Тендряков В.
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Герасимова Светлана Васильевна

Интегрированный урок история-литература. События ВОВ лето 1942 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока «День, вытеснивший жизнь»
в 10 классе.   История – литература  (по материалам учебника истории о событиях Великой Отечественной войны летом 1942 года и рассказу В. Тендрякова «День, вытеснивший жизнь»)

Цели:

1). Познакомить учащихся с ходом военных действий летом 1942 г., показать трагизм событий во время отступления Красной Армии.

2). Проанализировать идейно-художественное содержание рассказа В. Тендрякова выявить особенности его художественного мира (время, пространство, сюжет, композиция).

3). Дать характеристику системы персонажей рассказа, показать авторское видение проблемы становления солдата-защитника Родины.

4). Воспитание уважения к подвигу воинов в годы Великой Отечественной войны.

Оформление: окна оклеены крестом, плакат «Родина Мать зовёт!»

ХРОНООМЕТР. Сообщение Совинформбюро


Сержант Тенков – главный герой рассказа

     Я окончил  школу за полтора часа до начала войны.  В два часа ночи мы  разошлись с выпускного вечера,  в  три тридцать,  немецким войскам был отдан приказ перейти нашу границу - "час Ч" по их планам.   У каждого за спиной дом,  мать,  отец, братья, сестры, либо жена, либо девчонка, с которой целовался у калитки.  Я с девчонкой у калитки  пока  не   целовался, еще не успел.

 Отец был комиссаром в гражданскую войну,  в эту его призвали сразу же,  на второй день. И вот уже восьмой месяц от него нет писем...  

   "Требуем  н е м е д л е н н о  отправить нас на фронт!"  

Ждем.

"Со  средним  образованием  шаг  вперед!"  - в дивизионную школу

младших командиров.

     Учимся прямо на нарах,  там, где спим.

В очередной раз среди ночи подымают по тревоге,  ведут на станцию, нас

ждет эшелон. Наконец-то! На фронт.

 Оглядываемся назад,  на свое прошлое. Порвано с прошлым. Марш! Марш! К линии фронта!

ИСТОРИЯ
I. Вступительное слово учителя.
Весной обе воюющие стороны стали готовиться к летней кампании. Как известно, немецкие войска стояли в 25 километрах от Ленинграда и в 250 от Москвы.
Советское командование предполагало, что основные силы противника вновь будут направлены на взятие Москвы. Именно здесь ждали решительного удара немецких войск.
II. Работа с картой.
Отметить линию фронта весны 1942 года.
Показать, куда, по мнению советского командования, будут наступать немецкие войска?
Показать направления удара немецких войск.

III. Планы
немецкого командования были совершенно иными.

Главный удар они решили нанести на южном направлении, выйти к Волге, захватить плодородные земли юга России, Северного Кавказа, перейти через Кавказский хребет и завладеть нефтепромыслами Баку. Операция немецких войск держалась в строжайшем секрете. Кроме того, по приказу Гитлера был разработан план дезинформации советского командования. Были подготовлены документы о том, что группа армий «Центр» начнет наступление на Москву 22 июня 1942 года. Папка с секретными документами была вручена летчику, который должен был лететь на малой высоте вдоль линии фронта. Его, естественно сбили советские зенитчики, а папку переправили в штаб фронта. Советское командование получило подтверждение своим планам, но это была провокация. Мощное наступление по всему Южному фронту немцы начали 28 июня 1942 года. Бои развернулись в гигантском треугольнике: Воронеж – Сталинград – Ростов – на – Дону.
Это была катастрофа. События по всему Южному фронту напоминали первые дни войны. Немцы продвигались вглубь со скоростью 30-40 километров в день. Отступление Южного фронта превратилось в паническое бегство. Немецким войскам удалось форсировать Дон и в августе 1942 года устремиться к Сталинграду и на Северный Кавказ. Мы потеряли 70 млн. населения, более 800 млн. пудов хлеба, 10млн. тонн металла.
Какие меры предпринимает советское командование?
IV.
Сообщение ученика «Приказ Сталина № 227»
28 июля 1942 года за подписью Сталина появился приказ № 227, известный как приказ «Ни шагу назад!»

