Конспект урока "Иван Алексеевич Бунин. Рассказ "Цифры".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Чистякова Ольга Сергеевна

Конспект урока+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.02.docx21.18 КБ
PDF icon 19.02.pdf1013.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19 февраля 2018 года

Класс: 7а, 7б

Тема: «Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры».

Цели: продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А. Бунина, формировать умения оценивать героев по их поступкам; выявить жанровые и композиционные особенности рассказа; воспитывать уважительное отношение к старшим; пробудить желание извлекать нравственные уроки из художественной литературы.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник  и пенал.

II Графический диктант

- Вашему вниманию будет представлена презентация, на слайдах которой изображены портреты поэтов и писателей. Ваша задача назвать фамилию поэта или писателя, а в идеале – и его имя, отчество.

III Работа по теме урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры» (Слайд 1). Запись числа и темы урока

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Углубить свои знания  по биографии и творчеству И.А. Бунина; развивать навыки анализа текста).

- Молодцы. Но перед тем, как перейти к анализу текста, мы с вами должны поговорить о биографии и творчестве писателя.

Иван Алексеевич Бунин (Слайд 2)  появился на свет 10 (22) октября 1870 года в Воронеже. Отец его происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как государственных, так и в области искусства, среди которых особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский (Слайд 3).

Ко времени появления Ивана семья была почти разорена. Отец, Алексей Николаевич Бунин, человек одаренный (Бунин писал о нем: «…и отец мой мог стать писателем: так сильно и тонко чувствовал он художественную прозу… таким богатым и образным языком говорил»), но абсолютно не склонный к ведению хозяйства, барственный и расточительный, прожил и свое, и материнское наследство. Алексей Николаевич женился на своей двоюродной племяннице, Людмиле Александровне Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. В семье было девять детей, в живых осталось пятеро (Слайд 4).

Иван Алексеевич получил бессистемное, но как нельзя более подходящее поэтической натуре образование. Детство его прошло на воле — в поместьях отца с крестьянскими ребятишками из бывших бунинских крепостных; с ними он разделял и забавы, и сельские заботы (Слайд 5).

Стихи Бунин начал писать в отрочестве, подражая Пушкину, а больше Лермонтову (Слайд 6). «Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермонтова, — вспоминал писатель, — …и не от самомнения, а просто в силу какого-то ощущения, что иначе и быть не может».

С девятнадцати лет нужда заставила Бунина работать — корректором, газетным репортером, театральным обозревателем, библиотекарем, статистиком…

Первое его стихотворение появилось в петербургском журнале «Родина» в 1887 году, а поэтический сборник вышел в 1891-м. Классические по стилю стихи дали повод в первой же рецензии обвинить его в подражании Фету и получить совет «заняться лучше прозой». И действительно, Бунин прославился как прозаик, хотя до конца дней своих ревниво считал себя прежде всего поэтом.

С 1895 года Бунин живет в Петербурге и Москве, где знакомится с Чеховым, Бальмонтом, Брюсовым, другими известными писателями.

Впервые опубликованный в столичном журнале рассказ «На краю света» (1895) был замечен влиятельными критиками, предсказавшими автору большое будущее. Известность пришла к нему после публикации рассказов «На хуторе», «Вести с родины», темами которых были голод 1891 года и эпидемия холеры 1892-го.

Иван Бунин публикует «Антоновские яблоки», «Сосны», в которых недвусмысленно выказывает свои опасения за судьбу России в связи с разорением дворянских гнезд и опролетариванием крестьян. Эти и другие рассказы принесли ему славу, и в 1909 году Российская академия наук избирает его в число двенадцати почетных академиков.

Пережив два бурных, но неудачных брака — с Варварой Пащенко и Анной Цакни — в 1906 году Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью члена Московской городской управы и племянницей председателя Первой Государственной думы С. А. Муромцева. Вскоре они совершили путешествие в Египет, Сирию, Палестину и после этого больше не расставались. Вера Николаевна оставалась женой и верным другом Бунина до его смертного часа, несмотря на все сложные личные перипетии писателя. Она же оставила бесценную книгу воспоминаний «Жизнь Бунина. Беседы с памятью» (Слайд 7).

В предреволюционные годы Бунин создает свои знаменитые произведения: повесть «Деревня» (1910), в которой показывает, «во след Радищеву», деревенскую жизнь без всяких прикрас, тем самым споря с идеализацией крестьян народниками, которые провоцировали «бунт бессмысленный и беспощадный». Повесть вызвала большие споры, многие находили ее слишком мрачной и обвиняли автора в клевете на русский народ. Далее Бунин публикует повесть «Суходол» (1912), рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915).

