Главные вкладки

    Доклад "Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ (задержкой психического развития)»
    консультация по литературе (7 класс) на тему

    В своем докладе кратко остановлюсь на особенностях развития детей с ЗПР, методических формах и приемах, применяемых для формирования учебно-познавательного интереса к изучению литературы с названной категорией учащихся. ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Е.И. Камильжанова,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ №38, г.Сургута

    Здравствуйте, уважаемые  коллеги!

    СЛАЙД 1

    Настоящий доклад посвящен следующей теме:

    « Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ (задержкой психического развития)»

    Проблема обучения детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР), испытывающих трудности в обучении, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем нашей школы. В частности конкретные цели и задачи обозначились  и перед учителями русского языка и литературы. Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, снижение мотивации, отсутствие логического анализа – вот далеко неполный перечень трудностей, с которыми сталкивается учитель. Результаты наблюдений учителей заставляют бить тревогу, а новые проблемы, возникающие в процессе обучения, требуют выбора форм работы по преодолению этих проблем, а также пересмотра возможностей  хорошо известных приемов с целью адаптации их к имеющимся условиям.

      В своем докладе  кратко остановлюсь  на  особенностях развития детей с ЗПР,   методических формах  и приемах, применяемых для формирования учебно-познавательного интереса к изучению литературы с названной категорией учащихся.

     Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

    Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность производительной памяти, малый объём, неточность и трудность воспроизведения. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Детям с ЗПР трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму. Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что обучение их в массовой общеобразовательной школе без специальной коррекционной работы не ведёт к преодолению отставания в развитии.

    СЛАЙД 2  На слайде представлены общие характерные трудности

    Трудности детей с ЗПР

    НЕУМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ ТЕКСТА;

    БЕДНОСТЬ  СЛОВАРНОГО ЗАПАСА;

    ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ЧТЕНИЯ

    а) у детей с ЗПР процесс фонематического анализа и синтеза крайне неразвит;

    б)  делают стойкие ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста;

    в) словарный запас учащихся с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью;

    г) чтение детей с ЗПР характеризуется замедленным темпом.

    При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

    Выразительность чтения – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

    Виды и приемы по развитию этого навыка могут быть следующие:

    1. Интонационная работа над предложением, текстом. Образец выразительного чтения – учитель. Детям с ЗПР важно не только слушать текст, но и видеть мимику, жесты читающего, чтобы затем воспроизвести выразительное чтение.
    2. Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов во время речевой разминки.
    3. Коллективное слушание записей выступлений мастеров художественного слова.
    4. Анализ текста, здесь важно показать роль и место логических ударений, привлечение внимания к авторским словам, характеристика отношения автора к герою.
    5. Хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодию и темп речи учителя.
    6. Чтение по ролям, драматизация текста. Эту работу в 5-6 классах можно начинать с чтения диалогов из учебника. Слова каждого действующего лица в этом случае пишут разным цветом. Такого же цвета полоски получают учащиеся , которые будут исполнять определенные роли. Когда будет достигнута ориентация  в тексте и учащиеся не станут прочитывать авторские слова вместе с прямой речью, их внимание вновь привлекают к книге. Школьники отыскивают авторские слова, но напечатанном в учебнике, и прочитывают его по ролям еще раз. Эти приемы используются до тех пор, пока учащиеся не научатся сразу ориентироваться по книге.

    При систематической работе учащиеся с ЗПР могут научиться осознанно соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, расставлять логические ударения, читать достаточно громко и внятно.

    Осознанность чтения

    Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

    В развитии этого навыка у учащихся ЗПР огромную роль играют такие виды занятий: подготовительная работа к восприятию текста (работа не должна ограничиваться беседой,  большую роль в раскрытии ситуации играет слово и прежде всего образный рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией) словарная работа (значение слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте и совершенно незнакомых школьника, учитель объясняет  в процессе подготовительной работы. Также необходимо постепенно приучать школьников самостоятельно выбирать незнакомые слова и спрашивать об их смысле) первоначальное чтение педагогом или детьми, (все художественные произведения в 5-6 классах в классе ЗПР читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытая книга отвлекает внимание ребенка: темп чтения педагога сложен для восприятия школьникам с ЗПР. В старших классах могут читать и сами школьники. Однако и в этом случае значительную часть текста, выражающую эмоциональную напряженность событий, основную идею произведения, читает сам учитель. Если техника чтения отработана достаточно хорошо, можно разрешить следить, но при этом необходимо несколько замедлить темп речи); вторичное чтение школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, (используются дробные вопросы, детальный разбор обстановки, но с акцентом на существенно важных моментах, в ходе которого дети постоянно подводятся к пониманию всего произведения в целом; соотнесение мест текста с иллюстрациями, установление сходства и различия между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией, соотнесение литературного материала с их собственным жизненным опытом ( в старших классах)); составление плана ( проходит при постоянной помощи со стороны учителя. Заголовки к частям рассказа подбираются в виде вопросительных, повествовательных и реже – назывных предложений. Особенности программирования речевого высказывания учащихся с ЗПР затрудняют выработку умения составлять план полностью самостоятельно, поэтому используются произведения, которые легко разделить на части, в  остальных случаях выполняют одну операцию : либо делят текст на части по готовому плану, либо озаглавливают части. ), пересказ ( сложность этой работы приводит к быстрой потере интереса к ней. Необходимо использовать допприемы) использование предметных картинок, серии сюжетных картин, рассказывание по цепочке, соревнование по рядам, выборочный пересказ полюбившегося эпизода), работа над выразительными средствами художественного произведения

