Анализ лирического произведения
презентация к уроку по литературе (7, 8 класс) на тему

Козлова Татьяна  Алексеевна

В презентации на тему "Анализ лирического произведения" есть примерный план,  который поможет учащимся научиться анализировать лирические произведения. Кроме того есть образец - анализ стихотворения А.С.Пушкина "Мадонна".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примерный план анализа лирического произведения Важно помнить одну истину: любое стихотворение требует особого подхода.(Э.Я.Рез.) Автор – Козлова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ МСОШ с УИОП Хангаласского района Республики Саха(Якутия)

Слайд 2

Какие жизненные события легли в его основу? Кем и когда написано стихотворение? Центральная тема стихотворения. 3.Жанровые особенности (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к …). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, политическая…) 4.Главные образы или картины в стихотворении. 5. Внутреннее настроение стихотворения, его лирический герой (Л.Г.)

Слайд 3

6.Основные интонации, чувства Л.Г. 7.Особенности построения: единое целое, деление на части) 8. Средства поэтического языка (тропы, лексика, образы-символы, звуки, цвет, рифма и т.д.) 9. Смысл названного стихотворения. Адресат поэтического послания. Идея стихотворения. 10. Значимость стихотворения.

Слайд 4

Интерпретация поэтического текста При оценке учитываются: Владение основами анализа поэтического текста Восприятие образа лирического героя (ЛГ) и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства Язык и стиль работы (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

Слайд 5

А.С.Пушкин «Мадонна» Не множеством картин старинных мастеров Украсить я желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом лугу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 6

Удивительные женские образы созданы А.С.Пушкиным в его шедеврах любовной лирики. Всем известны имена его муз, прославленных гением поэта: Анна Керн, Екатерина Воронцова. Но самой главной музой являлась его супруга Наталья Николаевна. Сонет «Мадонна» написан А.С.Пушкиным в 1830 году, и его появление связано с именем Натальи Гончаровой. В сонете две героини, образ небесной Богоматери сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет «моя Мадонна». Образ Мадонны с младенцем Христом, «во славе и в лучах», занимает центральное место. Эта картина отчётливо и ясно возникает в воображении лирического героя. Богоматерь – идеальный образ женщины, величественной, прекрасной и кроткой.

Слайд 7

Возлюбленная поэта наделена такими же чертами. Его Мадонна – «чистейшей прелести чистейший образец». Для создания образа своей любимой поэт использует прилагательное в превосходной степени и использует его дважды! Земная красота -«прелесть» – в сочетании с духовным совершенством – «чистейший образец»-приближается к небесному идеалу. Использование слов высокого стиля («дивился», «внимая», «спаситель», «Пречистая», «Творец» и т.п) придаёт торжественность сонету. Это продиктовано создаваемыми образами. Жилище лирического героя соответственно стилю называется «обителью». Поэт не рисует прямо образ своей возлюбленной, но используемые им эпитеты («кроткие» , «чистейший») помогают нам понять, какова его Мадонна.

Слайд 8

Я обратила внимание, что необычное деление на строфы: 1-я и 2-я являются четверостишиями с перекрёстной рифмой, а 3-я и 4-я – трёхстишия. Особую нежность, певучесть этому произведению придаёт то, что рифмы в 1-й и 2-й строфе одинаковы ( мастерОВ – знатокОВ, трудОВ - облакОВ и обитЕль – посетитЕЛЬ, зритЕЛЬ- спаситЕЛЬ). А в 3-й и 4-й рифмы следущие: ААБВБВ, то есть третья строчка одной строфы рифмуется со второй строкой другой строфы. Так что, может быть, это не два трёхстишия, а одна строфа с шестью строчками? Гений поэта подарил нам удивительное, торжественное и прекрасное произведение, в котором он воспевает женскую красоту, духовное совершенство своей главной музы – будущей жены Натальи Гончаровой. Любовь позволяет поэту увидеть в земной женщине небесный идеал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения...