Лирика Н.А. Некрасова: рабочая тетрадь
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Настоящее учебно-методическое пособие содержит дидактический материал к урокам по лирике Некрасова, КИМы, речевые клише сочинений по творчеству поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rt_nekrasov_lirika.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ОЗЁРСКЕ

         

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ОЗЁРСК 2017

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук,  профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Это было раненое сердце, - раз на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия.
                                                                                                                           
Ф.М. Достоевский

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ БИОГРАФИЮ Н. НЕКРАСОВА?

Решите тестовые задания

1) Некрасова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Сергей Алексеевич

г) Николай Алексеевич

2) Некрасов

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) был редактором журнала «Современник»

г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Петербургском университете

4) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Железная дорога»

б) «Невский проспект»

в) «Памяти Добролюбова»

г) «Русские женщины»

5) Годы жизни Н Некрасова:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1821 - 1877

г) 1799 – 1837

6) В жизни Некрасова

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

7)Рядом с какой русской рекой проходило детство Н.А. Некрасова?

  1. Москвой-рекой;
  2. Волгой;
  3. Леной;
  4. Окой.

8) Кто из родных привил Н.А.Некрасову любовь к родной русской природе?

  1. Отец;
  2. Дядя;
  3. Бабушка;
  4. Мать.

9) Где прожил большую часть жизни Н.А.Некрасов?

  1. в Москве;
  2. в Ярославской губернии;
  3. в Петербурге;
  4. на Волге.

10) Назовите журнал, редактором которого был Н. А. Некрасов.

а)        «Эпоха»

б)        «Русский вестник»

в)        «Современник»

г)        «Время»

11) Первый сборник Н. А. Некрасова, о котором В. А. Жуковский отозвался: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи», — назывался:

а)        «Мечты и звуки»

б)        «Белая стая»

в)        «Подорожник»

г)        «Золото в лазури»

12) В середине 40-х годов XIX в. Н. А. Некрасов начал издавать альманахи, в которых отстаивал гоголевское направление в искусстве и литературе. Укажите одно из названий этих альманахов.

а)        «Физиология Петербурга»

б)        «Родина»

в)        «Новое время»

г)        «Жизнь Петербурга»

13) Назовите адресата любовной лирики Н. А. Некрасова.

а)        Е. А. Денисьева

б)        А. П. Керн

в)        А. Я. Панаева

г)        Л. Д. Менделеева

14) Определите, к какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А. Некрасова.

а)        классицизм

б)        романтизм

в)        реализм

г)        сентиментализм

15) Какие чувства преобладают в любовной лирике Н. А. Некрасова?

а)        восторг и радость

б)        нежность и восхищение

в)        страдание и ревность

г)        преклонение перед возлюблено

16) Какой образ Музы создал в своих стихах Н. А. Некрасов?

а)        музы мести и печали

б)        образ Прекрасной Дамы

в)        муза — легкомысленная красавица

г)        муза — уездная барышня

г)        «Рыцарь на час»

 


 ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

Задание 1. Прочитайте приведённые ниже стихотворения Некрасова и ответьте на поставленные вопросы

Памяти Добролюбова

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Пророк

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

  1. К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему стихотворение называется «Пророк»? Есть ли в нем основания для сопоставления стихотворения с «Пророком» Пушкина и «Пророком» Лермонтова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие жизненные ценности утверждает автор? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему в финале стихотворения, написанного революционером-демократом, появляется библейский образ распятого Христа?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА

Задание 1. Прочитайте приведённые ниже стихотворения Некрасова и ответьте на поставленные вопросы

В дороге

- Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать -
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

- Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

Расскажите сюжет этого стихотворения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите смысл финальной части.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова форма этого стихотворения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2. Познакомьтесь со стихотворением Некрасова «Несжатая полоса» и выполните задания в формате ЕГЭ

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других - и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?.."

