ВЧ А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле », «Корова» и др..
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П. Платонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_63_literatura.odt10.33 КБ

Предварительный просмотр:

ВЧ А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле », «Корова» и др..

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

-Платоновские сказки –это своего рода философские притчи. В них выражен великий смысл.

-Вспомните, что такое притча?

-Какие притчи вы знаете?

4. Постановка учебной цели

-«Цветок на земле», «Корова». Нам эти рассказы Платонова еще незнакомы.

-Как вы думаете, о чем эти рассказы? О чем предстоит прочитать?

-Какие бывают цветы?

(Комнатные, полевые, лечебные.

-Какова роль цветов в жизни человека?

Они украшают нашу жизнь, приносят радость людям, сопровождают нас всю жизнь.)

-А цветком мы можем назвать кого-нибудь?

Дети-цветы жизни.

5.Работа по теме урока

1)Чтение рассказа «Цветок на земле» учителем

-Кто является главным героем? (внук Афоня)

- Какие эпитеты помогут описать мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)

- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)

- Дедушка. Ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают)

- Какие эпитеты вы подберёте для образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный)

- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!"

- В произведении идёт речь о двух людях, юном создании и зрелом человеке. Почему тогда рассказ называется "Цветок на земле"? (в образ цветка автор вкладывает особый смысл)

- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)

- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")

- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

2) Прослушивание рассказа «Корова»

— Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?

—  Что видит Вася каждый день из окон своего дома?

— Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?

— Почему Вася любил ходить в школу?

(Вася любознательный, он хочет узнать мир)

— Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?

(Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.)

— Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?

—  С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?

(Платонов уважал рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства. Поэтому машины силой любви людей к ним очеловечены. Только сердечное отношение человека к паровозу принимает мальчик. Платонов мечтал о гармоничном соединении природы и техники, о примирении между ними. Это было сокровенной мечтой писателя.)

—  Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».

— Что значила в жизни Васи корова?

(Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».)

—  Все ли герои рассказа так же относились к корове?  

—  Как Платонов изображает горе коровы?

(«Корова ничего не ела; она молчала и редко дышала,……, чтобы обессилить себя и свое горе»)

—  Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?

(Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.)

—  «В сердце все человеческое богатство», - убежден автор. Докажите, что это сказано о Васе.

—  Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?

(Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)

— Каков смысл названия рассказа? (Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.)

— В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.

6. Подведение итогов. Рефлексия

- Чему же учат нас эти рассказы?

7. Д/з читать А.Грин «Алые паруса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".

Конспект урока по литературе.  Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....

А.П. Платонов "Неизвестный цветок"

поиск информации с использованием справочной литературы...

Андрей Платонович Платонов "Неизвестный цветок"

Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm, аналогично с testdrl...

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...

А.П.Платонов "Цветок на земле" на тему "У каждого своя гора..."

А.П.Платонов "Цветок на земле" на тему "У каждого своя гора..."...

Урок по литературе "А.П.Платонов. Рассказ "Корова". 5 кл

Литература. 5 класс.Тема урока "А.П.Платонов. Рассказ "Корова"....