация – убывание предмета, признака или действия; д) антитеза – противопоставление («стихи и проза, лед и пламень»); е) оксюморон – соединение несоединимого («живой труп»); ж) параллелизмы – сравнения в форме сопоставления («травой порастают могилы – давно зарастает боль»); з) инверсия  - обратный порядок слов; и) гротеск – нарушение принципа правдоподобия; к) умолчание – фраза, оставшаяся недосказанной («Но смерть… Но власть… Но бедствия народны…»); л) эллипс – пропуск какого-либо члена ( близок к умолчанию); м) парцелляция – намеренное членение автором фразы на несколько предложений (« Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.»); н) анафора – единоначалие; о) эпифора – одинаковая концовка; п) риторическое обращение; р) риторическое восклицание; с) риторической вопрос.

7.Формальный анализ.

  1. Определение размера стихотворения: двусложные - а) ямб ( _ /); б) хорей ( / _); трехсложные – а)дактиль ( / _ _); б) амфибрахий ( _ / _); в)анапест ( _ _ /).
  2. Рифмы : а) точные – полное совпадение заударной части (он-сон, гор-спор); б) неточные – имеются отклонения в созвучии ( рассказ – тоска); в) мужские – ударение на последнем слоге (окно-давно); г) женские – ударение на предпоследнем слоге (даром-пожаром).
  3. Характер рифмовки: а) парная параллельная (аа бб); б) перекрестная (аб аб); в) кольцевая ( аб ба).

8. Общий вывод по анализу (мое восприятие стихотворения, личное впечатление).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях...

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов...

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках...

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения...

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  ...

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения...

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения...