Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я. Коровина
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Полозкова Вера Владимировна

Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я. Коровина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_8_kl.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Караульский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована                         УТВЕРЖАЮ

методическим советом                                     Директор школы                    И.Ю. Хурцилава                      

Протокол   № ____ от _____2017г                   Приказ № ______ от ________ 2017г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                 

                                                                                         

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 8 класса

на 2017-2018 учебный год

                                                   Составитель:

                                                   Полозкова В.В.

                                                   учитель русского языка и литературы

 

  

 

 

2017г.

Пояснительная записка  

Настоящая рабочая программа по литературе  составлена на основе

 -  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана;

 - учебного плана Караульского филиала МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»;

 - примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной.- 2010г.

Цели:

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.   

   Задачи :

∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

                       

  Общая характеристика предмета.

   

           Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

              Изучение литературы в 8-м классе – это 2-ой этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

        Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

                 Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.  Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

            Большое внимание в программе уделяется изучению литературы ХХ века, т.к. необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя.

            Это требует особой организации учебной деятельности школьников в виде  уроков в различных технологиях, комбинированных и интегрированных формах.

Литературное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

            Практическая сторона литературного образования связана с совершенствованием овладения речью, духовная — с морально-нравственным  развитием человека, духовным становлением личности, формированием эстетического вкуса.

            Практическая полезность литературы обусловлена тем, что высокий уровень читательского мастерства и владения устной и письменной речью способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценностей окружающего мира.

            Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком.

Обучение литературе  даёт возможность развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные  и творческие способности, устную и письменную речь.

            Литературное образование вносит свой вклад в формирование целостной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности человека.

 Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану Караульского филиала МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение литературы  в  в 8 классе отводится 102 часа -  из расчета 2 часа в неделю.

Преподавание ведётся по учебнику:

 Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Литература 8 кл.   Под редакцией  В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др. «Просвещение», 2013.

Формы организации образовательного процесса

  • урок-практическая работа
  • уроки-соревнования урок-практическая работа
  • компьютерные уроки
  • уроки с групповыми формами работы
  • уроки взаимообучения учащихся
  • уроки творчества
  • интегрированные уроки

Механизмы формирования ключевых компетенций

  • применение ИКТ

             Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • Традиционное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Содержание

(68 часа)

Введение. Литература и искусство.

Устное народное творчество.(2 часа)

Лирическая и историческая песня. Предания.

Древнерусская литература. (3 часа)

Житийная литература. "Житие Александра Невского".

 "Повесть о Шемякином суде".

Контрольный тест -1.

Из русской литературы 18 века. (5 часа)

Д.И.Фонвизин . "Недоросль". Анализ эпизода комедии "Недоросль".

Сочинение -1.

Из русской литературы 19 века.(29 часов)

 И.А.Крылов. Басни

 К.Ф.Рылеев.Творчество.

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история.  А.С.Пушкин "История Пугачевского бунта". На подступах к роману "Капитанская дочка". История создания "Капитанской дочки". А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Формирование личности П.Гринева "Я жил недорослем". "Русское семейство Мироновых". Пушкинский Пугачев. Гуманизм и историзм в романе "Капитанская дочка". "Пиковая дама".

М.Ю.Лермонтов. Певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Композиция и художественные особенности поэмы "Мцыри". Идейное содержание поэмы "Мцыри". Образ Мцыри в поэме.

 Н.В.Гоголь. Великий сатирик. Комедия "Ревизор": история создания. "Ревизор" как социальная комедия. "Ревизор": четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. "Ревизор" пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление. "Шинель". Образ "Маленького человека" в литературе.

М.Е.Салтыков -Щедрин. Писатель, редактор, издатель. "История одного города"- художественно-политичесая сатира. М.Е.Салтыков -Щедрин: "О корени происхождения глуповцев".

Н.С.Лесков "Старый гений".

 Л.Н.Толстой. Страницы биографии. Рассказ "После бала". Мастерство Толстого в рассказе "После бала" Художественные особенности рассказа "После бала". Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н.Толстой "Отрочество"

Сичинения -2

Контрольная работа(тест) -1

Из литературы 20 века(20 часов)

 А.П.Чехова. Рассказы "О любви", "Крыжовник". И.А.Бунин. "Кавказ" - рассказ из цикла "Темные аллеи".

 А.И.Бунин. Страницы биографии. Рассказ "Куст сирени".

 А.А.Блок.  Выдающийся русский поэт-символист. "Россия": образ Родины как символ веры в будущее. Цикл "На поле Куликовом".

 С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма "Пугачев". Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

 И.С.Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем". Журнал "Сатирикон".

 М.А.Осоргин. "Пенсне".

А.Т.Твардовский. Страницы биографии. Поэма "Василий Теркин". Анализ глав из поэмы. Композиция и язык поэмы "Василий Теркин".

 А.П.Платонов "Возвращение". Возвращение к человечности, состраданию. В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги "Последний поклон"- "Фотография, на которой меня нет".

 Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

Сочинения -2

Контрольная работа -1.

Из зарубежной литературы.(8 часов)

Уильям Шекспир. Сцены из трагедии "Ромео и Джульетта". Сонеты.

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве".

 Дж.Свифт. "Путешествия Гуливера". В.Скотт "Айвенго".