Ветер несет им печальный ответ:
- Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

В1.Как называется сюжетно-композиционный элемент стихотворения, представляющий собой описание природы?________________________________________

В2. Определите размер, которым написано стихотворение______________________

В3. Как называется приём одушевления природных явлений?___________________

В4.К какому художественному приёму прибегает поэт, описывая руки пахаря?_______________________________________________________________________

В5. Укажите средство усиления смежных строк:

Или мы хуже других уродились?

Или недружно цвели-колосились?

__________________________________________________________________

Прочитайте приведённое  стихотворение и выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1 Какой предстаёт в стихотворении Некрасова жизнь пахаря-труженика?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2 Каким чувством наполнено стихотворение и как оно характеризует лирического героя?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3 Что составляет главную тему стихотворения, и  какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Познакомьтесь со стихотворением Некрасова «Тройка» и выполните задания в формате ЕГЭ

Тройка

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж - привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, -

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Н.А. Некрасов, 1846

В1 С помощью какого художественного приёма поэт сопоставляет девичью мечту и реальную жизнь девушки-крестьянки_____________________________________________

В2. В стихотворении Некрасов неоднократно обращается к образу дороги. Как называется такая единица сюжетного развития?______________________________________________

В3. Каков тип композиции данного стихотворения?_________________________________

В4.Укажите изобразительно-выразительное средство, используемое при описание внешности лирической героини («чернобровая дикарка»)____________________________

Прочитайте приведённое  стихотворение и выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1.Почему лирическая героиня стихотворения «глядит с тоской на дорогу»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2. В каких произведениях русской литературы затрагивается тема трудной судьбы простой русской женщины?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте стихотворение Некрасова «Внимая ужасам войны», познакомьтесь с его интерпретацией, в которой восполните лакуны.

Внимая ужасам войны

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Лирика Н. А. Некрасова проникнута_______________________________. Его стихи, часто печальные, своей мелодичностью напоминают__________________________, повествующие о жизни простого человека, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рамками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Внимая ужасам войны...». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. _________лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий___________________, обороны___________________.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Поэт употребляет устаревшее слово «внимать», что означает «_______________________________». Это слово поражает своей емкостью. Оно одновременно вбирает в себя лексический смысл глаголов «_________» и «___________». В этом проявляется_______________________________.

Да, война, даже самая священная, всегда ужасна, всегда несет__________________________________________________. Война — это страдания и не только для тех, кто воюет и погибает, но и для близких им людей. Горюют жена и друг, но ни с чем несравнимо горе матери, потерявшей сына (цитата).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Искренние, выстраданные слезы матери поэт называет «___________», противопоставляя их «__________» «___________» и прозаическим делам повседневной жизни. Все в мире проходит, лишь________________________.

Глубокие народные корни имеет сопоставление женщины, оплакивающей своего ребенка с образом_______________________: (цитата)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведь ива, прозванная в народе плакучей, олицетворяет___________________________________________________________.

Образно и использованное автором выражение «кровавая нива». «Нива» —____________________, сочетаясь со словом «кровавая», приобретает значение, обратное первоначальному. Хлеб в представлении людей всегда является________________________. В стихотворении же перед глазами встает нива, породившая смерть, —________________________________.

Стихотворение «Внимая ужасам войны...» отличает своеобразное композиционное построение:______________________________________. Важно и то, что стихотворение подается от____________________, что воспринимается как тихое повествование, исполненное грусти, когда рассказчик обращается непосредственно к каждому слушающему его.

Все, кто читает это лирическое стихотворение, проникаются мыслью о_____________________________________________________________.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Задание 1. Прочитайте приведённые ниже стихотворения Некрасова и сформулируйте его основную мысль.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"

Тема стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» стала лейтмотивом всего творчества Некрасова. В этом стихотворении образ музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа. Муза Некрасова____________________________________________________________________________________________________________________________________. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а в образе_________________________________________. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Задание 2. Прочитайте приведённое ниже стихотворение Некрасова и ответьте на поставленный вопрос.

