Рабочая программа по литературе (программа Б.А. Ланина) 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Макарова Елена Владимировна

Рабочая программа соответствует ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование на 102 учебных часа (3 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Берендеевская средняя школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________ /                      ./

Протокол № __1__ от

«__30_»_августа_2016_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по У ВР _______/                            ./

 

«___»_августа_2016_г.

«Утверждено»

Директор  

___________ /                   ./

Приказ № _____ от

«___»_августа_2016__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литература

6 класс

                                                  Составила:

учитель русского языка и литературы

Макарова Елена Владимировна            

с. Берендеевка

2016

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана для 6 класса в соответствии с нормативно-правовыми и   инструктивно – методическими документами:

  • Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36), утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями и дополнениями
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования
    и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
  • Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой – М.: Вентана-Граф, 2014
  •  «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа» - М. « Просвещение» 2011
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы Лысковского района Нижегородской области

Цели и задачи изучения учебного предмета:

 В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения литературы в школе

  • Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно–нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
  • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из   лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами:

 Рабочая программа включает резервные уроки для защиты проектов и проведения мониторинга образовательного процесса.

Особенности организации учебного процесса:

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно - ориентированные
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная

  • Словесные;
  • наглядные;
  • метод проекта

Используемый УМК: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова.  УМК для 6 класса «Литература»

Состав УМК для реализации рабочей программы:

Автор

Название

Издательство

Год

Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова

Учебник

Вентана-Граф

2016

Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова

Методические рекомендации

Вентана-Граф

2016

Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый

Уровень контроля

Вид   контроля

Контрольные сочинения

Классные сочинения

Домашние сочинения

Урочный

1

3

2

Административный

1

Всего

1

4

2



II. Общая характеристика учебного предмета

 Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
        В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

- образовательный – чтобы понять произведение, нужно знать (в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;

- просветительский – биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нем или им открывается);

- воспитательный – литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно – и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г.Белинский).

Таким образом, рабочая программа, созданная основе программы по литературе Б.А. Ланина и Л.Ю. Устиновой и линии учебников под редакцией Б.А. Ланина, должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения:

  1. Ориентация на системно-деятельностный подход
  2. Внимание к личностному развитию школьников
  3. Достижение метапредметных результатов, в числе которых – умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся
  4. Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы
  5. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса
  6. Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся
  7. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи
  8. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности
  9. Подготовка к государственной итоговой аттестации


III. Место учебного предмета в учебном плане:

Образовательная область

Название предмета

За счёт каких часов реализуется

Сроки реализации программы

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Филология

Литература

Инвариативная часть

1 год

102 ч.

3 ч.

IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

- формулировать горизонт своих интересов;

- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.
Метапредметные результаты:

- находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;

- организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;

- структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.
Предметные результаты:

в познавательно сфере:

- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативной сфере: 

- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

- составлять план;

- писать сочинения на литературные и свободные темы.

в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

- развивать художественный вкус.




V. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Количество часов

Содержание  раздела учебного предмета

(курса)

Характеристика основных видов универсальных учебных действий обучающихся

Межпредметные связи

 1 Фольклор

13

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды)

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении

Русский язык и история

Героический эпос. Былина
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий

Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.
Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.
Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
Выявлять особенности героического эпоса других народов.
Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.
Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного

Литература

Героическое сказание
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты

Русский язык

Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля

Русский язык, история

Русские народные песни
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) — по выбору учителя.

Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.

Русский язык и история

 2Развитие фольклорных жанров в литературе. Баллада

5

В.А. Жуковский «Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.
Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения.  Письменно оформлять результаты выступления.
Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы

Русский язык и немецкий язык

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.

Повторение: былина — песня — баллада — сказка

История

 3Литературная сказка

12

А.Н. Островский «Снегурочка»

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной

История

В.М. Гаршин «Attalea prinsceps»

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки

В.А. Каверин «Лёгкие шаги»

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания

Русский язык

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фрагменты)

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения

Астрономия, география

 4Литературная песня

1

А.В. Кольцов «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

Русский язык

 5 Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив

12

Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Писать сочинение

История, география

А.С. Грин «Алые паруса»

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём        

Э.А. По «Золотой жук»

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив

Урок внеклассного чтения «Мой читательский выбор»

 6 Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества

14

А.С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

Русский язык

Е.А. Боратынский «Водопад»

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

С.А. Есенин «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»

Русский язык

Б.Л. Пастернак «Снег идёт». Д.С. Самойлов «Перед снегом».

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…».

Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.

Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика

Русский язык

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно

Русский язык

М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...».
В.Ф. Ходасевич «Поэту» 

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта

Русский язык

 7 Страницы классики

18

А.С. Пушкин «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).
«Метель» 
Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.
«Метель»
Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет.

Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа

История, музыка, живопись

М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения.

Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям

История

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Из биографии (к истории создания цикла).
«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы в повести.

Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у Гоголя

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.

История

И.С. Тургенев «Муму»
Из биографии (к истории создания рассказа).
Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки.

Автор и рассказчик.

Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе

История

 8 Среди ровесников

23

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя)

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.

Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)

Русский язык

Л.Н. Толстой «Детство» (главы по выбору учителя)

Из биографии (детские годы писателя).

Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые, добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера

Русский язык

М. Горький «Детство»
Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное

История

Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя)

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.

Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Писать сочинение на свободную тему тему

Биология

А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете»

Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости

В.К. Железников «Чучело»

Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

Психология

Ю.П. Мориц «Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.

Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета

 9 Повторение и обобщение

4

Литературная игра. Сочинение.

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение

Русский язык

 10 Резервные уроки

1

102

VI. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

кол-во часов

Основное содержание по темам, практические и письменные работы

Планируемые результаты

дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

план

факт

1-2

Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам

2

Художественное произведение.

Диагностика уровня литературного развития учащихся

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии,  формы  проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты

02.09

От истоков литературы – к литературным жанрам.

Малые жанры фольклора

05.09

Фольклор.

11часов. Из них:

3-5

Героический эпос. Былина «Илья Муромец и Соловей –Разбойник»

3

Конкурс на лучшее исполнение малых жанров фольклора

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания  жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров.

Письменный ответ на вопрос по проблемной  теме

06.09

Былина «Илья Муромец и Соловей –Разбойник»

09.09

Былина «Илья Муромец и Соловей –Разбойник»

12.09

6-7

Героическое сказание. Героический эпос народов России.

2

Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя.

13.09

Героическое сказание. Героический эпос народов России.

16.09

8-9

Рыцарская героическая поэма. Песнь о Роланде (фрагмент)

2

Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.

19.09

Песнь о Роланде (фрагмент)

20.09

10-12

Русские народные песни.

3

Исповедальность лирической песни. Её диалогичность. Напевность и мелодичность песни.

23.09

Русские народные песни.

26.09

Русские народные песни.

27.09

13

Контрольная работа по теме «Фольклор»

В чём связь русских народных песен с былинами?

30.09

Развитие фольклорных жанров в литературе (18 ч.)

14-15

Баллада.

В. А. Жуковский. Лесной царь

2

Фантастический сюжет. Романтика ужасов в балладе. Диалогичность произведения. Тема для обсуждения: Баллада Жуковского – перевод или оригинальное произведение? 

воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,         осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

 умение организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации       

знать жанры древнерусской литературы, видеть     нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге

03.10

В. А. Жуковский. Лесной царь

04.10

16-18

А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге

3

Исторический сюжет. Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта.

07.10

Песнь о вещем Олеге

10.10

Песнь о вещем Олеге

11.09

19-21

Литературная сказка

А.Н. Островский «Снегурочка»

3

Преданность героини и тема предательства в сказке. Фольклорные корни образа Снегурочки.

формирование ответственного отношения к учению.  

 принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  

уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать отличие литературной сказки от русско-народной.

14.10

А.Н. Островский «Снегурочка»

17.10

А.Н. Островский «Снегурочка»

18.10

22-23

В. М. Гаршин

«Attalea prinsceps»

2

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала.

21.10

В. М. Гаршин

«Attalea prinsceps»

24.10

24-26

В. А. Каверин.  «Лёгкие шаги»

3

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Особенности рассказывания.

25.10

В. А. Каверин.  «Лёгкие шаги»

28.10

В. А. Каверин.  «Лёгкие шаги»

07.11

27-30

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

4

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения.

08.11

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

11.11

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

14.11

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

15.11

31

Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

1

18.11

32-33

Литературная песня.

А. В. Кольцов.   «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты рожь…»

2

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к песни, составлять план ответа на проблемный вопрос  

21.11

А. В. Кольцов.   «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты рожь…»

22.11

Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив (10 ч.)

34-37

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

4

Расширение пространственно-географических представлений

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской и зарубежной литературы и культуры


Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  Уметь определять жанр произведения;

25.11

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

28.11

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

29.11

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

02.12

38-40

А. С. Грин «Алые паруса»

3

Главы по выбору учителя. Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам.

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебством» - знак судьбы.

05.12

06.12

09.12

41

А. С. Грин «Алые паруса» Самостоятельная работа.

