Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я. Коровина
    рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

    Полозкова Вера Владимировна

    Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я. Коровина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл liter_8_kl.docx45.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Караульский филиал

    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрена и рекомендована                         УТВЕРЖАЮ

    методическим советом                                     Директор школы                    И.Ю. Хурцилава                      

    Протокол   № ____ от _____2017г                   Приказ № ______ от ________ 2017г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                     

                                                                                             

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по литературе

    для 8 класса

    на 2017-2018 учебный год

                                                       Составитель:

                                                       Полозкова В.В.

                                                       учитель русского языка и литературы

     

      

     

     

    2017г.

    Пояснительная записка  

    Настоящая рабочая программа по литературе  составлена на основе

     -  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана;

     - учебного плана Караульского филиала МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»;

     - примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной.- 2010г.

    Цели:

    Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

    Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.   

       Задачи :

    ∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

    ∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

    ∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

    ∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

    ∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

    ∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

                           

      Общая характеристика предмета.

       

               Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

                  Изучение литературы в 8-м классе – это 2-ой этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

            Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

                     Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.  Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

                Большое внимание в программе уделяется изучению литературы ХХ века, т.к. необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя.

                Это требует особой организации учебной деятельности школьников в виде  уроков в различных технологиях, комбинированных и интегрированных формах.

    Литературное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

                Практическая сторона литературного образования связана с совершенствованием овладения речью, духовная — с морально-нравственным  развитием человека, духовным становлением личности, формированием эстетического вкуса.

                Практическая полезность литературы обусловлена тем, что высокий уровень читательского мастерства и владения устной и письменной речью способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценностей окружающего мира.

                Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком.

    Обучение литературе  даёт возможность развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные  и творческие способности, устную и письменную речь.

                Литературное образование вносит свой вклад в формирование целостной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности человека.

     Место предмета в учебном плане

    Согласно учебному плану Караульского филиала МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение литературы  в  в 8 классе отводится 102 часа -  из расчета 2 часа в неделю.

    Преподавание ведётся по учебнику:

     Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Литература 8 кл.   Под редакцией  В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др. «Просвещение», 2013.

    Формы организации образовательного процесса

    • урок-практическая работа
    • уроки-соревнования урок-практическая работа
    • компьютерные уроки
    • уроки с групповыми формами работы
    • уроки взаимообучения учащихся
    • уроки творчества
    • интегрированные уроки

    Механизмы формирования ключевых компетенций

    • применение ИКТ

                 Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

    • Традиционное обучение;
    • разноуровневое обучение;
    • проблемное обучение;
    • информационно-коммуникационные технологии.

    Содержание

    (68 часа)

    Введение. Литература и искусство.

    Устное народное творчество.(2 часа)

    Лирическая и историческая песня. Предания.

    Древнерусская литература. (3 часа)

    Житийная литература. "Житие Александра Невского".

     "Повесть о Шемякином суде".

    Контрольный тест -1.

    Из русской литературы 18 века. (5 часа)

    Д.И.Фонвизин . "Недоросль". Анализ эпизода комедии "Недоросль".

    Сочинение -1.

    Из русской литературы 19 века.(29 часов)

     И.А.Крылов. Басни

     К.Ф.Рылеев.Творчество.

     А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история.  А.С.Пушкин "История Пугачевского бунта". На подступах к роману "Капитанская дочка". История создания "Капитанской дочки". А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Формирование личности П.Гринева "Я жил недорослем". "Русское семейство Мироновых". Пушкинский Пугачев. Гуманизм и историзм в романе "Капитанская дочка". "Пиковая дама".

    М.Ю.Лермонтов. Певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Композиция и художественные особенности поэмы "Мцыри". Идейное содержание поэмы "Мцыри". Образ Мцыри в поэме.

     Н.В.Гоголь. Великий сатирик. Комедия "Ревизор": история создания. "Ревизор" как социальная комедия. "Ревизор": четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. "Ревизор" пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление. "Шинель". Образ "Маленького человека" в литературе.