Слово учителя: В тяжелейших условиях приходилось воевать советским солдатам. Как выстоять? Как остановить? Как победить врага? Где для этого взять силы? Такие вот перед нами встали проблемные вопросы. Чтобы найти ответ на них, обратимся к участнику войны – Владимиру Тендрякову.

ЛИТЕРАТУРА
I. Слово о писателе.
Сообщение ученика о писателе В. Тендрякове.
Владимир Федорович Тендряков был личностью огромного общественного темперамента.

Незадолго до внезапной своей смерти, а точнее 1984, Тендряков пишет несколько рассказов о войне. Все случилось по слову поэта: "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.." Рассказы эти ("День, вытеснивший жизнь", "Седьмой день"), как точно заметил Даниил Гранин, "удивляют свежестью... безыскусностью... Как будто они написаны тогда, ну хотя бы в госпитале. В них нет знания того, что будет: Сталинграда, разгрома немцев, наступления... То, что всегда так опасно в книгах о войне... И это незнание открывает великую нравственную силу героя - восемнадцатилетнего солдата".
Владимир Тендряков пишет свою войну от первого лица, почти не скрываясь за героем - рассказчиком. Первый бой, принятый им и его товарищами по оружию летом 1942 года, остался в авторской памяти как самый длинный день, вытеснивший прежнюю жизнь. Написан этот день с проникновенным и сдержанным психологизмом, без всякого нажима на трагические детали, без тени экзальтации и нервного подъема. И оттого еще сильнее действует на читателя обыденная противоестественность и жестокая необходимость военной работы, в которую с ходу впрягается мальчик-сержант, за один день познавший цену трусости и бесстрашия, жизни и смерти.

II. Слово учителя. Обратимся к тексту рассказа В. Тендрякова «День, вытеснивший жизнь». Понятна ли военная лексика? Разъясните, что такое:
передовая, , кукурузник, «Фокке-вульф», катушка связиста, стереотруба, карабин, портупея, «бог войны», танк КВ, НП.
Военная лексика
III. Сообщение ученика
«Художественный мир произведения» 

Композиция произведения. (Рассказ состоит из 15 небольших глав). Художественное время (1942 г. Июнь - «Наступило лето», один день: утром дивизион высадился из эшелона, день вела бой, ночью наступило затишье). Один из самых напряженных моментов Отечественной войны – отступление к Сталинграду. Художественное пространство (придонские степи, безжизненные, выжженные солнцем, похожие на пустыню, правый берег Дона, безымянный железнодорожный разъезд, дорога в неизвестном направлении). Сюжет: артиллерийский дивизион ночью высаживается в степи, движется на передовую, занимает позицию. Трое разведчиков и трое связистов (они и будут главными героями рассказа) отправляются к нейтральной полосе, чтобы устроить НП и передавать по телефону координаты для артиллерийского обстрела. Весь день идет перестрелка, удается остановить наступление немцев. Ночью бои затихают. В этот первый день на войне и происходит «боевое крещение» молодых солдат, в том числе сержанта Тенкова.

IV.
Вопросы классу по тексту рассказа:

1). Каков авторский замысел: почему события рассказа происходят в один день?
 Автор ставит перед собой задачу показать, как молодые солдаты вступали в бой. После мирной жизни они начинали жить жизнью военной, в самые трагические моменты войны они становились истинными защитниками. Этот день вытеснил жизнь.

2). Кто они, герои рассказа? Обратимся к системе персонажей.
Жанр произведения – рассказ, поэтому персонажей немного. Связисты: Тенков, Михеев, Нинкин, разведчики: Глухарев, Чуликов, помкомвзвода Зычко, лейтенант Смачкин.
Сашка Глухарев.