* * *

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства;
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкого сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидит

  1. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Прочитайте приведённое ниже стихотворение Некрасова и ответьте на поставленные вопросы

Поэт и гражданин

Г р а ж д а н и н (входит)
Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.

П о э т
Прибавь: хандрит и еле дышит -
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н
Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...

П о э т
Так что же?

Г р а ж д а н и н
Да глядеть обидно.

П о э т
Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н
Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

П о э т
Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н
Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...

П о э т
А! знаю: "Вишь, куда метнул!
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин!- Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)
"Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

П о э т (с восторгом)
Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н
Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь - пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

П о э т
Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,- великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н
Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,-
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,-
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,-
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес - и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи... третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
"Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!"
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

П о э т
Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других - потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем -
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор...

Г р а ж д а н и н
Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
... ... ... ... ...
... ... ... ... ...
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же... Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан... Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени — жалобы.
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

П о э т
Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить -
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы - я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои -
Душа пугливо отступила...
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове "честный гражданин".
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты - сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи -
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...

  1. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв автора считать обращенным к самому себе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каков символический смысл образа бури на море?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворения принадлежат Поэту, а не Гражданину?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?       

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте приведённое ниже стихотворение Некрасова и ответьте на поставленные вопросы

Элегия

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира?..

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

  1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии? Заполните лакуны.

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный образ богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поза созерцательного поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова. Он утверждает необходимость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином (цитата):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова — стихотворения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении_________________________. Некрасов «незлобивому поэту» противопоставляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой задачи требует от поэта огромного мужества и стойкости.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отражение в таких стихотворениях, как «_________________» и «____________», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что, Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать: «_______________________________».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который__________________________________________________________. И в этом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, отвечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том, чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Задание 1. Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания и выполните задания в формате ЕГЭ

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты, -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Нов сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

А 1. К какой из жанровых разновидностей лирики относится приведенное выше стихотворение Некрасова?

  1. к гражданской лирике
  2. к интимной лирике
  3. к пейзажной лирике
  4. к патриотической лирике

А 2. Что определяет основную тему стихотворения?

  1. зарождающееся любовное чувство
  2. борьба за свободу любовного выбора
  3. борьба с окружающим миром
  4. взлет любовного чувства на грани расставания

А 3. На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения?

  1. на несовместимости любви и высокой поэзии
  2. на противоречии между чувством и долгом
  3. на контрасте между любовным горением и холодом
  4. на парадоксальном смешении любви и ненависти

А 4. Эмоциональный тон стихотворения

  1. элегичный
  2. торжественный
  3. насмешливый
  4. безмятежный

А 5. Лирический герой некрасовского стихотворения

  1. стремится к разрыву, мечтая о душевном освобождении
  2. желает возродить былые чувства на новом этапе отношений
  3. пытается перевести отношения в дружественное русло
  4. призывает уважать уходящие, но все еще сильные чувства

В 1. Из второй и третьей строф стихотворения выпишите глагол (в неопределенной форме), повтор которого указывает на сохранение живого чувства в отношениях героев.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («ревнивые тревоги», «тайный холод»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Назовите художественный прием, к которому прибегает поэт в двух последних строках третьей строфы стихотворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 4. Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В5. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В6. Какое средство иносказательной выразительности помогает Н.А. Некрасову передать чувства лирического героя:

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты…?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В7. Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1. В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А. Некрасова и кто из русских поэтов близок Некрасову в ее решении?  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Продолжите составление справочного материала «Основные темы и мотивы лирики Н.А.Некрасова».

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения:  «В дороге»,  1845 г.;  «Тройка»,  1846 г.;  «Еду ли ночью…» и др.)

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Поэма «Русские женщины» (1872–1873).

Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.  

5. Тема любви.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Тема поэта и поэзии.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________