    М.Е.Салтыков -Щедрин. Писатель, редактор, издатель. "История одного города"- художественно-политичесая сатира. М.Е.Салтыков -Щедрин: "О корени происхождения глуповцев".

    Н.С.Лесков "Старый гений".

     Л.Н.Толстой. Страницы биографии. Рассказ "После бала". Мастерство Толстого в рассказе "После бала" Художественные особенности рассказа "После бала". Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н.Толстой "Отрочество"

    Сичинения -2

    Контрольная работа(тест) -1

    Из литературы 20 века(20 часов)

     А.П.Чехова. Рассказы "О любви", "Крыжовник". И.А.Бунин. "Кавказ" - рассказ из цикла "Темные аллеи".

     А.И.Бунин. Страницы биографии. Рассказ "Куст сирени".

     А.А.Блок.  Выдающийся русский поэт-символист. "Россия": образ Родины как символ веры в будущее. Цикл "На поле Куликовом".

     С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма "Пугачев". Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

     И.С.Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем". Журнал "Сатирикон".

     М.А.Осоргин. "Пенсне".

    А.Т.Твардовский. Страницы биографии. Поэма "Василий Теркин". Анализ глав из поэмы. Композиция и язык поэмы "Василий Теркин".

     А.П.Платонов "Возвращение". Возвращение к человечности, состраданию. В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги "Последний поклон"- "Фотография, на которой меня нет".

     Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

    Сочинения -2

    Контрольная работа -1.

    Из зарубежной литературы.(8 часов)

    Уильям Шекспир. Сцены из трагедии "Ромео и Джульетта". Сонеты.

    Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве".

     Дж.Свифт. "Путешествия Гуливера". В.Скотт "Айвенго".

    Итоговый контрольный тест.

                                      Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Всего

    Из них

    часов

    на р/р

    На конт. работы

    1.

    Ведение

    1                                                          

    2.

    Устное народное творчество

    2                      

    3.

    Из древнерусской литературы

    3                  

    1

    4.

    Из русской литературы 18 века

    5                                      

    3

    5.

    Из русской литературы 19 века

    29                                          

    7

    1

    6.

    Из русской литературы 20 века

    20

    4

    1

    7.

    Из зарубежной литературы

    8

    1

    Итого

    68

    12

         3

             

         Требования к уровню образованности восьмиклассников

    В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

    знать/понимать

    • Образную природу словесного искусства
    • Содержание и историческую основу произведений;
    • Черты литературных направлений;
    • Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
    • Систему художественных образов изучаемых произведений;
    •  Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
    •  Основы сценического поведения героев в произведениях;
    •  Содержание критических статьей к изучаемому произведению;
    •  Приемы анализа прозаического и поэтического текста;
    •  Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.

    уметь

    • Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;
    • Владеть различными видами пересказа;
    • Воспринимать и анализировать художественный текст;
    • Определять род и жанр произведения;
    • Определять тематику и проблематику произведений;
    • Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать

       цитатный материал, редактировать написанное;

    •  Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
    •  Выявлять авторскую позицию;
    •  Выделять смысловые части произведения;
    •  Давать характеристику героев;
    •  Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
    •  Выражать свое отношение к поступкам героев;
    •  Строить устные и письменные высказывания;
    • Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;
    •  Глубоко анализировать художественный текст;
    •  Анализировать изобразительно-выразительные средства;
    • Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;
    •  Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;
    •  Перефразировать мысль;
    •  Владеть монологической и диалогической речью;
    •  Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
    •  Использовать различные виды пересказа и чтения;
    •  Владеть основными видами публичных выступлений;
    • Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;
    •  Проводить информационно- смысловой анализ текста;
    •  Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
    •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для;
    • осознания роли литературы  в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы  в жизни человека и общества;
    • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы  как явления культуры;
    • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
    • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
    • использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1.Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.  Под редакцией  В.Я.Коровиной.

    В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др. М:  «Просвещение», 2013.