С ленцой,  в вразвалочку выступает Сашка Глухарев,  рослый разведчик. С

него хоть  картину  пиши образцово-показательного бойца - комсоставский ремень туго стягивает тонкую талию, гимнастерочка заправлена без морщинки, на широком плече небрежно болтается карабин,  на бедре шашка, на ногах не кирзачи, как у всех нас, а яловые, гармошкой, еще не тронутые пылью сапоги.  И лицо у Сашки внушительное, треть его уходит на квадратный подбородок с тщательно выбритой ямкой посередине.  Даже Зычко остерегается командовать Сашкой, а  сам  командир дивизиона майор Пугачев при встрече здоровается с ним за руку.

В минуты опасности меняется, боится разрывов мин, осколков снарядов до такого состояния, что бесчувственно валится на землю, приговаривая: «Меня убьют, все равно убьют». «Дохлую ворону за орла принимали», -говорит Смачкин


Чуликов – разведчик совсем другого покроя. Над ним все смеются, он нелепо выглядит, падает. Малосильный, с трудом переносит физические нагрузки. Преображается. «Никто лучше его не делает расчеты для стрельбы: без всяких таблиц мгновенно соображает в уме и никогда не ошибается». «Ай да Чуликов! Спорит, и лейтенант не ставит его на место. Спор кончается тем, что они меняются местами – Чуликов прилипает к стереотрубе…»

Зычко – обстоятельный и расчетливый помкомвзвода. Всегда все просчитывал наперед. Подводу для раненого нашел Тенков, а в тыл сопровождать поехал Зычко. Просчитался – погиб от случайной пули.

Сержант Тенков – главный герой рассказа.

Промежуточный вывод: на войне, в критические моменты проверяются люди. Какую бы ты роль до этого ни играл, война высветит истинное лицо каждого человека.

V. Автор пишет: «Но бывают критические моменты, когда неизвестность столь близка и столь зрима что не спрячешься от нее за самообман, принимай все как есть. Тогда каждый отметает в себе случайное и наносное, обращается к одинаково тревожному для всех, главному, великому…» Как раскрылись эти персонажи в минуты опасности?
Получалось, как замечает автор, по принципу
«Все кругом выворачивалось наизнанку»:

VI Работа с текстом. Анализ эпизода.

Какие изобразительно-выразительные средства использует В. Тендряков при описании?

1). «В воздухе запели пули… Внезапный, взахлеб яростный визг, я ныряю каской вперед, в смущении поспешно распрямляюсь».   Раньше пуль до меня донесся голос врага.  Он не только возмутил  меня, он поразил своей откровенной тупостью. С оскорбительной спесивостью предлагает - "Спеши спасти свою жизнь!" - и рассчитывает,  что сразу  послушаюсь, воткну штык в землю.  От отца уже восемь месяцев нет писем.  Он убит.  Ими!

2). Давящий – до терпеть нельзя – вой. Возрос и обрубился. На миг тишина. Предсмертная – ни мысли, ни дыхания. И земля рвется к небу.
3). Снайпер. «Резкий свист, фонтанчик пыли у самой заросли»  До сих пор чувствую слабину в коленках.  А  еще считал себя обстрелянным - неуязвим, не боюсь.

4). «Самолеты двигались прямо на меня». Обреченный мир. Никого в нем нет, кроме меня. С грохотом колыхнулась земля и не успела встать на  место,  как  новый сотрясающий грохот.  Все кругом стало ломаться, раскалываться, биться в истерике, свет померк, а кусок степи, обнятый мною, корчился в конвульсии. На мгновение проскальзывало затишье,  зыбкое, как солнечный зайчик. Оно не успевало родить надежды - снова вой, обвальный грохот, конвульсии земли. Еще, еще, еще!.. Хватит! Больше уже невозможно!  «Я ослеп, я оглох, я перестал чувствовать, смирился с концом»
5). Артиллерийский обстрел. «С визгом распарывается небо. Поднявшееся на дыбы поле на секунду закрывает солнце». Небытие.     Вот в рыке и вое проступил невнятный слабенький  свист.  Она!  Сброшена... Мой конец. Тонкий свист оборвется - меня не будет. Но еще, еще... Я ослеп, я оглох, я перестал себя чувствовать, смирился с концом.