Как дворянин и представитель классической русской культуры, Бунин не принял революцию. По свидетельству Веры Николаевны, он говорил, что «не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее». В мае 1918 года вместе с Муромцевой он покидает Москву. Около двух лет они живут в Одессе, переходящей из «белых» в «красные» руки.

Бунин с женой эмигрировали и с 1920 года поселились в Париже, а затем переехали в Грасс, небольшой городок на юге Франции.

К началу 1930-х годов Бунин обретает европейскую известность. В 1933 году ему, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе — «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» (Слайд 8).

В завещании Иван Алексеевич высказал желание, чтобы лицо его было закрыто — «никто не должен видеть моего смертного безобразия». Видела его только Вера Николаевна, и в письмах друзьям сообщала, что все три дня до предания тела земле «лицо его было прекрасным». Похоронен Бунин на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Тема детства – одна из самых любимых тем русской литературы. О ней писали и Николай Некрасов, и Лев Толстой, и Максим Горький. Не обошел её стороной и Иван Алексеевич Бунин. Этой светлой и радостной поре человеческой жизни Бунин посвящает рассказы «Танька», «Зеркало», «Сверчок», роман «Жизнь Арсеньева». В этих произведениях нашли отражение темы детства, добра и зла, человеческой жестокости, любви к жизни.

Рассказ «Цифры» нельзя назвать простым, несмотря на то что его можно отнести к «рассказам о детях».

- Вы уже прочитали рассказ. Какие чувства он у вас вызвал? (Возмущение, протест, обида, грусть). Запись этих чувств на доске.

- Почему же мы испытываем эти чувства, давайте разберемся.

- Давайте прочитаем самое начало рассказа со слов «Мой дорогой…» до слов «Это была слишком крупная ссора».

- В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы? (Ты).

- Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 1 – го лица постоянное «ты». Почему? (Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас. Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого повествователь называет «ты» - главный герой рассказа. Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём-то оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не понимал раньше).

- Жанр нашего произведения не просто рассказ, а рассказ-послание, исповедь (Слайд 9). Запись в тетрадь.

- Кто является рассказчиком в произведении? (Дядя мальчика).

- Каким термином в литературе называется углублённое изображение психологических, душевных переживаний? (Психологизм) (Слайд 10). Запись в тетради.

- О чём этот рассказ? (О ссоре, о конфликте).

- Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? Какова, по-вашему, главная ценность человеческих отношений? (Взаимопонимание).

- Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?

- Как вы думаете должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

- Озаглавим каждую из семи глав и распределим их в соответствии с композицией (На доске заранее приготовлены перемешанные карточки с номерами глав и частями композиции. Один ученик выходит и приводит их в соответствие. Остальные выполняют эту работу в тетрадях, потом придумывают названия главам).

- Обратите внимание, что слова «помнишь ли» связывают начало и конец рассказа. Какую цель преследует автор? (Глава 1: взгляд в прошлое (где, когда, с кем, почему произошёл случай; глава 7 – осмысление прошлого (Какой след оставил случай? Чему научил?).

- Такая композиция называется «кольцевой».

- Прочитайте, что сказано о ссоре в 1-й главе? Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.

- В чём заключается внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите эту мысль цитатой из текста.

- Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребенка?

- Кто же находит путь к сердцу ребенка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения?

- Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе?

- Какие главные выводы мы можем сделать? (Весь рассказ отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом. Постоянное обращение к мальчику подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу).

IV Подведение итогов

- Письменно объясните название рассказа «Цифры».

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Цифры».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Иван Алексеевич Бунин, литература, 7 класс

Презентация "Иван Алексеевич Бунин" поможет учителю познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина....

«Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»

Учебная презентация «Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»  знакомит с жизнью писателя И.А.Бунина, блестящего мастера не только российского, но и мирового уровня....

Презентация "Иван Алексеевич Бунин"

Презентация предназначена для использования на уроках литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества И.А.Бунина....

Урок литературы в 8-м классе по теме: "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ".

Аннотация:    Урок литературы в 8 классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» нацелен на воспитание духовных ценностей учащихся через нравст...

Презентация «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина»

Презентация посвящена жизни и творчеству Ивана  Алексеевича  Бунина. Она содержит фотографии  и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить  ключевые ...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Судьбы русской эмиграции. Иван Алексеевич Бунин.

quot;Судьбы русской эмиграции. иван Алексеевич Бунин". Работа была выполнена учащимися 10 класса Бондаренко Еленой и Харламовым Дмитрием для участия в региональной конференции, посвященной 100-л...