Итоговый контрольный тест.

                                  Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Из них

часов

на р/р

На конт. работы

1.

Ведение

1                                                          

2.

Устное народное творчество

2                      

3.

Из древнерусской литературы

3                  

1

4.

Из русской литературы 18 века

5                                      

3

5.

Из русской литературы 19 века

29                                          

7

1

6.

Из русской литературы 20 века

20

4

1

7.

Из зарубежной литературы

8

1

Итого

68

12

     3

         

     Требования к уровню образованности восьмиклассников

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • Образную природу словесного искусства
  • Содержание и историческую основу произведений;
  • Черты литературных направлений;
  • Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
  • Систему художественных образов изучаемых произведений;
  •  Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
  •  Основы сценического поведения героев в произведениях;
  •  Содержание критических статьей к изучаемому произведению;
  •  Приемы анализа прозаического и поэтического текста;
  •  Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.

уметь

  • Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;
  • Владеть различными видами пересказа;
  • Воспринимать и анализировать художественный текст;
  • Определять род и жанр произведения;
  • Определять тематику и проблематику произведений;
  • Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать

   цитатный материал, редактировать написанное;

  •  Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
  •  Выявлять авторскую позицию;
  •  Выделять смысловые части произведения;
  •  Давать характеристику героев;
  •  Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
  •  Выражать свое отношение к поступкам героев;
  •  Строить устные и письменные высказывания;
  • Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;
  •  Глубоко анализировать художественный текст;
  •  Анализировать изобразительно-выразительные средства;
  • Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;
  •  Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;
  •  Перефразировать мысль;
  •  Владеть монологической и диалогической речью;
  •  Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
  •  Использовать различные виды пересказа и чтения;
  •  Владеть основными видами публичных выступлений;
  • Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;
  •  Проводить информационно- смысловой анализ текста;
  •  Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для;
  • осознания роли литературы  в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы  в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы  как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.  Под редакцией  В.Я.Коровиной.

В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др. М:  «Просвещение», 2013.

2. Егорова Н.В. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2008

3.Золотарева И.В., Крысова Т. А. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2013

4. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н. Ф. Ромашина – Волгоград ,2013

5. Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.

6. Образовательные сайты.

 Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

                 

Календарно- тематическое планирование.

(68 часов: 2 часа в неделю)

Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.  Под редакцией  В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др.,М: «Просвещение», 2013

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемое время

Фактическое время

1

Введение. Литература и искусство.

1

Устное народное творчество

2 часа

2.

Лирическая и историческая песня.

Обрядовые песни.

1

3

Предания.

1

Древнерусская литература. 3 часа

4.

Житийная литература. «Житие Александра Невского».

1

5.

«Повесть о Шемякином суде».

1

6.

Контрольный тест.

1

Из русской литературы 18 века

5  часов( 3 часа на развитие речи)

7.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

1

8.

Анализ эпизода комедии «Недоросль»

1

9.

Р.Р.Подготовка к сочинению

1

10-11

Р.Р.Сочинение по комедии.

2

Из русской литературы 19 века 29 часов (7 часов  на р/р. + 3 к/р.)

12.

Басни И.А.Крылова.

2

13.

Творчество К.Ф.Рылеева.

1

14.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история.

1

15.

А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка».

1

16.

История создания «Капитанской дочки»

1

17.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем».

1

18.

 «Русское семейство Мироновых».

1

19.

Пушкинский Пугачев.

1

20.

Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка»

1

21.

«Пиковая дама»

1

22-23

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ сочинения.

2

24.

М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ

1

25.

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри».

1

26.

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

1

27.

«Ревизор»  как социальная комедия.

1

28.

«Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление

1

29

Н.В.Гоголь  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

30-32

Р.Р.Сочинение по комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор» и его анализ.

2

33.

М.Е.Салтыков – Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира.

1

34.

«История одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина: «О корени происхождения глуповцев».

1

35.

Н.С.Лесков «Старый гений».

2

36.

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

1

37.

Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Художественные особенности рассказа «После бала».

1

38.

Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н. Толстой «Отрочество».

1

39.

Контрольная работа.

1

40.

Р.Р.Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения.

1

Из литературы 20 века.( 20 часов - 4 часов на р.р.)

41.

Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник».

1

42.

И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».

1

43.

А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

1

44-45.

 Р.Р.Сочинение «Что значит быть счастливым».

2

46.

А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом».

1

47.

С.А.Есенин. историзм поэта. Поэма «Пугачев»

1

48.

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

1

49.

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем».

1

50.

Журнал «Сатирикон».

1

51.

М.А.Осоргин «Пенсне».

1

52.

Контрольная работа.

1

53.

А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин».

1

54.

А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы.

1

55.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

1

56.

А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию.

1

57.

Р.Р.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1

58.

В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества.  Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».

1

59.

Р.Классное сочинение – анализ стихотворения.

1

60

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1

Из зарубежной литературы 8 часов.(2 р/р)

61

Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты.

1

62

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».

1

63

Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера».

1

64

В. Скотт. «Айвенго».

1

65-66

Р/р. Итоговое сочинение.

2

67

Итоговое тестирование.

1

68

Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.

Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс

Данная  рабочая программа по литературе для 8 класса составлена  на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...