 Долго лежу в изнеможении,  отдыхаю в заповедном  мирке,  успеваю  даже

проводить золоченого монашка до вершины былинки,  тихо порадоваться его победе.

6). Спасение раненого Феоктистова. «Феоктистов умрет, я буду жить. До чего простой выход». Кого раньше, ее или меня?

7) ШВЗ - штык в землю.  Как же, сейчас... И эта бесцеремонная грубость - "жиды и коммунисты"  -  должна мне нравиться?  И непристойная игра на простачка - пропуск даем, пользуйся... До чего же, оказывается, глуп мой враг. Родилось брезгливое к нему презрение. А уж того, кого презираешь, бояться нельзя.

VII. Что же такое война? Как стать настоящим солдатом – защитником? Промежуточный вывод: молоденький сержант учится быть солдатом. Он боится, но преодолевает страх. Он выполняет свою работу связиста, делает то, что должен делать: таскает тяжелые катушки, ищет и устраняет обрыв на линии, копает в каменистой земле траншею, находит подводу и спасает раненого. Не ищет выгоды, не прячется от опасности, не ловчит.

Какой вывод делает Владимир Тендряков?
Авторский вывод (через сорок лет): война есть, никуда не денешься, размышлять о ней поздно. Умей бороться – да, с ней, да, против смерти, да, за жизнь.
Это тяжелый и рискованный труд, труд до изнеможения, труд рядом со смертью.

Сержант Тенков
Я ни разу не был в рукопашной, всего раз или два выстрелил в сторону противника, наверняка никого не убил, зато, вырыл множество землянок и окопов,  таскал пудовые катушки и  еще  более тяжелые упаковки питания радиостанции,  прополз на животе несчитанные сотни километров под взрывами мин и снарядов,  под пулеметным и автоматным огнем, изнывал от жары,  коченел от холода, промокал до костей под осенними дождями,  страдал от жажды и голода, не смыкал глаз по неделе, считал счастливым блаженством пятиминутный отдых в походе.  Война для меня, маменькиного сынка, неусердного школьника, лоботряса и белоручки, была прежде всего тяжелый и рискованный труд, труд до изнеможения, труд рядом со смертью.

     И никогда не ведал, что преподнесет мне новая минута...

  Общий вывод урока
Составить кластер «Молодой солдат»
ИСТОРИЯ
Сталинград закрыли 62 и 64 армии под командованием генералов Чуйкова и Шумилова. Не дрогнули, не отступили. Не потому, что боялись неизбежной смерти сзади. Не думали об этих отрядах сталинградцы – не до них было Все решалось каждым конкретным бойцом. Штыком, прикладом, лопатой, кулаком дрались за истерзанную землю. С такими людьми фашисты совладать не могли.
19 ноября 1942 года советские войска перешли в наступление северо-западнее и южнее Сталинграда. В окружение попала 330-тысячная группировка войск 2 февраля 1943 года она капитулировала. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и II мировой войны в целом. На берегах Волги началась наша победа в жесточайшей войне, каких еще не знала история человечества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«День, вытеснивший жизнь»

Слайд 6

Наступление немецких войск на Сталинград в июне – сентябре 1942 года Карта военных действий летом 1942 года

Слайд 7

Победный марш завоевателей: русские должны умереть, чтобы мы могли жить

Слайд 8

Немецкое господство на земле и в воздухе

Слайд 9

Наступление немецких танковых армий в донских степях летом 1942 г.

Слайд 10

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ от 28 июля 1942 г. N 227 г. Москва Народный комиссар обороны И. Сталин

Слайд 11

Рассказы о Великой Отечественной войне: «День, вытеснивший жизнь» «Седьмой день» ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ТЕНДРЯКОВ 05.12. 1923 – 03.08 1984 г.