    2. Егорова Н.В. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2008

    3.Золотарева И.В., Крысова Т. А. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2013

    4. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н. Ф. Ромашина – Волгоград ,2013

    5. Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.

    6. Образовательные сайты.

     Художественная литература:

    http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

    http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

    http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

    http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

    http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

    Справочно-информационные и методические материалы:

    http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

    http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

    http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

                     

    Календарно- тематическое планирование.

    (68 часов: 2 часа в неделю)

    Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.  Под редакцией  В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др.,М: «Просвещение», 2013

    № п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Планируемое время

    Фактическое время

    1

    Введение. Литература и искусство.

    1

    Устное народное творчество

    2 часа

    2.

    Лирическая и историческая песня.

    Обрядовые песни.

    1

    3

    Предания.

    1

    Древнерусская литература. 3 часа

    4.

    Житийная литература. «Житие Александра Невского».

    1

    5.

    «Повесть о Шемякином суде».

    1

    6.

    Контрольный тест.

    1

    Из русской литературы 18 века

    5  часов( 3 часа на развитие речи)

    7.

    Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

    1

    8.

    Анализ эпизода комедии «Недоросль»

    1

    9.

    Р.Р.Подготовка к сочинению

    1

    10-11

    Р.Р.Сочинение по комедии.

    2

    Из русской литературы 19 века 29 часов (7 часов  на р/р. + 3 к/р.)

    12.

    Басни И.А.Крылова.

    2

    13.

    Творчество К.Ф.Рылеева.

    1

    14.

    А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история.

    1

    15.

    А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка».

    1

    16.

    История создания «Капитанской дочки»

    1

    17.

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем».

    1

    18.

     «Русское семейство Мироновых».

    1

    19.

    Пушкинский Пугачев.

    1

    20.

    Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка»

    1

    21.

    «Пиковая дама»

    1

    22-23

    Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ сочинения.

    2

    24.

    М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ

    1

    25.

    Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри».

    1

    26.

    Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

    1

    27.

    «Ревизор»  как социальная комедия.

    1

    28.

    «Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление

    1

    29

    Н.В.Гоголь  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

    1

    30-32

    Р.Р.Сочинение по комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор» и его анализ.

    2

    33.

    М.Е.Салтыков – Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира.

    1

    34.

    «История одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина: «О корени происхождения глуповцев».

    1

    35.

    Н.С.Лесков «Старый гений».

    2

    36.

    Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

    1

    37.

    Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Художественные особенности рассказа «После бала».

    1

    38.

    Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н. Толстой «Отрочество».

    1

    39.

    Контрольная работа.

    1

    40.

    Р.Р.Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения.

    1

    Из литературы 20 века.( 20 часов - 4 часов на р.р.)

    41.

    Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник».

    1

    42.

    И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».

    1

    43.

    А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

    1

    44-45.

     Р.Р.Сочинение «Что значит быть счастливым».

    2

    46.

    А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом».

    1

    47.

    С.А.Есенин. историзм поэта. Поэма «Пугачев»

    1

    48.

    Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

    1

    49.

    И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем».

    1

    50.

    Журнал «Сатирикон».

    1

    51.

    М.А.Осоргин «Пенсне».

    1

    52.

    Контрольная работа.

    1

    53.

    А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин».

    1

    54.

    А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы.

    1

    55.

    Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

    1

    56.

    А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию.

    1

    57.

    Р.Р.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

    1

    58.

    В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества.  Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».

    1

    59.

    Р.Классное сочинение – анализ стихотворения.

    1

    60

    Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

    1

    Из зарубежной литературы 8 часов.(2 р/р)

    61

    Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты.

    1

    62

    Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».

    1

    63

    Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера».

    1

    64

    В. Скотт. «Айвенго».

    1

    65-66

    Р/р. Итоговое сочинение.

    2

    67

    Итоговое тестирование.

    1

    68

    Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.

    1



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

    Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

    Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

    Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

    Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.

    Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...

    Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.

    Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...

    Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

    Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

    Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

    Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

    Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

    Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...