Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Самусенко Сергей Петрович

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_razvitie_rechi_9_klass.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол.час.

Элементы содержания

Практические и лабораторные работы

Дата проведения

Устное народное творчество (11 ч.).

Устное народное творчество. Русская народная песня: «Колыбельная».

1

Понятие «песня, былина, гусли, гусляр»

Русская народная песня: «За морем синичка не пышно жила».

1

Пересказ. Ответы на вопросы

Былина: «На заставе богатырской».

1

Понятие «быль, былина».

Былина: «На заставе богатырской». Работа с читаемым материалом.

1

Характеристика поступков героев

Сказка про Василису Премудрую.

1

Дать понятие «зачин, концовка, повторы, сказки волшебные, бытовые, о животных.  

Сказка про Василису Премудрую. Составление плана.

1

Сказка – отражение мировоззрения народа ,его мечты о будущем.

Сказка про Василису Премудрую. Образ главных героев.

1

Понятие гиперболы, переноса человеческих качеств на животных.

Сказка про Василису Премудрую. Пересказ по плану.

1

Чтение по ролям и пересказ. Составление плана.

Лиса и тетерев.

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Вводная контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Контрольная работа

Вн. чт.Русские народные сказки

1

Понятие борьбы добра и зла

Из произведений русской литературы XIX века (44 ч.).

В. А. Жуковский – автобиографическая справка.

1

Краткие биографические данные.

В. А. Жуковский «Три пояса».

1

Тематика произведение. Его художественное своеобразие.

В. А. Жуковский «Три пояса». Чтение по ролям.

1

Чтение по ролям. Пересказ.

И. А. Крылов – автобиография.

1

Понятие басни, побасенки, баснописец, басенник.

И. А. Крылов «Кот и Повар».

1

Сравнить достоинства русских и переводы зарубежных басен.

А. С. Пушкин – автобиографическая справка.

1

А. С .Пушкин –гений русского народа. Составление словесного портрета А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».

1

Понятия чести, справедливости.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Характеристика героев поэмы.

1

Выборочное чтение по вопросам.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Образ главных героев.

1

Выразительное чтение, беседа.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Работа с текстом поэмы.

1

Пересказывать прочитанного. Объяснение поступков героев,  выводы.

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка.

1

Чтение по ролям и пересказ. Составление плана.

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» Составление плана ответа.

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Образ главных героев.

1

Выборочное чтение по вопросам.

А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка». Чтение по ролям.

1

Выразительное чтение, беседа.

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Работа с текстом.

1

Пересказывать прочитанного. Объяснение поступков героев,  выводы.

Р.р.Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

Вн. чт. А. А. Ахматова.  Стихотворения.

1

Тема войны в стихах Ахматовой. Рассказ о блокаде Ленинграда.

М. Ю. Лермонтов  –автобиографическая справка.

1

Трагическое и патриотическое в жизни поэта.

М. Ю. Лермонтов «Тучи».

1

Философский подтекст стихов.

М. Ю. Лермонтов «Баллада».

1

Охрана окружающей среды, взаимосвязь явлений природы и человека.

М. Ю. Лермонтов «Морская царевна».

1

Эпитеты, сравнения, слова и выражения, употребленные в переносном значении.

М. Ю. Лермонтов «Морская царевна». Работа с иллюстрацией.

1

Пересказ. Ответы на вопросы.

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

Вн. чт.Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие».

1

Тема войны: человек и подвиг, человек и долг, человек и любовь.

Н. В. Гоголь - автобиографическая справка.

1

Краткие биографические данные. Начало поэтического пути.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница».

1

Философское и смешное в произведениях Гоголя

Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Ганна.

1

Составление плана, озаглавливание каждой части, пересказ по собственному плану.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Утопленница.

1

Составление плана пересказа, используя заголовки  и иллюстрации.

 Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Утопленница. Образ главных героев.

1

Тема героев и героизма в произведении. Понятия: долг, сила духа, целеустремлённость.

Н.А. Некрасов, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

Н. А Некрасов «Рыцарь на час».

1

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства произведения.

Н. А. Некрасов «Саша».

1

Вн. чт. К. Г. Паустовский «Телеграмма».

1

Составление характеристики: внешняя и духовная красота человека

А.А. Фет, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества поэта.

А. А. Фет «На заре ты ее не буди,».

1

Смысловое понимание стихотворения.

А. А. Фет «Помню я: старушка няня…».

1

Эпитеты, сравнения, слова и выражения, употребленные в переносном значении.

А. А. Фет «Это утро, радость эта,..».

1

Выяснение темы произведения, задачи, которую ставил и решал автор.

Р.р. Анализ стихотворения А.А. Фета.

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

А. П. Чехов, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

А. П. Чехов «Злоумышленник».

1

Юмор и сатира в произведении.

А. П. Чехов «Злоумышленник». Социальное положение Дениса.

1

Понятия маленький человек, порок.

А. П. Чехов «Пересолил».

1

Характеристика образов  героев.

А. П. Чехов «Пересолил»Работа с текстом рассказа.

1

Выделение социальных источников поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте.

Контрольная работа №2 по теме «Русская литература XIX века».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Контрольная работа.

Из произведений русской литературы  XX века (38 ч.).

М. Горький, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

М. Горький «Песня о Соколе» 1часть.

1

Создание устных высказываний.

М. Горький «Песня о Соколе» 2часть.

1

Составление плана, озаглавливание каждой части, пересказ по составленному плану.

Р.р. Сочинение на тему «Бедность – непорок».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

В. В. Маяковский, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским   летом на даче».