Слайд 12

Понятна ли военная лексика? Катушка связиста «Фокке-вульф» «Кукурузник» Передовая НП Танк КВ Портупея «Бог войны» Стереотруба

Слайд 13

Художественный мир произведения Композиция Сюжет

Слайд 15

Каков авторский замысел: почему события рассказа происходят в один день? Этот день вытеснил жизнь…

Слайд 16

Кто они, герои рассказа? Сашка Глухарёв Чуликов Зычко Я

Слайд 17

Какие изобразительно-выразительные средства использует В. Тендряков при описании?

Слайд 19

Война – это тяжелый и рискованный труд, труд до изнеможения, труд рядом со смертью. Умей бороться – да, против смерти, - да, за жизнь. Владимир Тендряков

Слайд 20

Одинокая звезда заглядывает в окоп. Увижу ли я её снова?

Слайд 21

Составить кластер



Предварительный просмотр:

1). «В воздухе запели пули… Внезапный, взахлеб яростный визг, я ныряю каской вперед, в смущении поспешно распрямляюсь».   Раньше пуль до меня донесся голос врага.  Он не только возмутил  меня, он поразил своей откровенной тупостью. С оскорбительной спесивостью предлагает - "Спеши спасти свою жизнь!" - и рассчитывает,  что сразу  послушаюсь, воткну штык в землю.  От отца уже восемь месяцев нет писем.  Он убит.  Ими!

2). Давящий – до терпеть нельзя – вой. Возрос и обрубился. На миг тишина. Предсмертная – ни мысли, ни дыхания. И земля рвется к небу.

3). Снайпер. «Резкий свист, фонтанчик пыли у самой заросли»  До сих пор чувствую слабину в коленках.  А  еще считал себя обстрелянным - неуязвим, не боюсь.


4). «Самолеты двигались прямо на меня». Обреченный мир. Никого в нем нет, кроме меня.
Описание бомбежки.     С грохотом колыхнулась земля и не успела встать на  место,  как  новый сотрясающий грохот.  Все кругом стало ломаться, раскалываться, биться в истерике, свет померк, а кусок степи, обнятый мною, корчился в конвульсии. На

мгновение проскальзывало затишье,  зыбкое, как солнечный зайчик. Оно не ус-

певало родить надежды - снова вой, обвальный грохот, конвульсии земли. Еще,

еще, еще!.. Хватит! Больше уже невозможно!  «Я ослеп, я оглох, я перестал чувствовать, смирился с концом»

5). Артиллерийский обстрел. «С визгом распарывается небо. Поднявшееся на дыбы поле на секунду закрывает солнце». Небытие.     Вот в рыке и вое проступил невнятный слабенький  свист.  Она!  Сброшена... Мой конец. Тонкий свист оборвется - меня не будет.

Но еще, еще... Я ослеп, я оглох, я перестал себя чувствовать, смирился с концом.

     Долго лежу в изнеможении,  отдыхаю в заповедном  мирке,  успеваю  даже

проводить золоченого монашка до вершины былинки,  тихо порадоваться его победе.


6). Спасение раненого Феоктистова. «Феоктистов умрет, я буду жить. До чего простой выход». Кого раньше, ее или меня?

7) ШВЗ - штык в землю.  Как же, сейчас... И эта бесцеремонная грубость - "жиды

и коммунисты"  -  должна мне нравиться?  И непристойная игра на простачка -

пропуск даем, пользуйся... До чего же, оказывается, глуп мой враг. Родилось

брезгливое к нему презрение. А уж того, кого презираешь, бояться нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тендряков Хлеб для собаки ТЕСТ

По программе 2100. 7 класс...

Урок литературы в 11 классе "В.Тендряков "Хлеб для собаки"

Проблемное обучение - это один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения, навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активностью самих обучающихся...

Родная литература Тендряков "Люди нелюди"

Родная литература Тендряков "Люди нелюди"...