    ( Трудность в том, что дети ясно не представляют описанное произведении и тем более дают соответствующий анализ. Поэтому нужны специальные приемы: использование наглядности при сравнении слов, использование приема зарисовок, вербальное сопоставление признаков предметов, явлений, актуализация имеющихся у детей представлений), характеристика героя, обобщение прочитанного материала) Эта деятельность завершается творческими работами школьников: развернутыми ответами на вопросы, связными высказываниями с использованием ключевых слов, изложением коротких отрывков, разработкой сценария совместно с учителем.

    Вашему вниманию представлен прием: «Киносъемка» «Составляем киносценарий»

    Представьте себя в роли кинорежиссера, а каждому профессионалу известно, что успех съемок зависит от того, насколько режиссер к ним готовился, продумал все детали. Прочитайте текст, по которому осуществляется «киносъемка», составьте по нему киносценарий, заполнив следующую таблицу.

    Повесть «Тарас Бульба» стр. 260-262, глава 9

    сцены

    декорации

    внешний вид, действия главного героя

    чувства героя, руководящие поступками;

    причины поступков

    1 сцена

    Отворились ворота; вылетел оттуда гусарский полк; понесся

    как молодой борзый пес, быстрейший, молодший всех в стае;

    витязь всех бойчее, всех красивее, черные волосы, в руках шарф, шитый руками первой красавицы;  чистил перед собой дорогу, разгонял. Рубил, сыпал удары направо и налево, ничего не видел

     видел длинные кудри, снежную шею, плечи для поцелуев;

    полюбил полячку

    2 сцена

    Отец с сыном

    Тарас:

    остановился, закричал:

    «Как?...Своих?... Своих, чёртов сын, своих бьешь?... оторопел, охватился за повод коня Андрия, снял с плеча ружье, выстрелил. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп…

    Андрий: оглянулся, затрясся он всем телом и вдруг стал бледен, слез с коня и остановился ни жив  ни мертв перед Тарасом. Произносил имя прекрасной полячки, повис головой, повалился на траву, не сказавши ни одного слова…

    оторопел от поступка младшего сына

    отказался от Отчизны, родных ради прекрасной полячки

    Прием «Составляем сценарий»

    Работа с текстом. Работа с художественными деталями. Работа с средствами художественной выразительности. Восприятие текста через интонационное восприятие.

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    познавательная

    коммуникативная

    регулятивная

    Использован прием «Вижу – слышу – чувствую»

    (позволить учащимся внимательно прочитать текст;

     посмотреть на него глазами автора, чтобы увидеть, услышать, почувствовать то, что сказано героями).

    Формирует прием:

    Способность записывать информацию в сжатой форме,

    т.е. содержит элементы информации переработки текста;

    продолжается формирование коммуникативных УУД.

    Таким образом, работая над анализом отрывка, мы учитываем особенности развития данной категории учащихся, для которых  нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа, проводим с ними   детальный разбор обстановки, но с акцентом на существенно важных моментах, в ходе которого дети постоянно подводятся к пониманию всего произведения в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

    Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

    Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

    Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития.

    Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами дошкольных, школьных и лечебных учреждений в работе с детьми с ЗПР....

    Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".

    Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

    Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ, сентябрь, 2017

    Презентация "Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ" (выступление в рамках городской декады для молодых специалистов), сентябрь, 2017...

    Работа с обучающими, имеющими диагноз "Задержка психического развития"

    —Темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитан...

    Методические рекомендации в работе с обучающими имеющими диагноз «Задержка психического развития»

    Методические рекомендации в работе с обучающими имеющими диагноз «Задержка психического развития»...