1

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

М. И. Цветаева, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

М. И. Цветаева «Красною кистью...».

1

Художественные приёмы создания образов. Основная тема стихов.

М. И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел,..».

1

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

К. Г. Паустовский, биография.

1

Происхождение писателя, взгляды на жизнь, детство.

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер».

1

Выяснение темы произведения, задачи, которую ставил и решал автор.

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер».

Работа с текстом.

1

Художественные приёмы создания образов. Основная тема произведений.

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер».

Природа в рассказе.

1

Составление плана пересказа, используя заголовки  и иллюстрации.

Вн. чт. М. Горький «В людях».

1

Художественное своеобразие произведения.

С. А. Есенин, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества, творческие пристрастия поэта.

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».

1

Художественные приёмы создания образов. Основная тема стихов.

С. А. Есенин «Собаке Качалова».

1

Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.

Р.р. Сочинение на тему «Писатели XX века».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

М. А. Шолохов, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

М. А. Шолохов «Судьба человека».

1

Художественные приёмы создания образов. Основная тема произведений.

М. А. Шолохов «Судьба человека». Образ главного героя.

1

Выяснение темы произведения, задачи, которую ставил и решал автор.

М. А. Шолохов «Судьба человека» Составление плана «Побег из плена».

1

Выразительное чтение, указание выразительных средств, нахождение примеров, которые говорят о доброте и отзывчивости людей.

Е. И. Носов, биография.

1

Основные этапы жизни и творчества.

Е. И. Носов «Трудный хлеб».

1

Понятия: доброта, душевность – душа.

Е. И. Носов «Трудный хлеб». Основная мысль рассказа.

1

Характеристика героев

Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина».

1

Основные этапы жизни и творчества.

Н. М. Рубцов «Русский огонек».

1

Художественные приёмы создания образов.

Н. М. Рубцов «Зимняя песня».

1

Сравнение прочитанных рассказов, связь с современностью, различия в образе жизни.

Р.р. Сочинение на тему «Тихая моя Родина».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

Ю. И. Коваль, биография. «Приключения Васи Куролесова» В деревне Сычи.

1

Деление на части.  Пересказ по частям.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».  Тертый калач.

1

Отношение к  рассказу.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Парочка поросят.

1

Художественные приёмы создания образов.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Темная ночь.

1

Художественные средства.

Ю. И.  Коваль «Приключения Васи Куролесова». Рыжий.

1

Понимание  и объяснение авторской позиции.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Обыкновенный мешок.

1

Чтение, осмысление идеи, сути произведения.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Вася бьет черноусова.

1

Выразительное чтение. Пересказ  близко к тексту.

Р.р. Сочинение «Писатели XX века».

1

Выразительно-изобразительные средства.

Сочинение.

Вн чт. Ю. В. Бондарев «Горячий снег».

1

Тема войны: человек и подвиг, человек и долг, человек и любовь.

Из произведений зарубежной литературы (9 ч.).

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед».

1

Основные этапы жизни и творчества, творческие пристрастия поэта.

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед» Идея баллады.

1

Смысловое понимание произведения.. Пересказ.

Э. Сетон-Томпсон «Снап» 1 ч.

1

Основные этапы жизни и творчества, творческие пристрастия поэта.

Э. Сетон-Томпсон «Снап» 2 ч.

1

Характеристика героев

Э. Сетон-Томпсон «Снап» 3 ч.

1

Художественные приёмы создания образов.

Д. Даррелл. «Живописный жираф». Чтение текста и его пересказ.

1

Выяснение темы произведения, задачи, которую ставил и решал автор.

Д. Даррелл. «Живописный жираф». Позиция автора.

1

Выразительное чтение, указание выразительных средств.

Итоговая контрольная работа №3 по теме «Русская литература XX века».

1

Эпитеты, сравнения, слова и выражения, употребленные в переносном значении.

Контрольная работа.

Рекомендация книг для чтения летом.

1

Пояснительная записка

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авторы-составители А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.- М., «Просвещение», 2017.

Программа рассчитана на 102ч. в год, 3ч. - в неделю. В том числе: работы по развитию речи – 7ч., контрольные работы – 3ч., внеклассное чтение – 6ч.

Предмет «Чтение и развитие речи» основывается на принципах связи искусства с жизнью, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений анализировать художественные произведения, овладения выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение предмета «Чтение и развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

- развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

- учить устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами;

- формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту;

- формировать потребность в чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Примерная тематика курса

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие

сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: песни, сказки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

Произведения В.А.Жуковского, И.А.Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,  А. А. Фета, А. П. Чехова, А. М. Горького, В. В. Маяковского, М.И.Цветаевой, К.Г.Паустовского, С. А. Есенина, , М. А. Шолохова, Е.И.Носова, Н.М.Рубцова, Ю.И.Коваля,.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера

героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге.

Произведения для заучивания наизусть.

1. А. С. Пушкин «Тучи»

2. Н. А. Некрасов Саша (отрывок).

3. М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок).

4. М. И Цветаева «Красной кистью…»

5. К. Паустовский «Стекольный мастер» (отрывок).

6. С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы»

7. Н. Рубцов «Зимняя песня»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- осознано, правильно, бегло, выразительно читать произведения вслух и «про себя», в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы русской орфоэпии;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- основные сведения о жизни писателей;

- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011г.
  2. Чтение. 9 класс.  Учебник для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Авторы-составители А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.- 9-е издание.-  М., «Просвещение», 2017.