урок "Тучи" М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

урок познакомит с личностью поэта, со стихотворением "Тучи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuchi_.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: М.Ю. Лермонтов «Тучи»

Ц:  расширить знания учащихся о жизни, творчестве М.Ю. Лермонтова; проникнуть в мир лирического героя – одинокого, вместившего в себя печаль изгнанника; воспитывать интерес учащихся к жизни и творчеству русского поэта; формировать навыки выразительного чтения лирического стихотворения и его анализа.

Оргмомент

Игра «Найди четвертое лишнее»

1. Николай Басков, Филипп Киркоров, Максим Галкин, М.Ю. Лермонтов

2. лес летний, лес зимний, лес осенний, тучи

Лишние слова: М.Ю. Лермонтов, тучи

- На что указывают эти слова? (эти слова указывают на то, что мы будем изучать новую тему «Тучи» М.Ю. Лермонтова)

 Работа с иллюстрацией

- На картинах изображена жизнь в  19 веке.  

Представьте, что уже весна, апрель 1840 года,  тепло. Рядом друзья, приятели.  Все веселятся. Но один молодой человек грустит, закрыл лицо руками. Что случилось?

(послушать ответы учащихся)

- Похожая ситуация произошла и М.Ю. Лермонтовым. И он дает такой ответ.

Чтение стихотворения учителем.

- Что вы почувствовали, когда я читала стихотворение?  (грусть) Почему?

Чтение статьи в учебнике (стр. 149)

Словарная работа

  • Ссылка - вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте
  • Изгнание – вынужденное пребывание где-нибудь в качестве изгнанного
  • Лазурь – светло-синий цвет, синева
  • Странник – тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок

- При чтении только что созданного стиха поэт плакал. Почему он плакал?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочитаем стихотворение «Тучи». А чтобы вы его выразительно прочитали, сначала разделимся на 3 группы, вспомним  знаки, которые помогут правильно прочитать стихотворение.

Знак препинания

символ

Значение

Точка

//

Большая пауза

Запятая

/

Маленькая пауза

Многоточие

//

Большая пауза

Подчеркивание

_____

Логическое ударение, слово, сильно выделяемое голосом

Стрелка вверх

Повышение голоса (когда в конце строки нет ни одного знака препинания)

Стрелка вниз

Понижение голоса (когда в конце строки  стоит точка)

Каждой группе даются карточки с напечатанными строфами. Учащиеся должны поставить символы при выразительном  чтении. Поупражняться и выступить перед аудиторией.

Выразительное чтение учащегося каждой группы перед аудиторией

- Какая группа выразительно прочитала текст?

 Анализ стихотворения

Задания группам.

1 группа

  • Какова тема первой строфы?
  • Почему герой стиха сравнивает себя с тучами?
  • Какой город находится на милом севере?
  • «Сторона южная» - это какая часть России?

2 группа

  • О ком рассказывается во второй строфе?
  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют  причины изгнания?
  • Какая причина самая горькая?

3 группа

  • О чем говорится в 3 строфе?
  • Какими изображает тучи автор?
  • Может ли человек быть «вечно холодным», «вечно свободным», может ли не иметь родины?
  • К какому выводу приходит автор? Похожи ли человек и тучи?

Условно стихотворение по содержанию можно разделить на 3 части. 1 часть – обращение к тучам, 2 часть -  вопросы поэта, 3 часть – ответы поэта.

-В судьбе Лермонтова все это было. Поэт размышляет о своей участи.

 Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

- В начале стихотворения поэт сравнил себя с тучами и увидел сходство. В чем это сходство?

- А какие различия есть?

Судьба поэта

Судьба туч

Герой считает себя изгнанником «с милого севера в сторону южную»

«Вечные странники»

Герою пришлось испытать: зависть тайную, открытую злобу, друзей клевету ядовитую. У него нет друзей, он одинок, грустен, печален, гоним

 у них нет чувств: «чужды вам страсти и чужды страдания»

Герой не хочет расставаться с родиной. Он живой человек с горячей душой оказывается лишенным свободы

Нет родины: они вечно свободные.

Нет родины – нет изгнания

- А теперь ответим на вопрос. Почему  в апреле 1840 года поэт  плакал? (потому что его гнали с милой родины на Кавказ, в сторону южную, где он был одинок, без друзей)

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть

Закрепление

- С каким произведением мы познакомились?

- Когда оно было написано?

- Какова тема данного стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?

Финал урока: мы увидели, что поэта насильно заставляют уехать, второй раз отправляют в ссылку, на Кавказ. Есть русская пословица: «Одному жить – сердцу холодно». Именно такое настроение соответствует стихотворению «Туча».

Рефлексия.

- вам понравился урок?

- Чему вы научились?

Если вам понравился урок, нарисуйте солнце. Если что-то не ясно, нарисуйте тучи.

Спасибо за работу!!!