1

12.12

42-43

Э. По. «Золотой жук».

2

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Приключенческий рассказ и детектив.

13.12

Э. По. «Золотой жук».

16.12

Стихи о природе и о природе творчества 14ч

44-45

А. С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

2

Воспитание любви к природе.

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 работать с разными источниками информации,  находить  ее,  анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

 Расширить знание  жанров  лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

19.12

А. С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

20.12

46

Е. А. Баратынский «Водопад»

1

23.12

47-48

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

2

26.12

27.12

49-50

С. А. Есенин «В зимний вечер по задворкам»,

2

13.01

«Сыплет черёмуха снегом»

16.01

51-52

Б. Л. Пастернак «Снег идёт», Д.С. Самойлов «Перед снегом», Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги»

2

17.01

Б. Л. Пастернак «Снег идёт»,Д.С. Самойлов « Перед снегом», Е.А. Евтушенко « Идут белые снеги»

20.01

53-54

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

2

23.01

24.01

55-56

М. Цветаева   «Моим стихам…»

2

27.01

30.01

Страницы классики. 18 часов.

57

 А.С. Пушкин. Из биографии поэта.

1

Иллюстрировать понятия «антитеза» примерами из повести

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

выделять этапы развития сюжета,  различать образы рассказчика и автора-повествователя,

31.01

58

А.С. Пушкин «Метель».

1

03.02

59

Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев.

1

06.02

60

Авантюрный сюжет в повести.

1

07.02

61

Роль рассказчика в повести, его отношение к героям. Тест

1

10.02

62

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству

 А.С. Пушкина

1

Письменный ответ на проблемные вопросы:

- роль детали в повести «Метель»

- человек в противостоянии своей судьбе

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

13.02

63-65

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

3

Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос стихотворения.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя)

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки

14.02

17.02

20.02

66-68

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

3

Из биографии писателя. Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н. В. Гоголя. Комическое у Гоголя.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

21.02

24.02

27.02

69

Н.В. Гоголь Самостоятельная работа.

28.02

70

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос.

03.03

71-74

И. С. Тургенев.

«Муму»

4

Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки.

Подготовка к сочинению. «Положительный герой в рассказе».

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.  

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

знать изученные теоретико-литературные понятия. Образ положительного героя в русской классической литературе.

06.03

07.03

10.03

13.03

75

Контрольная работа по теме «Страницы классики»

14.03

Среди ровесников. 27 часов.

76-77

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

2

Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой

17.03

31.03

78-81

Л Н. Толстой «Детство»

4

Развитие представлений о портретной характеристике персонажей, образ Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера.

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.

Смысловое чтение

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты (в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя

03.04

04.04

07.04

10.04

82-85

М. Горький.  «Детство».

4

Кто рассказывает о детстве. Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Картины природы в повести.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя

11.04

14.04

17.04

18.04

86-88

Ю. Я. Яковлев. «Багульник»

3

Милосердие и воспитание человеческой души в рассказе. Образ багульника, его роль в раскрытие характера героя.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

 Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение

21.04

24.04

89-91

А. Г Алексин. «Мой брат играет на кларнете»

3

Составление плана сообщения. Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение. Выразительное чтение отрывков произведения.

25.04

28.04

92-95

В. К. Железников «Чучело»

4

Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе. Равнодушие взрослых. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Знать изученные теоретико-литературные понятия

02.05

05.05

12.05

15.05

96

РР Подготовка к сочинению по произведению Железникова «Чучело»

1

16.05

97-98

Ю. П. Мориц «Всадник Алёша»

2

Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Символика названия.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,     самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Развить понятие о рассказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

19.05

22.05

99

Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос.

1

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.    

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос,

  владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

23.05

100

Контрольная работа по теме «Среди ровесников»

1

26.05

101

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

1

29.05

102

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Задание на лето

1

30.05

Дидактическое обеспечение учебного процесса включает:

 учебники и учебные пособия; учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.); учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся); инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания филологического образования); варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

«индивидуальные маршруты» обучения.

http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414

http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html

1. Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

2. Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. – М.: Вербум-М, 2006. – 248 с.

3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1976, 1983, 1988.

4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец – М., 1999.

5. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева – М., 1988.

6. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, Наука, 2000 – 248 с.

7. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М.: Сов. Энцикл., 1966. – 376 с.

8. Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. – Пермь, 2002.

9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: ИНП «Интелвак», 2001. – 1600 стлб.

10. Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 224 с.

11. Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.

12. Основы литературоведения: учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский лицей, 2000.

13. Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.

14. Спивак, Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский / Р.С. Спивак. – М.: Флинта, Наука, 2005.

15. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х кн. – М.: Наука, 1962-1965.

16. Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 2 / Л.В. Тодоров. – М: Просвещение, 2010. – 224 с.

17. Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фѐдоров. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

18. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96

Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.

10. Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2011. – 137 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

11. Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2011. – 70 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

12. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.

13. Журнал Литература в школе.

14. Тралкова, Н.Б.Литература: учеб. Пособие / Н.Б. Тралкова. – М.: Дрофа, 2011. – 157 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

В сети Интернет также есть ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы. Приведем некоторые ссылки.

http://lit.1september.ru Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://litera.edu.ru Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://metlit.nm.ru Методика преподавания литературы

http://pisatel.org/old/ Древнерусская литература

http://profile-edu.ru/ профильное обучение в старшей школе

http://rifma.com.ru/ Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://slova.org.ru Слова: поэзия Серебряного века

http://som.fio.ru/ сетевое объединение методистов

http://www.9151394.ru/ Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.foxdesign.ru/legend/ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.likt590.ru/project/museum/ Виртуальный музей литературных героев

http://www.ug.ru/ «Учительская газета

http://likhachev.lfond.spb.ru Академик Дмитрий Сереевич Лихачев; http://www.aleksandrpushkin.net.ru Пушкин Александр Сергеевич

http://www.antonchehov.org.ru Чехов Антон Павлович; http://www.belinskiy.net.ru Белинский Виссарион Григорьевич

http://www.bulgakov.ru Булгаковская энциклопедия; http://www.chernishevskiy.net.ru Чернышевский Николай Гаврилович

http://www.dobrolyubov.net.ru Добролюбов Николай Александрович; http://www.dostoevskiy.net.ru Достоевский Федор Михайлович

http://www.fonvisin.net.ru Фонвизин Денис Иванович; http://www.gercen.net.ru Герцен Александр Иванович

http://www.goncharov.spb.ru Иван Александрович; http://www.zhukovskiy.net.ru Жуковский Василий Андреевич

http://www.griboedow.net.ru Грибоедов Александр Сергеевич http://www.karamzin.net.ru Карамзин Николай Михайлович http://www.krylov.net.ru Крылов Иван Андреевич http://www.kuprin.org.ru Куприн Александр Иванович http://www.lermontow.org.ru Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.levtolstoy.org.ru Толстой Лев Николаевич http://www.nekrasow.org.ru Некрасов Николай Алексеевич http://www.nikolaygogol.org.ru Гоголь Николай Васильевич http://www.ostrovskiy.org.ru Островский Александр Николаевич http://www.saltykov.net.ru Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.tolstoy.ru Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.turgenev.org.ru Тургенев Иван Сергеевич http://www.tutchev.net.ru Тютчев Федор Иванович

     Учебно-методический комплект:

         1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература  6 класс. В 2 ч. - Москва.: «Вентана-Граф», 2016 г.

          2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – Москва.: «Вентана-Граф», 2016 г.

Дополнительная учебная литература

 Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

 Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

 Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

 Егорова  Н.В. Поурочные разработки 6 класс. -  М.: Вако, 2007.

 Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

 Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

 Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 6 класс. – М.: Радиус, 1999.

 Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 6  классе?  – М.: Наука, 2003.

 Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

 Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.

 Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

 Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.

 Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

 Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

 Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.

 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

 Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

 Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.



VII. Материально-техническое обеспечение предмета

Библиотечный фонд

Нормативные источники:

  1. Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Учебно-методическая литература:

  1. Ланин Б.А, Л.Ю. Устинова. Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений М. «Вентана-Граф» 2016

Методические пособия, журналы

Школьные словари

  1. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
  2. Словарь литературоведческих терминов (любое издание)

Печатные пособия:

  1. Альбом «Русские писатели XIX века»
  2. Альбом «Русские писатели XX века»
  3. Таблица «Литературоведческие термины»

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Аудиофайлы (интернет – ресурсы)

Интернет - источники:

http://1сентября.рф/ - электронные версии журнала «Литература», газеты «Первое сентября»

www.openclass.ru Материалы для педагогов: мастер-классы, конспекты уроков, цифровые материалы, блоги, форумы, пр. Предметная база учебных материалов.

http://www.proshkolu.ru/Методическая копилка - по предметам. Онлайн-клубы учителей.

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук
  2. Колонки
  3. Проектор
  4. Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 5 класс (Ланин Б.А.)

Рабочая программа для 5 класса по учебнику Б.А. Ланина...

Рабочая программа по литературе по УМК Б.Ланина. 10 класс

Рабочая программа по литературе по УМК Б.Ланина. 10 класс...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 5 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и календарн...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 6 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучениялитературе и кален...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 7 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и кале...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 8 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и кале...